Содержание
Введение
Рекомендации по работе с пособием
Часть I. Этика и культура управления
Глава 1. Этика как наука о человеческих нравах
Тема 1. Феномен морали: принципы исследования, истоки и функции
Определение морали, предмет и методы этики
Особенности человеческой природы и нравственный характер существования человека
Проблемы происхождения морали
Функции нравственности
Тема 2. Сущность и система моральной регуляции
2.1. Сущность моральной регуляции
2.2. Система моральной регуляции
Тема 3. Основные этические категории и учения
3.1. Этические категории
3.2. Этические учения
Основные выводы
Глоссарий к главе 1
Глава 2. Профессиональная этика государственного служащего
Тема 4. Чиновничество как носитель профессиональной субкультуры
4.1. Понятия профессиональной этики и профессиональной деонтологии
4.2. Государственные служащие как носители профессиональной субкультуры
Тема 5. Менталитет, корпоративная культура и служебная этика чиновничества в ретроспективе российской истории
5.1. Служилое сословие на Руси до XVII века
5.2. Российская госслужба в XVII-XVIII вв.
5.3. Государственная служба в XIX в.
5.4. Госслужба в советский период
5.5. Госслужба в новой России
Тема 6. Профессионально-этические представления субкультуры российских госслужащих, их имидж в общественном восприятии
6.1. Профессионально-этические представления субкультуры российских государственных служащих
6.2. Имидж российской госслужбы в общественном восприятии
Тема 7. Диагностика профессионально-нравственных проблем деятельности госслужащих и способы этической регламентации их труда
7.1. Диагностика профессионально-нравственных проблем деятельности госслужащих
7.2. Способы и формы этической регламентации деятельности чиновников
7.3. Зарубежный опыт этического регулирования поведения госслужащих
Основные выводы
Глоссарий к главе 2
Глава 3. Деловая этика
Тема 8. Деловое сообщество как носитель профессиональной субкультуры
Тема 9. Менталитет, корпоративная культура и этика делового сообщества в ретроспективе российской истории
9.1. Деловая этика на Руси до XV в.
9.2. Деловая этика на Руси XV-XVII вв.
9.3. Деловая этика в России XVIII-XIX вв.
9.4. Деловая этика в советский период
Тема 1О. Профессионально-этические представления субкультуры современного делового сообщества. Диагностика нравственных проблем предпринимательской деятельности и способы этической регламентации ведения бизнеса
10.1. Деловая этика современного российского предпринимательства
10.2. Диагностика профессионально-нравственных проблем предпринимательской деятельности
10.3. Способы и формы этической регламентации ведения бизнеса
Тема 11. Опыт развития бизнес-этики за рубежом
11.1. Проблема коррупции
11.2. Отношения бизнеса с государственной и муниципальной властью
11.3. Взаимоотношения внутри бизнеса
11.4. Ответственность бизнеса перед обществом
11.5. Этика отношений работодателя и работника
Основные выводы
Глоссарий к главе 3
Часть II. Деловой этикет
Глава 1. Основы делового этикета и протокола
Тема 1. Этикет как феномен культуры, его истоки, функции и принципы
1.1. Истоки этикета
1.2. Функции этикета
1.3. Принципы этикета
Тема 2. Стили управления и основные стандарты этикета служебного взаимодействия
2.1. Стили управления
2.2. Общие этикетные нормы поведения руководителя и подчинённого в ситуациях служебного взаимодействия
Представление
Приветствие
Обращение
Распоряжение
Наказание
Поощрение
Общение с подчинёнными
Совещание
Увольнение
Степень лояльности сотрудника
Дарение подарков
Тема 3. Этикетные требования к внешнему облику делового человека
3.1. Структурные элементы имиджа
3.2. Нормы этикета в одежде и внешнем облике мужчины
3.3. Нормы этикета в одежде и внешнем облике женщины
Тема 4. Речевой этикет в деловом общении
4.1. Культура речи и языковая норма
4.2. Правила общения через переводчика
4.3. Административный речевой этикет и культура письменной речи
4.4. Этикетные требования к деловой переписке
4.5. Этикетные требования к визитным карточкам
4.6. Этикет телефонного общения
Тема 5. Протокол официальных процессий и церемоний
5.1. Протокольные требования к участникам официальных процессий и церемоний
5.2. Рассадка по автомобилям в соответствии с протоколом
5.3. Встреча делового партнёра во время визита вежливости
5.4. Протокольные правила рассадки за столом переговоров
Основные выводы
Глоссарий к главе 1
Вопросы к зачёту по дисциплине «Этика и культура управления»
Вопросы к зачёту по дисциплине «Деловой этикет»
Ключ (ответы на Контрольные задания для самопроверки)
Введение
Учебно-методическое пособие по дисциплинам «Этика и культура управления» и «Деловой этикет» предназначено для студентов экстерната, обучающихся на дистанционной основе, и призвано сформировать у них представления о феномене морали, принципах профессиональной этики и правилах этикета в современном управлении. Рассмотрение проблем, связанных с состоянием нравов в обществе, в профессиональных макро- и микросообществах на государственной службе и в деловой сфере затрагивает различные направления гуманитарного знания в области этики, культурологии, социологии, права и менеджмента. Цели и задачи дисциплин «Этика и культура управления» и «Деловой этикет» заключаются в том, чтобы способствовать углубленному пониманию значимости профессионально-этического и социально-психологического климата в трудовом коллективе, выработать способы диагностики профессионально-этических отклонений и меры по культивированию высоких стандартов профессиональной деятельности. Темы учебных программ по вышеуказанным дисциплинам полностью совпадают с рубриками оглавления.
Содержание дисциплины «Этика и культура управления», которой посвящена первая часть учебно-методического пособия, образует широкий комплекс разделов и тем. Первая глава «Этика как наука» состоит из рубрик, освещающих предмет и методы этики, особенности человеческой природы и этическое измерение существования человека, сущность моральной регуляции, проблемы происхождения морали, функции нравственности, систему моральной регуляции, её понятийно-символические формы, основные этические категории и учения.
Вторая глава «Профессиональная этика государственного служащего» разделяется на такие компоненты как введение в профессиональную этику государственной службы, чиновничество как носитель профессиональной субкультуры; менталитет, корпоративная культура и служебная этика чиновничества в ретроспективе российской истории, профессионально-этические представления субкультуры государственных служащих современной России, имидж отечественной госслужбы в общественном восприятии, диагностика профессионально-этических проблем государственной службы, способы и формы этической регламентации деятельности госслужащих, зарубежный опыт моральной регуляции государственной службы.
Третья глава «Деловая этика» представлена рубриками: введение в деловую этику, бизнес-сообщество как профессиональная субкультура; менталитет, корпоративная культура и трудовая этика делового сообщества в ретроспективе российской истории, профессионально-этические представления субкультуры современного делового сообщества, имидж отечественного делового сообщества, диагностика профессионально-нравственных проблем ведения бизнеса, способы и формы этической регламентации предпринимательской деятельности, опыт развития бизнес-этики за рубежом.
Содержание дисциплины «Деловой этикет», которой посвящена вторая часть пособия, включает в себя ряд таких теоретических и практических аспектов, таких как истоки, функции и принципы этикета, стили управления и основные стандарты этикета служебного взаимодействия, этикетные требования к внешнему облику делового человека, речевой этикет, протокол официальных процессий и церемоний.
Приобретение и последующая реализация этих знаний в процессе профессиональной деятельности менеджера должны повысить эффективность управления персоналом, раскрыть его внутренние резервы, улучшить координацию усилий коллектива, укрепить морально-психологическую атмосферу в управляемой организации. Нравственная культура государственных и муниципальных служащих и бизнесменов, их знание делового этикета, привычка следовать этикетным правилам является в современных условиях одним из критериев их профессионализма, важным фактором авторитета служащих и деловых людей, а также государственной, муниципальной службы и делового сообщества в целом.
- Волгоградская академия государственной службы
- Содержание
- Рекомендации по работе с пособием
- Часть I. Этика и культура управления
- Глава 1. Этика как наука о человеческих нравах Тема 1. Феномен морали: принципы исследования, истоки и функции
- Контрольные задания для самопроверки
- Тема 2. Сущность и система моральной регуляции
- Тема 3. Основные этические категории и учения
- Основные выводы
- Глоссарий к главе 1
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Глава 2. Профессиональная этика государственного служащего.
- Тема 4. Чиновничество как носитель профессиональной субкультуры
- Тема 5. Менталитет, корпоративная культура и служебная этика чиновничества в ретроспективе российской истории
- Тема 6. Профессионально-этические представления субкультуры российских госслужащих, их имидж в общественном восприятии
- Тема 7. Диагностика профессионально-нравственных проблем деятельности госслужащих и способы этической регламентации их труда.
- 7.3. Зарубежный опыт этического регулирования поведения госслужащих
- Моральный кодекс членов американского общества государственного управления
- I. Служить общественному интересу.
- II. Соблюдать Конституцию и закон.
- III. Проявлять личную честность и неподкупность.
- IV. Создавать нравственные организации.
- V. Стремиться к отличному качеству выполнения работы.
- Основные выводы
- Глоссарий к главе 2
- Тема 4.
- Тема 5.
- Тема 6.
- Тема 7.
- Глава 3. Деловая этика.
- Тема 8. Деловое сообщество как носитель профессиональной субкультуры.
- Тема 9. Менталитет, корпоративная культура и этика делового сообщества в ретроспективе российской истории
- Специалисты выделяют следующие основные нарушения норм деловой этики в российской предпринимательской практике77.
- Тема 11. Опыт развития бизнес-этики за рубежом
- 11.5. Этика отношений работодателя и работника
- Основные выводы
- Глоссарий к главе 3
- Тема 8.
- Тема 9.
- Тема 10
- Тема 11.
- Часть II. Деловой этикет
- Глава 1. Основы делового этикета и протокола
- Тема 1. Этикет как феномен культуры, его истоки, функции и принципы
- Тема 2. Стили управления и основные стандарты этикета служебного взаимодействия
- 2.2. Общие этикетные нормы поведения руководителя и подчинённого в ситуациях служебного взаимодействия.
- Тема 3. Этикетные требования к внешнему облику делового человека.
- Функциональные признаки внешнего облика (мимика, жесты, поза, осанка) в значительной степени могут быть подвержены коррекции и с помощью специальных упражнений, психофизических тренингов и т.Д.
- 3.2. Нормы этикета в одежде и внешнем облике мужчины
- 3.3. Нормы этикета в одежде и внешнем облике женщины
- Тема 4. Речевой этикет в деловом общении
- Тема 5. Протокол официальных процессий и церемоний
- 5.3. Встреча делового партнёра во время визита вежливости.
- 5.4. Протокольные правила рассадки за столом переговоров.
- Основные выводы
- Глоссарий к главе 1
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Тема 4.
- Тема 5.
- Опыт развития бизнес-этики за рубежом: отношения бизнеса с государственной и муниципальной властью
- Этикетные нормы взаимодействия руководителя и подчинённого в ситуациях служебного взаимодействия (общение с подчинёнными, совещание)
- Раздел I. Этика и культура управления