logo
Этика и культура управления

Глоссарий к главе 3

Деловая этика – это разновидность прикладной этики, исследующая профессионально-нравственные аспекты предпринимательской деятельности, доминирующие в деловом сообществе стандарты поведения, профессионально-этические отклонения, меры по оздоровлению этой сферы.

Изучение профессиональной этики проводится посредством исследования профессиональной субкультуры или корпоративной культуры, элементами которой являются корпоративная идеология, имидж, служебный этикет, механизмы комплектования и выбраковки членов профессионального сообщества, наличие и потенциал элит и т.д. Современное российское деловое сообщество складывалось в условиях разрыва предпринимательских традиций в результате сознательного искоренения предпринимательской культуры в советский период и развития деловой активности в рамках нелегальной «теневой экономики».

Диагностика болезненных явлений в деловом сообществе показывает множество методов и форм сомнительной, с точки зрения этики, или «грязной» конкуренции: манипулирование с акциями, практика частых созывов внеочередного собрания акционеров с целью блокирования деятельности компании, заказные банкротства, использование административного ресурса, информационных ресурсов для обеспечения интересов финансово-промышленных групп, чёрный «пиар» и т.д.

Имидж делового сообщества в восприятии российских граждан и зарубежных инвесторов является не высоким, что ведёт к снижению инвестиционной привлекательности и капитализации российских компаний.

Этическая регламентация ведения бизнеса в значительной мере зависит от зрелости экономических, политических и всех социальных элит, экономической культуры потребителей. К способам по оздоровлению профессионально-нравственной сферы предпринимательской деятельности относятся: правоустановительные меры, ограничение и контроль лоббизма, политика равноудалённости исполнительной власти от структур крупного бизнеса, самоорганизация бизнес-сообщества в форме саморегулирующихся профессиональных общественных организаций, способных устанавливать «правила игры» и этические стандарты на рынке, демонополизация ключевых медиа-ресурсов с целью ограничения их использования в интересах узкого круга финансово-промышленных групп.

В современной практике западных стран сформировались следующие этические стандарты ведения бизнеса: спонсорство обучения студентов, политических партий (прямое или косвенное), создание специальных рабочих мест, предпочтение отечественных партнёров, если качество производимой ими продукции не уступает зарубежным фирмам, нежелательность продажи бизнеса зарубежным компаниям, формирование занятости, ответственное влияние на макроэкономическую ситуацию на мировом и национальном рынках, на стиль, качество и образ жизни потребителя, развитие корпоративной культуры.