logo search
Этика и культура управления

Тема 4. Чиновничество как носитель профессиональной субкультуры

4.1. Понятия профессиональной этики и профессиональной деонтологии. Во втором разделе мы переходим от рассмотрения вопросов теоретической этики к проблемам практической, прикладной этики. Эта отрасль науки о морали охватывает нравы конкретных людей и социальных групп. Одной из разновидностей прикладной этики является профессиональная этика — направление этики, исследующее нравы членов определённого профессионального сообщества, их моральные ориентиры и стоящие перед ними этические проблемы. В специфических условиях профессиональной деятельности общеэтические ценности тесно переплетаются с нормами профессиональной морали. Такого рода исследования имеют аналитически-рекомендательный характер.

Важнейшей областью профессиональной морали является профессиональная деонтология. В интерпретации специалистов профессиональная деонтология — (от греч. deontos — должное, logos — учение) это «часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определённой профессиональной сфере и носящих конкретно-императивный характер; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми) санкциями»13. К числу деонтологических актов относятся тексты присяг, клятв, уставов, моральных кодексов и отдельных законов, затрагивающих нравственные обязанности представителей той или иной профессии. В силу особого общественного значения принципы профессиональной деонтологии в разной степени регламентируют действия людей в профессиях врача, юриста-правоприменителя, военнослужащего, педагога, чиновника.

Ниже, в главах данного раздела, мы обратимся к исследованию нравов сообщества госслужащих, выявим нравственные регуляторы, которыми они руководствуются, обозначим этические проблемы госслужбы, волнующие общество и самих чиновников, попытаемся понять возможные пути их разрешения.

Профессиональная этика госслужащих — система норм, регулирующая поведение чиновников в специфических условиях госслужбы. В России согласно федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» к категории «государственных служащих» относятся только лица, занимающих государственные должности в государственных органах, т.е. наделённых властью институтах государства, а не в любых государственных организациях. «Государственная служба» в российском законодательстве определяется как работа, выполняемая в государственных органах, т.е. управленческих структурах государства и отличающаяся по содержанию и форме от исполнительного труда рабочих.

Поэтому субъектами служебной этики выступают лица, профессионально занимающиеся управленческой деятельностью в органах государственной службы. Предметом профэтики госслужбы является отношение госслужащих к моральным ценностям общества, института государства и своей профессии, воплощение этих нравственных ориентиров в конкретной фактической работе и частной жизни.

4.2. Государственные служащие как носители профессиональной субкультуры. Для того, чтобы приступить к выявлению и описанию нравственных ориентаций чиновников, нам необходимо выбрать ракурс для вычленения их внутренней социокультурной организации. «Объяснительной моделью», позволяющей рассмотреть чиновничество как специфическое профессиональное сообщество, корпорацию с относительно общими внутренними ценностными установками и проблемами, является понятие субкультуры.

В гуманитарных науках субкультура — (от лат. sub — под) это культура определённой локальной социальной общности. В этом смысле субкультура представляет собой совокупность ценностей, значений и средств выражения, с помощью которых локальная человеческая группа, занимающая в обществе специфическое положение, пытается усвоить и переосмыслить доминирующую систему ценностей. Субкультура как культура сообщества или корпорации может быть также в определённом контексте определена как корпоративная культура14, — эти понятия в нашей работе мы будем использовать как синонимы. Характерными чертами субкультуры или корпоративной культуры микро- или макросообщества являются:

  1. Организационная структура, вызванная профессиональными традициями, профилем деятельности и спецификой решаемых задач;

  2. «Корпоративное сознание» (самоидентификация, самосознание, интеллект, менталитет, система координат, задающая умонастроения членов сообщества);

  3. Деонтология и регуляторы поведения (профессиональные нормы, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка)

  4. Своеобразный «стиль» поведения, предполагающий создание и поддержание определённого образа (имиджа)

  5. Манеры поведения (этикет, протокол, «правила игры» принятые в корпорации);

  6. Жаргон, язык или речевые стандарты и правила, принятые в этой группе; сюда также могут относиться стандарты официальной, деловой переписки, формы приветствия и официального обращения к руководству и сослуживцам

  7. Представление членов корпорации о своей социальной «миссии» как о программе социальных задач и приоритетов, прямо не связанных с коммерческим эффектом и получением прибыли, характеризующих влияние оказываемой сообществом услуги на стиль, качество и образ жизни потребителей;

  8. Понимание членами корпорации процесса цивилизации как нравственного и организационного совершенствования самих себя и своего сообщества

  9. Временная ритмизация жизнедеятельности. Искусственная настройка ритмов времени, которое в зависимости от степени интенсивности переживания, насыщенности событиями может быть либо спиралеобразным (цикличным, вялотекущим, застойным), либо линейным (прогрессивным, активным, ёмким, содержательным)

  10. Организация пространственного ландшафта. Искусственное конструирование профессиональной среды и её обратное воздействие на коллективное сознание и психику людей

  11. Механизмы вхождения (инкорпорирования) и выдворения (выбраковки) членов корпорации. Используемые сообществом для отбора «фильтры» (профессиональный, квалификационный, интеллектуальный, этический ценз, - требования, соответствие которым является основанием для принятия в корпорацию, а несоответствие — для выдворения)

  12. Организация власти как механизма контроля и распределения социальных благ (общественного признания, организационных ресурсов, зарплаты)

  13. Формальные и неформальные «центры силы» и элиты (лица и группы лиц, обладающие этическим, профессиональным авторитетом, которые выступают источниками нравственных и организационных импульсов)

  14. Состояние социально-психологического климата.

  15. Этическая типология субъектов — членов корпорации, их плюсы и минусы, оптимальные и нежелательные роли, удельный вес, долевое соотношение типажей, поиск их оптимального сочетания;

  16. Соотношение традиций и инноваций (устоявшихся моделей организации и новых идей, социальных, профессиональных ценностей, технологий)

  17. Соотношение «ритуального» и повседневного как пропорциональное сочетание торжественных мероприятий и обыденных ситуаций. При этом ритуал (корпоративный праздник, встреча, съезд, присяга, награждение) выполняет функцию морально-психологической настройки членов коллектива на групповые, корпоративные ценности, приводит к воодушевлению ими. Между ритуалами в обыденных ситуациях члены корпорации по инерции живут в "возвышенных" состояниях, а когда психологический «заряд» ослабевает, возникает потребность в новом ритуале.

  18. Соотношение «игрового» и «серьёзного» как сочетание свободных, творческих, личных, неформальных отношений и официальных; при этом важен определённый, гармоничный баланс;

  19. Стоящие перед корпорацией исторические «вызовы» (глобальные и локальные) и вырабатываемые сообществом «ответы» в виде новых идей, решений и ценностей. Сюда также относятся прогнозы проблемных ситуаций, неблагополучных вариантов развития событий, их профилактика;

  20. Отношение корпорации к другим корпорациям — игрокам на этом культурном, социальном, профессиональном поле.

  21. Оценка социальной, профессиональной, экономической эффективности применяемых стратегий коррекции социально-психологического климата, методик культивирования высоких этических и организационных стандартов.

Сквозь призму некоторых из этих критериев мы попытаемся рассмотреть менталитет, корпоративную культуру и служебную этику чиновничества в ретроспективе российской истории. Или субкультуру чиновничества в ретроспективе российской истории.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чём заключается специфика прикладной, в частности профессиональной этики?

  2. Что такое «профессиональная деонтология»?

  3. Что понимают под термином «субкультура»?

  4. Как можно истолковать понятия «профессиональная субкультура», «корпоративная культура»?

  5. Каковы основные критерии описания профессиональной субкультуры (корпоративной культуры профессионального сообщества)?

Список дополнительной литературы

  1. П.С. Гуревич. Субкультура //Культурология ХХ век. Словарь. — «Университетская книга», С-Пб. 1997, С. 450-453

  2. Пигалев А.И. Понятия традиционной культуры, массовой культуры, субкультуры, контркультуры //Пигалев А.И. Культурология. Курс лекций — Волгоград, Изд. ВолГУ, 2002 г.

  3. Спивак В.А. Корпоративная культура. Теория и практика. — С-Пб, 2001 г.

  4. Особенности профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов // Этика сотрудников правоохранительных органов — «Щит-М», М., 2001г. — С. 12-21

Контрольные задания для самопроверки

Задание 1.

Профессиональная субкультура — это:

  1. культура, радикально противопоставляющая себя другим культурам

  2. культура профессионального сообщества

  3. культура масс

Задание 2.

Профессиональная деонтология — это:

  1. установки и мотивации членов профессионального сообщества, связанные с получением прибыли

  2. совокупность норм, однозначно регламентирующих должное поведение человека в определённой профессиональной сфере, закрепляется в текстах клятв, присяг, моральных кодексов, уставов и т.д.

  3. образ профессионального сообщества в общественном восприятии

Задание 3.

Социальная миссия профессионального сообщества — это:

  1. система социокультурных приоритетов, прямо не связанных с получением прибыли, характеризующих влияние производимой данным сообществом услуги на образ, стиль, качество жизни потребителя

  2. мотивации членов профессионального сообщества, связанные исключительно с получением прибыли

  3. установка на поиск новых ресурсов развития профессионального сообщества.

Задание 4. Выберите верный вариант ответа:

Механизм инкорпорирования в профессиональное сообщество — это:

  1. механизм включения в корпорацию новых членов на основе определённых требований, ценза и т.д.

  2. механизм реализации инноваций

  3. механизм выдворения дискредитировавших себя членов сообщества