Тема 8. Деловое сообщество как носитель профессиональной субкультуры.
В начале первой главы мы уже сформулировали методологические подходы к исследованию профессиональной этики. Напомним лишь главные идеи. Профессиональная этика изучает нормы и ценности определённой профессии. Для исследования нравственных установок в профессиональной сфере необходимо рассматривать представителей профессии (в нашем случае предпринимательской деятельности) как профессиональное сообщество (макросообщество в масштабах города, региона, страны, транснациональных связей и микросообщество, т.е. трудовой коллектив в масштабах конкретной организации). Профессиональное сообщество является носителем определённой профессиональной субкультуры или корпоративной культуры. Ранее в материалах 4 темы 2 главы мы уже рассмотрели основные критерии исследования профессионального макро- или микросообщества ( профессиональной корпорации). Их смысловое наполнение можно уточнить в упомянутом выше разделе данного учебника, мы же лишь назовём эти элементы корпоративной культуры:
Организационная структура
«Корпоративное сознание»
Деонтология и регуляторы поведения
Своеобразный «стиль» поведения (имидж)
Манеры поведения (этикет, протокол);
Жаргон, язык или речевые стандарты и правила, принятые в этой группе
Представление членов корпорации о своей социальной «миссии»
Понимание членами корпорации процесса цивилизации как организационного и профессионально-этического развития
Временная ритмизация жизнедеятельности
Организация пространственного ландшафта
Механизмы вхождения (инкорпорирования) и выдворения (выбраковки) членов корпорации
Организация власти как механизма контроля и распределения социальных благ (общественного признания, организационных ресурсов, зарплаты)
Формальные и неформальные «центры силы» и элиты
Состояние социально-психологического климата.
Этическая типология субъектов — членов корпорации
Соотношение традиций и инноваций
Соотношение «ритуального» и повседневного
Соотношение «игрового» и «серьёзного»
Стоящие перед корпорацией исторические «вызовы» (глобальные и локальные) и вырабатываемые сообществом «ответы» в виде новых идей, решений и ценностей
Отношение корпорации к другим корпорациям
Оценка социальной, профессиональной, экономической эффективности применяемых стратегий коррекции социально-психологического климата, методик культивирования высоких этических и организационных стандартов.
В рамках третьей главы мы применим некоторые из этих подходов теперь уже к исследованию профессиональных нравов делового сообщества. Основополагающим же элементом корпоративной культуры выступает профессиональная, в нашем случае, деловая этика или бизнес-этика.
Активное изучение этики бизнеса начинается в США в начале 80-х годов. Это было обусловлено кризисом корпоративного управления в конце 70-х — первой половине 80-х годов. В этот период высокотехнологичные компании и торговые фирмы, такие как Mikrosoft, Apple Computers были более эффективны, чем традиционные гиганты вроде General Motors, General Electric. Крупные компании были негибкими в управлении, пользовались административным ресурсом. Новое управление бизнесом, разукрупнение компаний, более свободное увольнение и найм сотрудников, борьба за экологию требовали переосмысления практики и целей бизнеса, выработки новых правил. Одним из ответов на эти вызовы стала бизнес-этика. Сторонники новой дисциплины исходили из тезиса о необходимости формирования нового типа взаимоотношений между работниками и работодателями (или новой основы взаимоотношений с иной — нематериальной мотивацией труда). Формулирование новых правил работы стимулировало исследование этики бизнеса, её роль в предпринимательской деятельности.
Бизнес-этика включает себя: представления о принятых в данном профессиональном сообществе моральных стандартах ведения бизнеса; оценку реальных нравов, характеризующих предпринимательскую деятельность в данном макро- или микросообществе; разработку способов их оздоровления и развития.
Таким образом, бизнес-этика рассматривается как мораль делового сообщества. В основе морали лежат традиции предприимчивости и определённые правила взаимоотношений между участниками рынка. Например, следование законам и использование законных способов разрешения конфликтов в рамках бизнес-этики будут трактоваться как высокое моральное поведение. Другой аспект бизнес-этики носит прикладной характер и связан с изучением реальной практики ведения бизнеса. Этика здесь понимается как нормальный для данного сообщества (региона, города, страны и т.д.) порядок ведения дел. В узком смысле слова деловая этика выражается в том, как участники рынка договариваются друг с другом и как они исполняют договорённости (на Западе достаточно контракта, на Востоке — личных договорённостей). Специалисты подчёркивают, что необходимость деловой этики (при действующих законах) вызвана тем, что любой закон несовершенен, и его можно обойти. Этика выступает дополнительным регулятором бизнеса, гарантирующим участникам рынка определённые рамочные условия и порядок поведения. Это означает, в частности, что не будет принципиального игнорирования законодательства или его неисполнения. В некоторых случаях, например, в новых секторах бизнеса, этика как регулятор опережает действующее законодательство или замещает отсутствующие законы (это характерно для интернет-бизнеса или для сферы создания программного обеспечения).
Бизнес-этика связана также с разработкой теоретических положений, регламентирующих деятельность работников в профессиональной сфере, и стремлением работодателей реализовать эти стратегии на практике. Прикладная бизнес-этика обычно рассматривается в следующих измерениях:
этика отношений внутри делового сообщества между компаниями
этика отношений бизнеса с государственной и муниципальной властью
этика как ответственность бизнеса перед обществом
этика отношений между работником и работодателем
Вопросы для самоконтроля
Какие аспекты характеризуют культуру профессиональной корпорации?
Вспомните, что понимается под терминами «корпорация», «профессиональная субкультура», «миссия корпорации», «механизм инкорпорирования», «профессиональная деонтология»?
В связи с какими факторами и процессами бизнес-элиты начинают уделять повышенное внимание деловой этике?
Какой ресурс профессиональной деятельности пытается актуализовать бизнес-этика?
Какие представления и нормы включает в себя бизнес-этика?
Список дополнительной литературы
Деловая этика в современной России. Заказные банкротства и другие законные способы грязной конкуренции. Доклад подготовлен для обсуждения на конференции журнала «Эксперт», газеты «Ведомости», Агентства по реструктуризации кредитных организаций и Федеральной службы финансового оздоровления и банкротств. (Москва, Гранд-отель «Марриотт», 7 декабря 2001 г.) // http//www.bankr.ru/2002/1/4/delovaya.html
Спивак В.А. Корпоративная культура. Теория и практика. — С-Пб, 2001 г.
Экономическая психология. Социокультурный подход. — под ред. И.В. Андреевой, С-Пб., 2000.
Де Джордж Р.Т. Деловая этика. В 2 т. М., 2001
Уткин Э.А. Этика бизнеса. М. 2000
Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этика для деловых людей. М., 1994
Контрольные задания для самопроверки
Задание 1. Вспомните, профессиональная субкультура — это:
культура, радикально противопоставляющая себя другим культурам
культура профессионального сообщества
культура масс
Задание 2. В ХХ в. обращение к бизнес-этике прежде всего было продиктовано:
низкими стандартами деловой этики в хозяйственной практике
кризисом моделей управления, не использующих моральный ресурс взаимодействия сотрудников
Задание 3.Бизнес-этика в основном рассматривается специалистами как:
альтернатива юридическим «правилам игры» на рынке
дополнительный регулятор отношений участников рынка по отношению к законодательству
система принципов, не соприкасающаяся с правовой регуляцией
Задание 4. Вспомните, профессиональная деонтология — это:
учение о профессиональной лексике
этикетные нормы, одобряемые обществом
обязательные для исполнения профессионально-этические нормы
- Волгоградская академия государственной службы
- Содержание
- Рекомендации по работе с пособием
- Часть I. Этика и культура управления
- Глава 1. Этика как наука о человеческих нравах Тема 1. Феномен морали: принципы исследования, истоки и функции
- Контрольные задания для самопроверки
- Тема 2. Сущность и система моральной регуляции
- Тема 3. Основные этические категории и учения
- Основные выводы
- Глоссарий к главе 1
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Глава 2. Профессиональная этика государственного служащего.
- Тема 4. Чиновничество как носитель профессиональной субкультуры
- Тема 5. Менталитет, корпоративная культура и служебная этика чиновничества в ретроспективе российской истории
- Тема 6. Профессионально-этические представления субкультуры российских госслужащих, их имидж в общественном восприятии
- Тема 7. Диагностика профессионально-нравственных проблем деятельности госслужащих и способы этической регламентации их труда.
- 7.3. Зарубежный опыт этического регулирования поведения госслужащих
- Моральный кодекс членов американского общества государственного управления
- I. Служить общественному интересу.
- II. Соблюдать Конституцию и закон.
- III. Проявлять личную честность и неподкупность.
- IV. Создавать нравственные организации.
- V. Стремиться к отличному качеству выполнения работы.
- Основные выводы
- Глоссарий к главе 2
- Тема 4.
- Тема 5.
- Тема 6.
- Тема 7.
- Глава 3. Деловая этика.
- Тема 8. Деловое сообщество как носитель профессиональной субкультуры.
- Тема 9. Менталитет, корпоративная культура и этика делового сообщества в ретроспективе российской истории
- Специалисты выделяют следующие основные нарушения норм деловой этики в российской предпринимательской практике77.
- Тема 11. Опыт развития бизнес-этики за рубежом
- 11.5. Этика отношений работодателя и работника
- Основные выводы
- Глоссарий к главе 3
- Тема 8.
- Тема 9.
- Тема 10
- Тема 11.
- Часть II. Деловой этикет
- Глава 1. Основы делового этикета и протокола
- Тема 1. Этикет как феномен культуры, его истоки, функции и принципы
- Тема 2. Стили управления и основные стандарты этикета служебного взаимодействия
- 2.2. Общие этикетные нормы поведения руководителя и подчинённого в ситуациях служебного взаимодействия.
- Тема 3. Этикетные требования к внешнему облику делового человека.
- Функциональные признаки внешнего облика (мимика, жесты, поза, осанка) в значительной степени могут быть подвержены коррекции и с помощью специальных упражнений, психофизических тренингов и т.Д.
- 3.2. Нормы этикета в одежде и внешнем облике мужчины
- 3.3. Нормы этикета в одежде и внешнем облике женщины
- Тема 4. Речевой этикет в деловом общении
- Тема 5. Протокол официальных процессий и церемоний
- 5.3. Встреча делового партнёра во время визита вежливости.
- 5.4. Протокольные правила рассадки за столом переговоров.
- Основные выводы
- Глоссарий к главе 1
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Тема 4.
- Тема 5.
- Опыт развития бизнес-этики за рубежом: отношения бизнеса с государственной и муниципальной властью
- Этикетные нормы взаимодействия руководителя и подчинённого в ситуациях служебного взаимодействия (общение с подчинёнными, совещание)
- Раздел I. Этика и культура управления