logo
Etika_vasinoy_uchebnik

1. Функции невербального поведения личности

Вопрос о роли невербальных средств в общении, в том числе и деловом, активно обсуждается современными специалистами по коммуникации.

Многие психологи пытаются определить процентное соотношение речевой деятельности и невербального общения и тем самым подчеркнуть особую значимость невербальных компонентов в реальной коммуникативной практике. А. Пиз представляет данные, полученные западными исследова-телями и свидетельствующие о существенном количественном превосходстве невербальных поведенческих средств. Так, А. Мейерабиан утверждает, что за счет вербальных средств (слов) передается только 7% информации, за счет звуковых (включая тон голоса, его интонации) – 38%, а невербальных – 55%. Более реалистичные цифры приводит Бердсвилл, установивший, что в беседе словесное общение занимает менее 35%, невербальное – более 65%. По мнению некоторых российских специалистов, в деловом мире манера держаться может составлять до 50% общего впечатления. Поэтому понимание ролиневербального общения, умение правильно использовать и интерпретировать знаки невербального языка, а также формирование навыков невербального поведения существенно влияет на достижение взаимопонимания между партнерами и на эффективность совместной деятельности.

Вербальные и невербальные средства общения дополняют друг друга: между ними существует своеобразное разделение функций:

  1. По словесному каналу передается чистая информация, по невербаль-ному – отношение к тому, что сказано, и к партнеру. Невербальные средства выступают индикатором действительного отношения к партнеру, инстру-ментом выражения качества и изменения отношений между участниками общения, а также способствуют формированию этих отношений.

2. Невербальные знаковые системы умножают смысл (семантически значимую информацию, влияющую на изменение поведения), который несут вербальные средства, помогают раскрыть полностью смысловую сторону информации. С их помощью уточняется, изменяется и дополняется вербальное сообщение, осуществляется экономия речевых средств общения.

3. Невербальная информация может противоречить вербальной, иногдаявляясь более правдивой. Невербальное поведение обеспечивается множеством поведенческих реакций, всю совокупность которых невозмож-но поставить под сознательный контроль. Именно в этом смысле можно понимать утверждение, что язык может лгать, тело же лгать не может.

Кроме того, невербалика:

- способствует установлению контакта (особенно визуальный контакт, улыбка, рукопожатие);

- создает образ партнера, является средством идентификации (в том числе и социально-культурной) и самопрезентации партнеров по общению, а иногда и средством их маскировки;

- выполняет функцию социальной стратификации, выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений;

- является способом закрепления социокультурного опыта;

- отражает эмоциональное состояние партнеров, усиливает эмоциональ-ную насыщенность сказанного или наоборот снимает эмоциональное напряжение;

- является показателем актуальных психических состояний участников общения.