logo
Этика и культура управления

Тема 11. Опыт развития бизнес-этики за рубежом

Исследования показывают, что различается работа компании в национальных границах и за рубежом. В последнем случае компанией учитывается местная специфика деловых отношений. В развитой стране Запада компания ведёт бизнес согласно местным писаным и неписаным законам. В США основными принципами деловой этики являются: исполнение законодательства, сотрудничество с местными профсоюзами, соблюдение этнической квоты при найме новых сотрудников (если это крупная компания), раскрытие информации для акционеров. Компании также договорились действовать открыто друг в отношении друга, если ими планируется поглощение и слияние, например не прибегать к скупке больших пакетов акций на открытом рынке без указания целей этой скупки.

В Западной Европе общие этические стандарты те же, к тому же они дополняются местной спецификой. В Германии крупный бизнес должен обязательно оставлять место для мелкого, во Франции чётко фиксируются социальные обязательства компании перед сотрудниками. Помимо этого бизнес в Европе, как правило, объединяется в ассоциации по отраслевому или географическому принципу. Эти ассоциации играют роль клуба, члены которого решают свои проблемы и конфликты внутри организации. Так в Германии каждая компания обязана состоять в Торгово-промышленной палате и на добровольных началах может участвовать в Союзе работодателей (противовес профсоюзам), Союзе германской промышленности или Союзе крупной и оптовой торговли82.

11.1. Проблема коррупции. Проблемой № 1 в деловой этике является взяточничество, так как не только способствует коррупции, нечестной конкуренции, но и потому, что компания-взяткодатель действует только в своих узкокорпоративных интересах, не учитывая интересов общества. В США эта проблема к тому же ещё упирается в вопрос о том, что следует, считать взяткой, подпадает ли под это определение «оказание поддержки» местным социально значимым проектам. Тем более условия большинства тендеров и так содержат требования об определённых социальных гарантиях или обязательствах, которые берёт на себя компания в обмен на право разрабатывать месторождение или осуществлять какой-либо коммерческий проект. Под взяточничеством в широком смысле слова понимают практику улаживания дел чиновниками и предпринимателями без рассмотрения сути вопроса (т.е. без объективного рассмотрения дела) или без учёта мнения общественности (по вопросам экологии и социальных гарантий). Начиная с 60-х гг. средний класс США и Европы, являясь социально активной и инициативной силой западного общества, начал энергично отстаивать общественные интересы, выступая против произвола чиновничества и корпораций. Это практически выразилось в осуществлении на них общественного давления, в инициировании совместно с комитетами по защите прав потребителей судебных процессов (причём корпорации гораздо чаще проигрывали), формировании общественных правозащитных и экологических организаций.

Большие масштабы взяточничества, характерные не только для развивающихся стран, но для развитых, объясняются стремлением компаний в обход закона (с меньшими затратами) адаптироваться к различным таможенным режимам, законам и традициям в условиях жёсткой конкуренции и зарегулированности бизнеса. Главные проблемы для западных компаний возникают при ведении бизнеса за рубежом. Согласно исследованиям две трети американских экспортёров утратили ряд своих позиций в конкуренции с экспортёрами из других стран. Поэтому среди деловых кругов, занимающихся экспортом, отношение к взяткам неоднозначно. Проблема заключается в том, что предпринимательство «по закону» в странах с высокой коррупцией не очень эффективно, поскольку не учитывает реалий. В оценке экспертов, при формальном подходе бизнес в определённых ситуациях не этичен, однако если рассматривать этику как отражение реальных правил, то получается, что «реальная» деловая этика далеко всего лишь не идеальна. Сложности связаны также с тем, что антикоррупционный закон 1977 года, запрещающий дачу взятки представителями американской компании за границей, применяется редко в силу его неэффективности, т.к. в рамках формальных процедур трудно доказать факт дачи взятки в другой стране и её размер83.

11.2. Отношения бизнеса с государственной и муниципальной властью. Весьма важная сфера, регулируемая законодательством и принципами деловой этики — отношения бизнеса с властью. Исследования показывают, что на внутреннем рынке компании отстаивают свои интересы согласно этическим нормам, которые не всегда правильны с точки зрения общественной морали. Это проявляется в использовании бизнесом таких методов как лоббизм и политическое спонсорство, осуществляемые торгово-промышленными палатами и предпринимательскими ассоциациями. Такие организации занимаются легальным лоббизмом. Объединение формулирует интересы своих членов на том основании, что они важные налогоплательщики и работодатели, настаивает, чтобы правительство выполняло их пожелания. Как правило, компании вне таких ассоциаций не могут влиять на законотворчество.

Политическое спонсорство связано с финансированием политических партий на выборах. В большинстве стран Запада допускаются либо анонимные пожертвования, либо крупные разовые взносы от компаний в фонды партий. Если прямые взносы компаний запрещены (как в США), то работодатель оформляет это как пожертвование его работников, то есть избирателей. Такая практика считается этичной, поскольку предполагается, что компания действует в интересах экономики, отрасли, своих работников, а значит, и общества в целом. При этом разные компании имеют разные интересы, и их совокупный лоббизм не приводит к тому, что в выигрыше будет кто-то один. Действует принцип: если каждый получил преимущество, то это уже не преимущество.

Другой этичной формой взаимодействия бизнеса с властью считается приглашение на работу в компанию общественных деятелей. В Германии допускается участие политиков регионального уровня в наблюдательных структурах компании (более того, земельные банки прямо подотчётны главам земельных администраций). В странах, где это запрещается, в США и Великобритании, в совет директоров берут профсоюзных руководителей или общественно значимые фигуры, которые выступают в роли советников (консультантов) правительства и президента. Это также позволяет компаниям отстаивать свои деловые интересы84. Специфика взаимодействия бизнеса и власти в различных странах Западной Европы и США отражается в табл. 185.

Табл. 1. Этика взаимодействия бизнеса и власти в странах Западной Европы и США.

Страна

Отношение бизнеса к государственным и муниципальным органам и сферам их деятельности

Великобритания

Поощряется: помощь местным муниципалитетам, благотворительные программы, практика создания специальных рабочих мест, спонсирование обучения молодых людей в вузах. Неприемлемо прямое финансирование выборов, участие в сделках не только незаконных, но и нарушающих интересы государства (продажа вооружений). При продаже бизнеса считается неприемлемым продавать его иностранным компаниям.

Германия

Допускается приглашение в наблюдательный совет федеральных политиков, членов правительств земель, общественных деятелей. Пожертвования профсоюзам, экологическим организациям в обмен на поддержку проектов. Приоритетной является практика работы с местными компаниями (если строительство, то только из немецких материалов). Анонимное спонсорство партий. Уход от налогов легальным путём. Неприемлемо: прямое финансирование выборов, работа без учёта интересов местных производителей и компаний, отказ от помощи земельным ассоциациям и коммунам.

Франция

Допускается: приглашение к сотрудничеству представителей муниципалитета; социальные гарантии работникам, в особенности женщинам, практика соглашений с профсоюзами, использование профсоюзов для лоббирования своих интересов. Неприемлемо: многократное финансирование партий (однократное допускается), игнорирование закона о занятости и требований профсоюза работать с опорой на иностранную рабочую силу. Невозможно работать без сотрудничества с местной властью

Италия

Приемлема поддержка властей в форме строительства дорог, передачи оборудования в больницы, мебели в школы. Спонсирование оппозиционеров, в т.ч. националистов, для политического давления на правящие партии. Неприемлемо прямое финансирование депутатов и партий, а также лоббирование конкретных решений. Нельзя выносить на суд общественности обвинения конкурентов, нельзя не учитывать интересы других местных, региональных компаний

Австрия

Возможна эксплуатация правых настроений жителей. Политика найма на работу местного населения и лоббирование ограничения иммиграции в страну. Неприемлемо прямое финансирование выборов. До сих пор отрицательно воспринимается приём на работу неавстрийцев. Любая новая компания не должна нарушать интересы местного бизнеса

США

Допустимо активное спонсирование выборов. Сотрудничество со спецслужбами в сфере получения информации о конкурентах за рубежом. Политическая поддержка в обмен на защиту интересов за пределами США. Благотворительность в форме выдачи стипендий на обучение в ВУЗах. Неприемлемо: прямое спонсирование на выборах со стороны компаний (это могут делать только работники), работа со «странами-изгоями», ориентация на внешних поставщиков, если есть аналогичные внутренние компании. Нельзя игнорировать мнение местных негосударственных организаций и требования законодательства штатов

11.3. Взаимоотношения внутри бизнеса. Другая важная сфера, регламентируемая деловой этикой, — взаимоотношения внутри бизнеса. Наиболее общие «правила игры», которыми в основном руководствуются западные компании, сводятся к следующим принципам. В случае возникновения споров хорошим тоном считается досудебное разрешение конфликтов. Серьёзной проблемой считается сманивание информированных сотрудников из одной компании в другую, которое осуждается на словах, но на деле активно практикуется. Торговые системы не препятствуют скупке акций для установления контроля над компанией, но во избежание шантажа за счёт возможности блокировать своим пакетом принятие решения, при покупке крупных пакетов требуется объявить о целях их приобретения. Приступить к управлению новый собственник может только с согласия акционеров. Информационные компании с обвинениями в печати не осуждаются. Например в американских газетах периодически появляются сообщения о том, что та или иная немецкая компания сотрудничала с фашистами в годы Второй мировой войны, или, что американская компания работала с диктаторскими режимами в Латинской Америке, или обвинения компаний, имеющих заводы в Юго-Восточной Азии, в использовании труда детей, или дискредитация швейцарских и австрийских банков и компаний в связи с тем, что в эти страны нацисты свозили награбленное «еврейское» золото86.

Информационные компании возникают из-за различий в понимании бизнес-этики. Корпорации и ассоциации часто сами решают, что этично, что неэтично. Точка зрения отражается в корпоративном кодексе и в своде правил ассоциации. Самые распространённые стандарты: финансовая независимость работников компаний от их клиентов, следование местному законодательству, исполнение контрактных и иных взятых на себя обязательств, информирование руководства компании и государственных органов о неправомерной практике конкурентов или чиновников (если информация получена открытым путём и есть очевидные доказательства).

Вместе с тем международного свода таких принципов не существует, что, по мнению экспертов, связано с тем, что каждая страна характеризуется специфической культурой бизнеса. С одной стороны этика не налагает жёстких обязательств, каждый волен следовать ей или игнорировать её, с другой стороны неэтичное поведение компании в развитых странах грозит ей тем, что с ней не захотят иметь дело партнёры, могут возникнуть серьёзные трудности с работой на новых рынках или в сотрудничестве с властями (случай с фирмой Mabetex Беджета Пакколи, которой повредили бесконечные проверки следственных органов). «Неэтичность» может служить основанием для дискриминации интересов компании (объявление в бизнесе «персонами нон грата» корпоративных шантажистов, экспортёров, сотрудничающих с политическими режимами, в отношении которых действуют международные санкции)87.

11.4. Ответственность бизнеса перед обществом. Важное измерение изучения бизнес-этики — оценка поведения компаний с точки зрения интересов общества. Этическая, социальная значимость предпринимательской деятельности в основном проявляется в следующих аспектах:

  1. компании являются работодателями, следовательно, формируют занятость; увольнения в крупных компаниях могут выбросить на рынок труда тысячи безработных. Пользуясь этим крупные компании, например американский Boeing, в трудные периоды просят государственной поддержки в виде госзаказов или финансовой помощи. Такой «шантаж» считается более приемлемым, чем массовые увольнения. Компании пользуются тем, что политики и чиновники боятся социальных волнений, к тому же им нужна поддержка компаний на выборах и при осуществлении масштабных проектов. Компании помогают политикам и экономике ещё и тем, что оказывают поддержку национальной рабочей силе. Например, строительная отрасль Германии допускает использование труда иностранной рабочей силы, но строительные материалы и техника должны быть немецкими. Непосредственно внутри компаний работники, которые требуют повышения зарплаты, всё чаще получают отпор. Даже национальные профсоюзы сегодня в основном не могут противостоять практике снижения зарплаты и увольнений сотрудников, поэтому, в частности, в США и в Германии в их адрес звучат обвинения в бессилии и сращивании их интересов с интересами производителей в ущерб интересам их членов. Если ранее в США роль профсоюзов была решающей в период Великой депрессии, когда они гарантировали определённую оплату труда и занятость, то сегодня их действия прямо противоположны88.

  2. В социальном плане компании влияют на стиль и масштабы потребления в обществе, являются заказчиками системы подготовки квалифицированных кадров, ведь бюджеты крупных фирм сопоставимы с бюджетами небольших государств.

  3. Ответственность бизнеса перед обществом заключается в воздействии на макроэкономические процессы на мировом рынке и в национальных экономиках. В США и Европе валютные трейдеры могут за несколько месяцев обрушить курс национальной валюты, пользуясь прорехами в законах и инструкциях (например, игра Джорджа Сороса против английского фунта и национальных валют стран Юго-Восточной Азии). Бизнес-сообщество относится к таким операциям нейтрально. С одной стороны одобрить это нельзя, с другой стороны и осудить не получается, т.к. прежняя общественная мораль эту проблему не затрагивает, а либеральная доктрина как бы подразумевает возможность таких операций. Данный пример показывает, что в новых сферах бизнеса ответ делового сообщества на последние вызовы и возможности в виде этической рефлексии ещё не сформулирован. Поэтому этика и мораль в этих случаях лишь фиксируют реальность, а новые схемы бизнеса и идеи (например, генная инженерия) требуют осмысления и вписывания в этические рамки, из-за чего они какое-то время находятся в этическом вакууме89.

  4. Следующий аспект деятельности компаний: защита окружающей среды и интересов потребителей. Компании, как правило, спонсируют зелёные движения и экологические программы, хотя здесь нет чёткой грани между поддержкой зелёных и откупом от них. Тем более что, когда принимаются законы, повышающие экологическую ренту, промышленники лоббируют их смягчение, угрожая ростом цен, издержками и увольнениями. Защита интересов потребителей выливается в рекламу заботы об их комфорте и безопасности. В рекламной продукции компании часто односторонне формулируют свою социальную миссию: делают упор на новых возможностях и комфорте, создаваемых потребителю, тогда как ничего не говорится об издержках (вредных выхлопах, альтернативных и более безопасных источниках энергии)90.