Глоссарий к главе 3
Деловая этика – это разновидность прикладной этики, исследующая профессионально-нравственные аспекты предпринимательской деятельности, доминирующие в деловом сообществе стандарты поведения, профессионально-этические отклонения, меры по оздоровлению этой сферы.
Изучение профессиональной этики проводится посредством исследования профессиональной субкультуры или корпоративной культуры, элементами которой являются корпоративная идеология, имидж, служебный этикет, механизмы комплектования и выбраковки членов профессионального сообщества, наличие и потенциал элит и т.д. Современное российское деловое сообщество складывалось в условиях разрыва предпринимательских традиций в результате сознательного искоренения предпринимательской культуры в советский период и развития деловой активности в рамках нелегальной «теневой экономики».
Диагностика болезненных явлений в деловом сообществе показывает множество методов и форм сомнительной, с точки зрения этики, или «грязной» конкуренции: манипулирование с акциями, практика частых созывов внеочередного собрания акционеров с целью блокирования деятельности компании, заказные банкротства, использование административного ресурса, информационных ресурсов для обеспечения интересов финансово-промышленных групп, чёрный «пиар» и т.д.
Имидж делового сообщества в восприятии российских граждан и зарубежных инвесторов является не высоким, что ведёт к снижению инвестиционной привлекательности и капитализации российских компаний.
Этическая регламентация ведения бизнеса в значительной мере зависит от зрелости экономических, политических и всех социальных элит, экономической культуры потребителей. К способам по оздоровлению профессионально-нравственной сферы предпринимательской деятельности относятся: правоустановительные меры, ограничение и контроль лоббизма, политика равноудалённости исполнительной власти от структур крупного бизнеса, самоорганизация бизнес-сообщества в форме саморегулирующихся профессиональных общественных организаций, способных устанавливать «правила игры» и этические стандарты на рынке, демонополизация ключевых медиа-ресурсов с целью ограничения их использования в интересах узкого круга финансово-промышленных групп.
В современной практике западных стран сформировались следующие этические стандарты ведения бизнеса: спонсорство обучения студентов, политических партий (прямое или косвенное), создание специальных рабочих мест, предпочтение отечественных партнёров, если качество производимой ими продукции не уступает зарубежным фирмам, нежелательность продажи бизнеса зарубежным компаниям, формирование занятости, ответственное влияние на макроэкономическую ситуацию на мировом и национальном рынках, на стиль, качество и образ жизни потребителя, развитие корпоративной культуры.
- Волгоградская академия государственной службы
- Содержание
- Рекомендации по работе с пособием
- Часть I. Этика и культура управления
- Глава 1. Этика как наука о человеческих нравах Тема 1. Феномен морали: принципы исследования, истоки и функции
- Контрольные задания для самопроверки
- Тема 2. Сущность и система моральной регуляции
- Тема 3. Основные этические категории и учения
- Основные выводы
- Глоссарий к главе 1
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Глава 2. Профессиональная этика государственного служащего.
- Тема 4. Чиновничество как носитель профессиональной субкультуры
- Тема 5. Менталитет, корпоративная культура и служебная этика чиновничества в ретроспективе российской истории
- Тема 6. Профессионально-этические представления субкультуры российских госслужащих, их имидж в общественном восприятии
- Тема 7. Диагностика профессионально-нравственных проблем деятельности госслужащих и способы этической регламентации их труда.
- 7.3. Зарубежный опыт этического регулирования поведения госслужащих
- Моральный кодекс членов американского общества государственного управления
- I. Служить общественному интересу.
- II. Соблюдать Конституцию и закон.
- III. Проявлять личную честность и неподкупность.
- IV. Создавать нравственные организации.
- V. Стремиться к отличному качеству выполнения работы.
- Основные выводы
- Глоссарий к главе 2
- Тема 4.
- Тема 5.
- Тема 6.
- Тема 7.
- Глава 3. Деловая этика.
- Тема 8. Деловое сообщество как носитель профессиональной субкультуры.
- Тема 9. Менталитет, корпоративная культура и этика делового сообщества в ретроспективе российской истории
- Специалисты выделяют следующие основные нарушения норм деловой этики в российской предпринимательской практике77.
- Тема 11. Опыт развития бизнес-этики за рубежом
- 11.5. Этика отношений работодателя и работника
- Основные выводы
- Глоссарий к главе 3
- Тема 8.
- Тема 9.
- Тема 10
- Тема 11.
- Часть II. Деловой этикет
- Глава 1. Основы делового этикета и протокола
- Тема 1. Этикет как феномен культуры, его истоки, функции и принципы
- Тема 2. Стили управления и основные стандарты этикета служебного взаимодействия
- 2.2. Общие этикетные нормы поведения руководителя и подчинённого в ситуациях служебного взаимодействия.
- Тема 3. Этикетные требования к внешнему облику делового человека.
- Функциональные признаки внешнего облика (мимика, жесты, поза, осанка) в значительной степени могут быть подвержены коррекции и с помощью специальных упражнений, психофизических тренингов и т.Д.
- 3.2. Нормы этикета в одежде и внешнем облике мужчины
- 3.3. Нормы этикета в одежде и внешнем облике женщины
- Тема 4. Речевой этикет в деловом общении
- Тема 5. Протокол официальных процессий и церемоний
- 5.3. Встреча делового партнёра во время визита вежливости.
- 5.4. Протокольные правила рассадки за столом переговоров.
- Основные выводы
- Глоссарий к главе 1
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Тема 4.
- Тема 5.
- Опыт развития бизнес-этики за рубежом: отношения бизнеса с государственной и муниципальной властью
- Этикетные нормы взаимодействия руководителя и подчинённого в ситуациях служебного взаимодействия (общение с подчинёнными, совещание)
- Раздел I. Этика и культура управления