logo search
Этика и культура управления

Глава 1. Этика как наука о человеческих нравах Тема 1. Феномен морали: принципы исследования, истоки и функции

1.1. Определение морали. Предмет и методы этики.В системе гуманитарного знания этика – это теоретическая дисциплина, изучающая человеческие нравы. Слово «этика» происходит от греч. этос (Etos) – нрав, характер, уклад. Римский государственный деятель, писатель и оратор Марк Туллий Цицерон перевёл это понятие на латинский язык как «mos» («нрав»), «mores» («нравы»). Отсюда происходит слово, характеризующее нравы, характеры, склад души, привычки людей, – «moralis», то есть «мораль». С развитием европейских национальных культур этот термин обрёл языковые аналоги на национальных языках других европейских народов: например, на немецком – Sittlichkeit, на русском - нравственность. Хотя есть различные точки зрения на соотношение значений этих слов, пренебрегая некоторыми нюансами словоупотребления, вполне допустимо использовать понятия этос, мораль, нравственность как синонимы, характеризующие человеческие нравы, а под этикой понимать науку об этих реалиях общественной жизни людей.

Предметом этики, таким образом, выступают нравы людей, мораль (нравственность) в жизни человека и общества. К проявлениям морали следует отнести нравственные установки, убеждения, представления, этические критерии, надындивидуальные ценности, повеления (императивы), запреты, акты нравственного мышления и поведения, этические мотивации, действия и поступки, процесс нравственного формирования, выбора и самоопределения человеческой личности.

Строго говоря, этика изучает не всю человеческую культуру, но её важнейшую, судьбоносную сферу — область межсубъектного взаимодействия, в котором человек вступает в нравственное отношение к другому субъекту, каковым могут быть другая человеческая личность, Бог, природа и т.д. Главными сюжетами этики являются ответы на вопросы о том, как люди данной эпохи представляют себе наилучшее состояние индивида и социума, что понимают под высшей общественной пользой и благом, каковы пути их достижения, и каким должен быть сам человек, чтобы стать «героем» эпохи, интеллектуальным и моральным лидером, нравственным авторитетом своего времени.

Характеризуя современные методы этики, мы выделим из их числа лишь наиболее типичные исследовательские приёмы, используемые для анализа человеческих нравов. Один из популярнейших способов изучения нравственности можно определить как феноменологический метод, суть которого заключается в выделении из сферы человеческой культуры феноменов (актов) нравственного мировоззрения, мышления и поведения и их последующее описание.

Большим влиянием пользуется герменевтический подход, включающий в себя методику истолкования текстов, постижения смысла и значения знаков и символов нравственной культуры. В герменевтической концепции процесс понимания любого феномена нравственности (идей, суждений, представлений, идеологий, поступков) представляет собой творческую процедуру интерпретации речевых, языковых представлений и высказываний людей.

Следует выделить также структуралистскую методологию исследования культурных феноменов, согласно которой нравственная культура представляет собой совокупность символически оформленных стереотипов, мотиваций и алгоритмов поведения, образующих устойчивую общезначимую «структуру», выявление и исследование которой должно стать главной задачей этики. Такая структура культуры выступает своеобразным «текстом» или матрицей однотипных представлений и поведенческих стандартов общества и может включать в себя, напр., преобладающее восприятие людьми данной культуры жизни, смерти, природы, их отношение к власти, закону, богатству, бедности, половым связям, построению семьи и т.д. Структуралистские исследования показали, что отношение к этим аспектам нравственной жизни у людей различных культур, социальных групп или разных эпох разительно отличается между собой.

Необходимо упомянуть и о постструктуралистском методе гуманитарных исследований, который отчасти продолжает идеи структурализма, но во многом отрицает и преодолевает положения структуралистского подхода. Если структурализм концентрирует своё внимание на универсальных, общезначимых, типичных представлениях и моделях поведения (традиции или норме), то постструктурализм придаёт приоритетное значение нетипичным, неповторимым, творческим актам и культурным процессам, выходящим за рамки поля вариаций «структуры», «текста» культуры. К таким уникальным, несистемным проявлениям культурной жизни людей постструктуралисты относят: своеобразие жизненных ситуаций, креативность и творческие поступки, свободу, случай, страсти, иррациональность, тело, маргинальные, не типичные «тексты» культуры, власть, а также выходящие за рамки общепринятого индивидуальные фантазии, желания и волеизъявления.

Картина методологического инструментария этики была бы не полной, если бы мы не отметили, что в основе многих подходов к исследованию морали лежит редукционизм. Редукция (с лат. «возвращение», «отодвигание назад») означает упрощающую исследовательскую процедуру, суть которой в сведении сложного, многопланового явления к простому элементарному объяснению, опирающемуся на выделение лишь одного аспекта этого феномена. Такой взгляд нередко трактует нравственность сквозь призму биологических потребностей человека. Примером редукционизма является утверждение о том, что чиновники коррумпированы потому, что у них недостаточно высокая зарплата, и простое её повышение может решить эту проблему. Приведём другую иллюстрацию, типичную для психоаналитического подхода З. Фрейда, который исходит из представления о том, что мораль, как и вся культура, возникает в результате подавления и неестественного развития людьми своих инстинктивных влечений. Редукция определяет и марксистскую интерпретацию морали, согласно которой общественная нравственность часто «обслуживает» интересы и власть господствующего класса, контролирующего «материальные блага», помогая им обуздывать зависимые слои населения. Вариантом редукционистской оценки нравственности были и взгляды Ф. Ницше, полагавшего, что мораль была придумана «слабыми» для того, чтобы ограничить произвол «сильных».

С одной стороны, редукция позволяет лучше разобраться в том аспекте явления, который представляет наибольший интерес. Вместе с тем, в контексте исследования морали как искусственной, надбиологической модели человеческой деятельности редукционизм часто ведёт к игнорированию ценностных ориентиров, сводит человеческую жизнь к биологическим проявлениям, каковыми выступают «жизнь» в учении Ницше, психические инстинкты у Фрейда, «производство и потребление материальных благ» у Маркса. В результате редукционистской интерпретации морали, отрицания её значимости, возникает опасность примитивизма, нигилизма, этического вакуума и как следствие мировоззренческого кризиса. Поэтому мы в своей работе постараемся избежать редукционистских упрощений в исследовании феноменов нравственной культуры.

1.2. Особенности человеческой природы и нравственный характер существования человека. Согласно современному гуманитарному знанию, природа человека является уникальной, особенной, своеобразной, неповторимой, а человек как форма жизни принципиально отличается от других, природных, биологических форм жизни. Специфику человеческого существования, отличающую его от жизни простых биологических организмов в самом общем виде можно свести к следующим основным характерным чертам.

Во-первых, человек обладает сознанием, т.е. способностью к сложному, не инстинктивному, а осмысленному восприятию окружающей действительности. В психологии развитие сознания связывается с изменениями в работе высших нервных центров. Это выражается в разрыве рефлекторной дуги (раздражитель – инстинктивная реакция) и в опосредовании реакции на раздражитель в цепочке символов, значений, смыслов, формирующих сложные виды поведенческого опыта.

Во-вторых, человек сосуществует совместно с другими людьми внутри искусственно созданной среды – культуры, благодаря которой он наследует, усваивает, корректирует, творчески приумножает и передаёт социальный опыт предшествующих поколений. При этом огромную роль играют выработанная людьми способность к словесной речи и использование языка как инструмента, средства трансляции закодированного в слове сложного культурного опыта. Так человек усваивает сложные навыки, выработанные его предшественниками и современниками.

В-третьих, человек обладает самосознанием, т.е. осмысленным отношением к своему собственному существованию, возможностью давать ему критическую оценку и усматривать в нём различные перспективы. По образному выражению Гелена1, человек не просто живёт, он «ведёт жизнь», стремясь сознательно конструировать и проектировать её развитие.

В-четвёртых, бытие человека характеризуется свободой от предзаданности, возможностью творческого выбора между различными стратегиями поведения, каждая из которых ведёт к разным последствиям, к складыванию того или иного «этоса» личности.

Именно эти вытекающие друг из друга и глубоко взаимосвязанные характеристики, согласно представлениям гуманитарной науки, обусловили формирование нравственности как особого, возвышающегося над биологическими инстинктами, способа существования человека.

1.3. Проблемы происхождения морали. Выработанные в современной гуманитарной науке подходы к проблеме происхождения морали можно свести к трём главным версиям.

Первая точка зрения может быть условно определена как «нравственный абсолютизм». Согласно этим представлениям, нравственность имеет своим источником некое надмирное, потустороннее, совершенное начало, каковым в различных учениях выступают Бог, мир идей, Высший Разум и т.д. Восприятие людьми моральных норм совершается в результате божественного откровения людям (заповеди Моисея, Новый завет Христа), в процессе умственного постижения (идеи блага и добра у Платона, категорический императив Канта), в ходе мистического «переживания» (позднехристианская мистика Экхарта, Бёме). Нравственный абсолютизм определяет видение проблемы возникновения морали в таких мировоззренческих системах как религия, философский идеализм, мистика.

Вторая точка зрения может быть квалифицирована как антропологический эволюционизм. С этих позиций возникновение морали связывается с длительным, постепенным эволюционным развитием человеческих нравов от примитивных форм к сложным современным видам этического мировоззрения. Одни сторонники эволюционизма (Дарвин, Кропоткин) считают, что нравственность представляет собой следствие длительного развития некоторых биологических, животных инстинктов (общительность, коллективность, самопожертвование ради спасения потомства). Другие разработчики эволюционистского подхода (представители психоанализа Фрейд, Фромм, антрополог Гелен) полагают, что человеческая мораль не может быть выведена из инстинктов группового поведения животных и формируется благодаря ограничению и подавлению низменных биологических устремлений, которые заменяются общественными нормами.

Третий подход к проблеме генезиса нравственности получил название холизм (с греч. «целое»). Эту интерпретацию проблемы поиска истоков морали характеризует представление о том, что всё живое, Вселенная, Космос в ходе творческой эволюции, трансформируясь, воплощают в себе высшие, нравственные законы жизни. В качестве примера можно привести учение о ноосфере ( с греч. область разума), которая надстраивается над биосферой по мере усиления влияния человека и его интеллекта на состояние планеты. К числу наиболее известных сторонников этого подхода относятся геолог Вернадский, теолог Тейяр-де-Шарден, космист Циолковский.

1.4. Функции нравственности. Теперь выявим функции морали, которые помогут понять те роли, которые выполняет это важнейшее и сложнейшее установление человеческой культуры2.

Во-первых, выделим регулятивную функцию нравственности: в этом качестве мораль выступает уникальнейшим метамеханизмом регуляции, координирующим мотивации и поведение людей во взаимных отношениях, соотносящим человеческие мысли и поступки с ценностями и целями развития общества и культуры.

Во-вторых, назовём воспитательную функцию: в этой роли нравственность является культурным опытом, благодаря которому в процессе социализации формируются мировоззренческие стереотипы людей каждого нового поколения.

В-третьих, укажем на коммуникативную функцию морали, которая проявляется в том, что нравственные стандарты создают, обеспечивают культурные, цивилизованные, облагороженные, оптимальные рамочные условия для взаимодействия между человеком и человеком, служит «невидимым мостом» для межличностного общения.

В-четвёртых, обозначим познавательную функцию морали. В этом проявлении нравственность действует как опыт человеческого самопознания, понимания самого себя, выявления новых граней и горизонтов человеческого бытия. В светской этике совершается поиск новых возможностей и перспектив человеческой культуры, в религиозной этике нравственные усилия направляются на постижение благой природы совершенного божественного начала.

Следует упомянуть и аксиологическую(ценностную) или жизненно-ориентационную функцию морали: в этом аспекте нравственность функционирует как шкала ценностей и ориентиров человеческой персоны, которая, опираясь на эту искусственную систему координат, совершает выбор той или иной линии поведения.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие реалии человеческой жизни означают понятия «мораль», «нравственность», «этос» и как с этой сферой культуры связано понятие «этика»?

  2. Какие основные научные подходы используются в этике для исследования феномена человеческих нравов?

  3. В чём заключаются уникальные особенности человеческой природы, обусловившие возникновение нравственности?

  4. Каковы основные гипотезы происхождения морали?

  5. К каким функциям можно свести роль морали в системе человеческой культуры?

Список дополнительной литературы

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. — М., 2000.

Зеленкова И.Л. Беляева В.Л. Этика. Минск, 1995

Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. — Ростов-на-Дону. 2000.

Кондрашов В.А. Этика. — Ротов-на-Дону., 1998

Фромм Э. Психоанализ и этика. — М., 1993

Этика / Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. — М., 2000.