logo
Этика и культура управления

Тема 8. Деловое сообщество как носитель профессиональной субкультуры.

В начале первой главы мы уже сформулировали методологические подходы к исследованию профессиональной этики. Напомним лишь главные идеи. Профессиональная этика изучает нормы и ценности определённой профессии. Для исследования нравственных установок в профессиональной сфере необходимо рассматривать представителей профессии (в нашем случае предпринимательской деятельности) как профессиональное сообщество (макросообщество в масштабах города, региона, страны, транснациональных связей и микросообщество, т.е. трудовой коллектив в масштабах конкретной организации). Профессиональное сообщество является носителем определённой профессиональной субкультуры или корпоративной культуры. Ранее в материалах 4 темы 2 главы мы уже рассмотрели основные критерии исследования профессионального макро- или микросообщества ( профессиональной корпорации). Их смысловое наполнение можно уточнить в упомянутом выше разделе данного учебника, мы же лишь назовём эти элементы корпоративной культуры:

  1. Организационная структура

  2. «Корпоративное сознание»

  3. Деонтология и регуляторы поведения

  4. Своеобразный «стиль» поведения (имидж)

  5. Манеры поведения (этикет, протокол);

  6. Жаргон, язык или речевые стандарты и правила, принятые в этой группе

  7. Представление членов корпорации о своей социальной «миссии»

  8. Понимание членами корпорации процесса цивилизации как организационного и профессионально-этического развития

  9. Временная ритмизация жизнедеятельности

  10. Организация пространственного ландшафта

  11. Механизмы вхождения (инкорпорирования) и выдворения (выбраковки) членов корпорации

  12. Организация власти как механизма контроля и распределения социальных благ (общественного признания, организационных ресурсов, зарплаты)

  13. Формальные и неформальные «центры силы» и элиты

  14. Состояние социально-психологического климата.

  15. Этическая типология субъектов — членов корпорации

  16. Соотношение традиций и инноваций

  17. Соотношение «ритуального» и повседневного

  18. Соотношение «игрового» и «серьёзного»

  19. Стоящие перед корпорацией исторические «вызовы» (глобальные и локальные) и вырабатываемые сообществом «ответы» в виде новых идей, решений и ценностей

  20. Отношение корпорации к другим корпорациям

  21. Оценка социальной, профессиональной, экономической эффективности применяемых стратегий коррекции социально-психологического климата, методик культивирования высоких этических и организационных стандартов.

В рамках третьей главы мы применим некоторые из этих подходов теперь уже к исследованию профессиональных нравов делового сообщества. Основополагающим же элементом корпоративной культуры выступает профессиональная, в нашем случае, деловая этика или бизнес-этика.

Активное изучение этики бизнеса начинается в США в начале 80-х годов. Это было обусловлено кризисом корпоративного управления в конце 70-х — первой половине 80-х годов. В этот период высокотехнологичные компании и торговые фирмы, такие как Mikrosoft, Apple Computers были более эффективны, чем традиционные гиганты вроде General Motors, General Electric. Крупные компании были негибкими в управлении, пользовались административным ресурсом. Новое управление бизнесом, разукрупнение компаний, более свободное увольнение и найм сотрудников, борьба за экологию требовали переосмысления практики и целей бизнеса, выработки новых правил. Одним из ответов на эти вызовы стала бизнес-этика. Сторонники новой дисциплины исходили из тезиса о необходимости формирования нового типа взаимоотношений между работниками и работодателями (или новой основы взаимоотношений с иной — нематериальной мотивацией труда). Формулирование новых правил работы стимулировало исследование этики бизнеса, её роль в предпринимательской деятельности.

Бизнес-этика включает себя: представления о принятых в данном профессиональном сообществе моральных стандартах ведения бизнеса; оценку реальных нравов, характеризующих предпринимательскую деятельность в данном макро- или микросообществе; разработку способов их оздоровления и развития.

Таким образом, бизнес-этика рассматривается как мораль делового сообщества. В основе морали лежат традиции предприимчивости и определённые правила взаимоотношений между участниками рынка. Например, следование законам и использование законных способов разрешения конфликтов в рамках бизнес-этики будут трактоваться как высокое моральное поведение. Другой аспект бизнес-этики носит прикладной характер и связан с изучением реальной практики ведения бизнеса. Этика здесь понимается как нормальный для данного сообщества (региона, города, страны и т.д.) порядок ведения дел. В узком смысле слова деловая этика выражается в том, как участники рынка договариваются друг с другом и как они исполняют договорённости (на Западе достаточно контракта, на Востоке — личных договорённостей). Специалисты подчёркивают, что необходимость деловой этики (при действующих законах) вызвана тем, что любой закон несовершенен, и его можно обойти. Этика выступает дополнительным регулятором бизнеса, гарантирующим участникам рынка определённые рамочные условия и порядок поведения. Это означает, в частности, что не будет принципиального игнорирования законодательства или его неисполнения. В некоторых случаях, например, в новых секторах бизнеса, этика как регулятор опережает действующее законодательство или замещает отсутствующие законы (это характерно для интернет-бизнеса или для сферы создания программного обеспечения).

Бизнес-этика связана также с разработкой теоретических положений, регламентирующих деятельность работников в профессиональной сфере, и стремлением работодателей реализовать эти стратегии на практике. Прикладная бизнес-этика обычно рассматривается в следующих измерениях:

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие аспекты характеризуют культуру профессиональной корпорации?

  2. Вспомните, что понимается под терминами «корпорация», «профессиональная субкультура», «миссия корпорации», «механизм инкорпорирования», «профессиональная деонтология»?

  3. В связи с какими факторами и процессами бизнес-элиты начинают уделять повышенное внимание деловой этике?

  4. Какой ресурс профессиональной деятельности пытается актуализовать бизнес-этика?

  5. Какие представления и нормы включает в себя бизнес-этика?

Список дополнительной литературы

  1. Деловая этика в современной России. Заказные банкротства и другие законные способы грязной конкуренции. Доклад подготовлен для обсуждения на конференции журнала «Эксперт», газеты «Ведомости», Агентства по реструктуризации кредитных организаций и Федеральной службы финансового оздоровления и банкротств. (Москва, Гранд-отель «Марриотт», 7 декабря 2001 г.) // http//www.bankr.ru/2002/1/4/delovaya.html

  2. Спивак В.А. Корпоративная культура. Теория и практика. — С-Пб, 2001 г.

  3. Экономическая психология. Социокультурный подход. — под ред. И.В. Андреевой, С-Пб., 2000.

  4. Де Джордж Р.Т. Деловая этика. В 2 т. М., 2001

  5. Уткин Э.А. Этика бизнеса. М. 2000

  6. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этика для деловых людей. М., 1994

Контрольные задания для самопроверки

Задание 1. Вспомните, профессиональная субкультура — это:

  1. культура, радикально противопоставляющая себя другим культурам

  2. культура профессионального сообщества

  3. культура масс

Задание 2. В ХХ в. обращение к бизнес-этике прежде всего было продиктовано:

  1. низкими стандартами деловой этики в хозяйственной практике

  2. кризисом моделей управления, не использующих моральный ресурс взаимодействия сотрудников

Задание 3.Бизнес-этика в основном рассматривается специалистами как:

  1. альтернатива юридическим «правилам игры» на рынке

  2. дополнительный регулятор отношений участников рынка по отношению к законодательству

  3. система принципов, не соприкасающаяся с правовой регуляцией

Задание 4. Вспомните, профессиональная деонтология — это:

  1. учение о профессиональной лексике

  2. этикетные нормы, одобряемые обществом

  3. обязательные для исполнения профессионально-этические нормы