2. Тенденция связывать психические качества личности с особенностями внешности:
большой лоб – ум,
квадратный подбородок – воля,
толстые губы – сексуальность,
жесткие волосы – непокорный характер и т.д.
Г. Олпорт выяснил, что люди имеют устойчивую привычку воспринимать:
- людей, носящих очки с высоким лбом, как более умных, заслуживающих доверия, прилежных;
- пожилых и полных мужчин как надежных, уверенных в себе, ответственно относящихся к своему слову;
- улыбающиеся лица более умными, а их владельцев дружелюбнее настроенными к другим людям.
3. Явление «проецирования». Это приписывание другой личности черт, которые присущи самому воспринимающему человеку и у другой личности могут отсутствовать, или «вкладывание» в других своих состояний.
Часто люди видят в других отрицательные черты, которые присущи им самим.
Тенденция «проецирования» сильнее выражена у лиц с малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность.
4. Полнота и характер оценки другого человека зависит от таких качеств оценивающего как:
- уверенность в себе,
- как присущее ему отношение к другим людям,
- как всегда имеющаяся у него «теория личности».
Боес и Маслоу выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. Неуверенные в себе имеют обыкновение смотреть на других как на тяготеющих к холодности и не расположенные к ним1.
Механизмы восприятия
1. Один из самых простых способов понимания другого человека – идентификация. Под идентификацией понимается отождествление себя с другим человеком, уподобление себя другому человеку.
Экспериментальные исследования выявили связь между рефлексией и близким ей по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия – эмоциональный отклик на проблемы партнера, аффективное понимание - не столько продумывается, сколько переживается.
2. Другим механизмом восприятия является рефлексия. Рефлексия – осознание действующим человеком того, как он воспринимается партнером.
Общее в идентификации и рефлексии – «принятие в расчет».
3. Атрибуция. Интерпретация поведения другого основывается на знании причин его поведения. Но это знание, как правило, отсутствует. Поэтому человек начинает приписывать другому как причины его поступков, так и образцы поведения. Это происходит:
- либо на основе сходства (по аналогии) с прошлым
- либо на основе (по аналогии) с собственными действиями.
Процессы приписывания – атрибуция, приписывание причин поведения – каузальная атрибуция.
Циллих в 1928 году провел эксперимент с участием воспитателей и детей. Он показал, что привлекательным детям воспитатели приписывали более высокие интеллектуальные качества, чем менее привлекательным, что не соответствовало действительности.
Согласно Фрицу Хайдеру, людям вообще свойственно рассуждать так: «плохой человек обладает плохими чертами, хороший - хорошими». Поэтому приписывание причин поведения осуществляется по этой же модели: «плохим» людям всегда приписываются «плохие» поступки, а «хорошим» - «хорошие».
В теориях каузальной атрибуции большое внимание уделяется идее контрастных представлений: когда «плохому» человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя положительных черт.
Ф. Хайдер пришел к выводу, что люди стремятся приписывать поведению других внутренние (например, объясняя его личностными склонностями) или внешние причины (например, при интерпретации поведения других отдавать предпочтение чему-то ситуативному).
Гарольд Келли выявил различие в содержании приписывания причин успеха и неуспеха для позиций участника событий и наблюдателя.
«Неуспех» по-разному воспринимается участником и наблюдателем: участник «винит» в неуспехе преимущественно объективные обстоятельства («среду»)»; в то время как человек в позиции наблюдателя «винит» за неуспех самого исполнителя1.
Фундаментальная ошибка атрибуции: тенденция наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других. (Этот феномен также называется предубеждением соответствия, потому что люди часто считают, что поведение соответствует диспозициям)2.
4. Установка. Особая роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке принадлежит установке как готовности к определенному восприятию, отношению и поведению.
5. Аттракция. Одним из конкретных проявлений установки является аттракция. Аттракция (от англ. attraction - притяжение, тяготение) - установка на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. В процессе аттракции возникает интерес людей и формируется положительное отношение друг к другу. Она оказывает положительное воздействие и на деловую активность: в соответствии с ней индивид вовлекается в совместную деятельность.
- Введение
- Тема 1 деловое общение: его сущность и функции
- 1. Понятие и структура общения
- 3.Функции делового общения
- 7. Перформансная
- 4.Структура коммуникативного действия
- А в Контекст
- Тема 2 речевая культура деловых отношений
- 1. Речевые формы делового общения и их специфика
- 2. Основные правила делового разговора
- 2. Правило качества информации, согласно которому необходимо:
- 4. Правило соответствия, которое выражается словами: «Не отклоняйтесь от темы».
- 1. Приказ, указание, команда:
- 4. Совет (несвоевременный совет), рекомендация, решение:
- 3. Слушание в деловой коммуникации
- 4. Посредством активного слушания достигается понимание проблем, обсуждаемых в процессе делового общения. Основные виды слушания: 1) нерефлексивное; 3) эмпатическое и 4) активное.
- «Можноли поподробнее…»
- 1. Перебивание.
- 9. Непрошенные советы.
- 5. Обратная связь в деловом общении
- 2. Направленной на действия, отношение и высказывания человека, а не на его личность.
- Тема 3 невербальные средства делового общения
- 1. Функции невербального поведения личности
- 2. Позы, жесты и мимика в деловом общении. Визуальный контакт как коммуникативный инструмент
- 3. Экстралингвистические и паралингвистические средства делового общения
- 4. Такесика и проксемика в деловой коммуникации
- 5. Знаково-символические аспекты делового общения
- 2. Тенденция связывать психические качества личности с особенностями внешности:
- 2. Психологическое влияние в практике делового общения
- 3. Манипуляция в деловом общении
- 4. Замечания и комплименты в деловой коммуникации
- 5. Психологические тактики делового общения Образ человека формируется в нашем подсознании в первые 60-90 секунд. Надежность визуального оценочного метода составляет около 80%.
- 6. Помните об улыбкекак о своеобразном мимическом знаке расположения.
- 3. Организация и проведение деловых совещаний
- 4. Переговоры как форма делового общения
- II. Преимущества переговоров «на чужой территории»:
- 5. Национально-культурные стили деловых переговоров
- 2. Люди везде учтивы с людьми учтивыми и везде хорошо относятся к тем, кто отличается достойным поведением и подобающими манерами.
- Тема 6 этика делового общения
- 1. Понятие деловой этики
- 2. Принципы и нормы деловой этики
- I. Этика делового общения «сверху – вниз»
- II. Этика делового общения «снизу – вверх»
- III. Этика делового общения «по горизонтали»
- 3. Этика бизнеса
- 5. «Будьте постоянным в семье и браке».
- 6. «Уважайте собственность других людей».
- Тема 7 деловой этикет
- 1. Понятие этикета, его особенности и основные функции
- 2. Деловой этикет – инструмент построения отношений.
- 3. Деловой этикет – составная часть корпоративной культуры компании.
- 2. Этикет приветствий и представлений
- 3. Деловая одежда: стили, функции, особенности
- 4. Визитки, их место в деловой коммуникации
- 5. Правила дарения и получения подарков
- 6. Культура деловых разговоров по телефону
- Список рекомендуемой литературы
- Содержание
- Надежда Николаевна Васина