logo
Этика и культура управления

Содержание

Введение

Рекомендации по работе с пособием

Часть I. Этика и культура управления

Глава 1. Этика как наука о человеческих нравах

Тема 1. Феномен морали: принципы исследования, истоки и функции

    1. Определение морали, предмет и методы этики

    2. Особенности человеческой природы и нравственный характер существования человека

    3. Проблемы происхождения морали

    4. Функции нравственности

Тема 2. Сущность и система моральной регуляции

2.1. Сущность моральной регуляции

2.2. Система моральной регуляции

Тема 3. Основные этические категории и учения

3.1. Этические категории

3.2. Этические учения

Основные выводы

Глоссарий к главе 1

Глава 2. Профессиональная этика государственного служащего

Тема 4. Чиновничество как носитель профессиональной субкультуры

4.1. Понятия профессиональной этики и профессиональной деонтологии

4.2. Государственные служащие как носители профессиональной субкультуры

Тема 5. Менталитет, корпоративная культура и служебная этика чиновничества в ретроспективе российской истории

5.1. Служилое сословие на Руси до XVII века

5.2. Российская госслужба в XVII-XVIII вв.

5.3. Государственная служба в XIX в.

5.4. Госслужба в советский период

5.5. Госслужба в новой России

Тема 6. Профессионально-этические представления субкультуры российских госслужащих, их имидж в общественном восприятии

6.1. Профессионально-этические представления субкультуры российских государственных служащих

6.2. Имидж российской госслужбы в общественном восприятии

Тема 7. Диагностика профессионально-нравственных проблем деятельности госслужащих и способы этической регламентации их труда

7.1. Диагностика профессионально-нравственных проблем деятельности госслужащих

7.2. Способы и формы этической регламентации деятельности чиновников

7.3. Зарубежный опыт этического регулирования поведения госслужащих

Основные выводы

Глоссарий к главе 2

Глава 3. Деловая этика

Тема 8. Деловое сообщество как носитель профессиональной субкультуры

Тема 9. Менталитет, корпоративная культура и этика делового сообщества в ретроспективе российской истории

9.1. Деловая этика на Руси до XV в.

9.2. Деловая этика на Руси XV-XVII вв.

9.3. Деловая этика в России XVIII-XIX вв.

9.4. Деловая этика в советский период

Тема 1О. Профессионально-этические представления субкультуры современного делового сообщества. Диагностика нравственных проблем предпринимательской деятельности и способы этической регламентации ведения бизнеса

10.1. Деловая этика современного российского предпринимательства

10.2. Диагностика профессионально-нравственных проблем предпринимательской деятельности

10.3. Способы и формы этической регламентации ведения бизнеса

Тема 11. Опыт развития бизнес-этики за рубежом

11.1. Проблема коррупции

11.2. Отношения бизнеса с государственной и муниципальной властью

11.3. Взаимоотношения внутри бизнеса

11.4. Ответственность бизнеса перед обществом

11.5. Этика отношений работодателя и работника

Основные выводы

Глоссарий к главе 3

Часть II. Деловой этикет

Глава 1. Основы делового этикета и протокола

Тема 1. Этикет как феномен культуры, его истоки, функции и принципы

1.1. Истоки этикета

1.2. Функции этикета

1.3. Принципы этикета

Тема 2. Стили управления и основные стандарты этикета служебного взаимодействия

2.1. Стили управления

2.2. Общие этикетные нормы поведения руководителя и подчинённого в ситуациях служебного взаимодействия

Представление

Приветствие

Обращение

Распоряжение

Наказание

Поощрение

Общение с подчинёнными

Совещание

Увольнение

Степень лояльности сотрудника

Дарение подарков

Тема 3. Этикетные требования к внешнему облику делового человека

3.1. Структурные элементы имиджа

3.2. Нормы этикета в одежде и внешнем облике мужчины

3.3. Нормы этикета в одежде и внешнем облике женщины

Тема 4. Речевой этикет в деловом общении

4.1. Культура речи и языковая норма

4.2. Правила общения через переводчика

4.3. Административный речевой этикет и культура письменной речи

4.4. Этикетные требования к деловой переписке

4.5. Этикетные требования к визитным карточкам

4.6. Этикет телефонного общения

Тема 5. Протокол официальных процессий и церемоний

5.1. Протокольные требования к участникам официальных процессий и церемоний

5.2. Рассадка по автомобилям в соответствии с протоколом

5.3. Встреча делового партнёра во время визита вежливости

5.4. Протокольные правила рассадки за столом переговоров

Основные выводы

Глоссарий к главе 1

Вопросы к зачёту по дисциплине «Этика и культура управления»

Вопросы к зачёту по дисциплине «Деловой этикет»

Ключ (ответы на Контрольные задания для самопроверки)

Введение

Учебно-методическое пособие по дисциплинам «Этика и культура управления» и «Деловой этикет» предназначено для студентов экстерната, обучающихся на дистанционной основе, и призвано сформировать у них представления о феномене морали, принципах профессиональной этики и правилах этикета в современном управлении. Рассмотрение проблем, связанных с состоянием нравов в обществе, в профессиональных макро- и микросообществах на государственной службе и в деловой сфере затрагивает различные направления гуманитарного знания в области этики, культурологии, социологии, права и менеджмента. Цели и задачи дисциплин «Этика и культура управления» и «Деловой этикет» заключаются в том, чтобы способствовать углубленному пониманию значимости профессионально-этического и социально-психологического климата в трудовом коллективе, выработать способы диагностики профессионально-этических отклонений и меры по культивированию высоких стандартов профессиональной деятельности. Темы учебных программ по вышеуказанным дисциплинам полностью совпадают с рубриками оглавления.

Содержание дисциплины «Этика и культура управления», которой посвящена первая часть учебно-методического пособия, образует широкий комплекс разделов и тем. Первая глава «Этика как наука» состоит из рубрик, освещающих предмет и методы этики, особенности человеческой природы и этическое измерение существования человека, сущность моральной регуляции, проблемы происхождения морали, функции нравственности, систему моральной регуляции, её понятийно-символические формы, основные этические категории и учения.

Вторая глава «Профессиональная этика государственного служащего» разделяется на такие компоненты как введение в профессиональную этику государственной службы, чиновничество как носитель профессиональной субкультуры; менталитет, корпоративная культура и служебная этика чиновничества в ретроспективе российской истории, профессионально-этические представления субкультуры государственных служащих современной России, имидж отечественной госслужбы в общественном восприятии, диагностика профессионально-этических проблем государственной службы, способы и формы этической регламентации деятельности госслужащих, зарубежный опыт моральной регуляции государственной службы.

Третья глава «Деловая этика» представлена рубриками: введение в деловую этику, бизнес-сообщество как профессиональная субкультура; менталитет, корпоративная культура и трудовая этика делового сообщества в ретроспективе российской истории, профессионально-этические представления субкультуры современного делового сообщества, имидж отечественного делового сообщества, диагностика профессионально-нравственных проблем ведения бизнеса, способы и формы этической регламентации предпринимательской деятельности, опыт развития бизнес-этики за рубежом.

Содержание дисциплины «Деловой этикет», которой посвящена вторая часть пособия, включает в себя ряд таких теоретических и практических аспектов, таких как истоки, функции и принципы этикета, стили управления и основные стандарты этикета служебного взаимодействия, этикетные требования к внешнему облику делового человека, речевой этикет, протокол официальных процессий и церемоний.

Приобретение и последующая реализация этих знаний в процессе профессиональной деятельности менеджера должны повысить эффективность управления персоналом, раскрыть его внутренние резервы, улучшить координацию усилий коллектива, укрепить морально-психологическую атмосферу в управляемой организации. Нравственная культура государственных и муниципальных служащих и бизнесменов, их знание делового этикета, привычка следовать этикетным правилам является в современных условиях одним из критериев их профессионализма, важным фактором авторитета служащих и деловых людей, а также государственной, муниципальной службы и делового сообщества в целом.