Тема 3. Этикетные требования к внешнему облику делового человека.
3.1. Структурные элементы имиджа. Немаловажным элементом восприятия делового человека является его внешний облик. Для объяснения того, как манеры поведения, речь и стиль одежды делового человека отражаются в сознании окружающих и общества в целом и какой оценочный эффект вызывают у других людей, используется понятие имидж (с англ. образ, изображение). В данном контексте понятие имидж обозначает реальный или искомый, должный, желаемый, воображаемый образ личности. Психологами установлено, что межчеловеческое общение является очень многогранным и многоплановым. Оно включает в себя не только вербальную (словесную) коммуникацию, но и в значительной мере дополняется воздействием на воспринимающего визуальных (внешность, мимика и т.д.) и акустических (тембр голоса, интонация и т.д.) кодов. При этом в значительном большинстве случаев образ воспринимаемого человека складывается под влиянием его внешнего вида, первых мгновений знакомства и разговора. В дальнейшем изменить свой имидж в глазах окружающих крайне сложно. Поэтому специалисты резонно считают, что даже самому умному, доброму, общительному, доброжелательному человеку, уникальному специалисту, в конце концов, даже гению необходимо быть внимательным к своему облику. В силу публичного характера деятельности забота об имидже делового человека, политика, государственного служащего имеет особую значимость и приобретает чётко выраженный профессиональный смысл. К основным составляющим имиджа специалисты относят: антропологические признаки (физический облик: конституция, рост, вес, тип сложения), функциональные (мимика, жесты, поза, осанка), социальные (оформление внешности, манеры поведения)112. Антропологические признаки, включающие особенности сложения, цвет кожи, волос, глаз, заданы от рождения, однако и они могут быть скорректированы физическими упражнениями, голосовым тренингом, косметикой, тщательно подобранной одеждой, способной скрыть несовершенство внешнего облика. Вместе с тем, важно помнить о том, что человек как личность не является механической комбинацией физических черт, он выделяется своими внутренними, мыслительными и психологическими качествами, энергией своего внутреннего настроя и воодушевления. Поэтому внешние недостатки человека с избытком могут быть приглушены и вытеснены из общественного восприятия светом интеллекта и душевности, обаянием, «харизмой» (в определении М. Вебера), составляющими своеобразную внутреннюю изюминку человеческой личности. В этой связи лицо, ведущее публичную деятельность, в которой результат в немалой степени зависит от доверия деловых партнёров, общества и т.д., должно всерьёз задуматься над действием скрытых механизмов самопрезентации, которые В.М. Шепель сравнивает с «флюидным излучением» личности. Оно проявляется в особом блеске глаз, очаровании улыбки, своеобразной интонации голоса, привлекательности манер, жестов, осанки, походки, в психоэнергетике личности113. Таким образом, понятие имиджа ни в коем случае не исчерпывается только визуальным образом человека, не является лишь совокупностью зрительных сигналов, а представляет собой тончайшее и сложнейшее сочетание внутренних качеств личности и её внешних проявлений.
Хорошие манеры поведения можно свести к соблюдению следующих принципов114:
владеть собой, своими чувствами и поступками, осуществлять самоконтроль и самооценку, не допускать выплеска эмоций, унижающего достоинство других людей;
внушать доверие и симпатию, сочувствие;
быть открытым к общению;
считаться с мнениями и вкусами окружающих;
следовать «золотому правилу нравственности»: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы другие поступали по отношению к тебе;
проявлять расположенность к другим людям.
- Волгоградская академия государственной службы
- Содержание
- Рекомендации по работе с пособием
- Часть I. Этика и культура управления
- Глава 1. Этика как наука о человеческих нравах Тема 1. Феномен морали: принципы исследования, истоки и функции
- Контрольные задания для самопроверки
- Тема 2. Сущность и система моральной регуляции
- Тема 3. Основные этические категории и учения
- Основные выводы
- Глоссарий к главе 1
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Глава 2. Профессиональная этика государственного служащего.
- Тема 4. Чиновничество как носитель профессиональной субкультуры
- Тема 5. Менталитет, корпоративная культура и служебная этика чиновничества в ретроспективе российской истории
- Тема 6. Профессионально-этические представления субкультуры российских госслужащих, их имидж в общественном восприятии
- Тема 7. Диагностика профессионально-нравственных проблем деятельности госслужащих и способы этической регламентации их труда.
- 7.3. Зарубежный опыт этического регулирования поведения госслужащих
- Моральный кодекс членов американского общества государственного управления
- I. Служить общественному интересу.
- II. Соблюдать Конституцию и закон.
- III. Проявлять личную честность и неподкупность.
- IV. Создавать нравственные организации.
- V. Стремиться к отличному качеству выполнения работы.
- Основные выводы
- Глоссарий к главе 2
- Тема 4.
- Тема 5.
- Тема 6.
- Тема 7.
- Глава 3. Деловая этика.
- Тема 8. Деловое сообщество как носитель профессиональной субкультуры.
- Тема 9. Менталитет, корпоративная культура и этика делового сообщества в ретроспективе российской истории
- Специалисты выделяют следующие основные нарушения норм деловой этики в российской предпринимательской практике77.
- Тема 11. Опыт развития бизнес-этики за рубежом
- 11.5. Этика отношений работодателя и работника
- Основные выводы
- Глоссарий к главе 3
- Тема 8.
- Тема 9.
- Тема 10
- Тема 11.
- Часть II. Деловой этикет
- Глава 1. Основы делового этикета и протокола
- Тема 1. Этикет как феномен культуры, его истоки, функции и принципы
- Тема 2. Стили управления и основные стандарты этикета служебного взаимодействия
- 2.2. Общие этикетные нормы поведения руководителя и подчинённого в ситуациях служебного взаимодействия.
- Тема 3. Этикетные требования к внешнему облику делового человека.
- Функциональные признаки внешнего облика (мимика, жесты, поза, осанка) в значительной степени могут быть подвержены коррекции и с помощью специальных упражнений, психофизических тренингов и т.Д.
- 3.2. Нормы этикета в одежде и внешнем облике мужчины
- 3.3. Нормы этикета в одежде и внешнем облике женщины
- Тема 4. Речевой этикет в деловом общении
- Тема 5. Протокол официальных процессий и церемоний
- 5.3. Встреча делового партнёра во время визита вежливости.
- 5.4. Протокольные правила рассадки за столом переговоров.
- Основные выводы
- Глоссарий к главе 1
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Тема 4.
- Тема 5.
- Опыт развития бизнес-этики за рубежом: отношения бизнеса с государственной и муниципальной властью
- Этикетные нормы взаимодействия руководителя и подчинённого в ситуациях служебного взаимодействия (общение с подчинёнными, совещание)
- Раздел I. Этика и культура управления