logo
Этика и культура управления

Основные выводы

Этикет представляет собой совокупность внешних правил поведения, установленных в культурном сообществе или субкультуре (социальной или профессиональной). Эти нормы в основном имеют рекомендательный характер, но их несоблюдение часто может иметь вполне конкретные негативные последствия в виде порицания, охлаждения или разрыва отношений. Несоответствие этикетным правилам часто определяется как моветон.

На современном этапе развитие служебного и делового этикета определяется принципом субординации, который дополняется принципом паритетности.

С точки зрения этики и этикетного поведения специалисты выделяют такие стили управления как демократический, авторитарный, либеральный, патерналистский, фратерналистский, бюрократический, партнёрский.

Протокол (дипломатический или деловой) представляет собой совокупность этикетных правил, регламентирующих общение между официальными представителями различных государств, государственных органов одного государства или деловых кругов.

Протокольные правила на первый взгляд имеют рекомендательное значение, но в реальной практике они приобретают строго обязательный характер, их невыполнение может повлечь за собой порицание, охлаждение, приостановление или разрыв отношений. Нарушение протокола часто рассматривается как знак осуждения или пренебрежительного, неодобрительного отношения к другому лицу или организации, которую он представляет. Исключительным явлением совершенно другого рода является отступление от протокола, которое совершается по взаимному согласию сторон с целью продемонстрировать особый, неформальный характер установленных отношений и атмосферы, которая их окружает.