3. Системы морального мировоззрения по признаку отношения к действительности
Существуют три основных типа отношения к действительности: реализм, фатализм, цинизм.
Этический реализмисходит из того, что моральные нормы – это не просто принятая условность, не результат эволюционного приспособленчества и неаприорные формы разума. Реалистическая этика требует от человека соизмерять свои поступки и их оценки с высшей духовной реальностью, моральными нормами, с велениями совести и правильно понимаемыми собственными интересами.
Но опора только на готовые плоды человеческого разума, может привести к отказу от личного действия. По мнению И.А. Ильина, «такой человек не умеет исследовать и познавать, он умеет понимать только то, что просто и плоско, и помнить. Он живет заученными формулами, от которых в голове становится просто и плоско… Вот откуда у полуобразованных людей эта безмерная притязательность и безответственность… Они не создают сами ничего, но заимствуют все у других, перенимая, подражая, подхватывая и повторяя… Таинственная глубина материального и душевного мира остается им недоступной, и все их воззрения на природу и людей оказываются предметом их суеверия. И нередко бывает так, что чем пошлее их миропонимание, тем фанатичнее они верят в него».
Действительно, к решению жизненных моральных проблем не может подготовить никакой тренинг, никакое перечисление признаков морального поведения. Нужно реально оказаться в ситуации, где бремя свободы выбора ляжет именно на тебя, и только тогда можно определить, что есть лучший выбор в данном случае. Но также еще очень важно быть готовым взять на себя это бремя, эту ответственность за свой выбор, что свойственно только взрослой моральной личности.
Этический реализм противопоставляет добро и зло. Если у человека есть соблазн совершить отрицательный поступок, то этический реализм утверждает, что не стоит даже рассматривать варианты, оправдывающие такой поступок (здесь действует абсолютный моральный запрет). Главное – избавиться от искушения в том, что в силу обстоятельств то или иное зло может быть оправдано. Сущность зла в том, что оно маскируется под добро, под то, что в данных условиях выглядит лучшим выходом.
Фатализм (от лат.fatum - рок, судьба) – мировоззренческая позиция человека, воззрения на жизнь и историю как на нечто заранее предопределенное Богом, судьбой или объективным законом развития. Отсюда вывод о невозможности человеком изменить что-либо ни в собственной жизни, ни в жизни общества.
В этике фатализм предстает в виде концепции стоицизма, проповедующего смирение, непротивление судьбе, покорность, отказ от борьбы за переустройство общества.
Иногда фатализм в религиозных учениях превращается в фанатизм, когда отдельным людям приписывается роль посланников судьбы, проводников Божьей воли, которые должны приложить все усилия ради свершения предначертанного.
Цинизм (от греч. Kynosarges – название холма в Афинах, где происходило обучение философов) – мировоззренческая позиция, моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным, нравственным ценностям.
Термин «цинизм» обязан своим происхождением древнегреческой философской школе киников (основана Антисфеном в ІV в. до н. э.; при переводе на латинский язык слово стало звучать как «циники»), которые проповедовали презрение к общественной культуре, полную независимость человека от общества, возврат к «естественному» состоянию.
Впоследствии цинизмом стали называть слова и деяния, в которых совершается надругательство над тем, что составляет историческое достижение культуры человечества, глумление над нравственными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание человеческого достоинства. Цинизм в поведении и убеждениях характерен для людей, преследующих свои эгоистические интересы всеми возможными и в том числе аморальными средствами, а также для тех, кто, разочаровавшись в идеалах, пришел к моральному банкротству, идейной опустошенности.
Итак, мы рассмотрели три основных подхода, три типа отношения человека к действительности, над которой, по словам Ю. Шредера, у нас нет никакой власти: реализм, фатализм, цинизм.
- Міністерство освіти і науки України
- Тема 1. Введение в этику. Происхождение морали, ее роль в жизни человека и общества
- 1. Предмет и задачи этики
- 2. Структура морали
- 3.Теории происхождения морали
- Этапы развития морального сознания
- 1) Донравственный период (от 100 тыс. Лет до 40 тыс. Лет до н.Э.)
- 2) Период формирования представлений о примитивной справедливости
- 3) Период формирования современных представлений о нравственности
- 1) Доморальное сознание (от рождения до 3-6 лет)
- 2) Формирование морального сознания (от 3-6 лет до 16-21 года)
- 3) Взрослая моральная личность (от 16-21 года до смерти)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 2. Системы морального мировоззрения
- Подходы к объединению систем морального мировоззрения. Исторический подход
- Системы морального мировоззрения по признаку: рационализм – иррационализм
- 3. Системы морального мировоззрения по признаку отношения к действительности
- 4. Системы морального мировоззрения по признаку приобщения к ценностям (ценностный подход)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 3. Профессиональная этика. Этика бизнеса
- Профессиональная этика. Предмет, задачи, структура этики бизнеса Происхождение профессиональной этики
- Дилеммы профессиональной морали
- Этика бизнеса
- Структура этики бизнеса
- 2. Основные концепции в этике бизнеса
- 3. Проблема социальной ответственности в бизнесе
- Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Корпоративная культура. Этические кодексы
- Типология корпоративных культур
- Этические кодексы
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 4. Этика управления
- Этика управления как наука
- 2. Руководитель и его место в нравственной жизни коллектива
- 3.Структура деловых отношений и механизмы их нравственной регуляции
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема 5. Этика делового общения как раздел профессиональной этики.
- Предмет и задачи этики делового общения
- Вербальная и невербальная коммуникация
- Пространственные зоны и территории человека
- 3. Деловые беседы (кадровая беседа, собеседование, дисциплинарные беседы, совещания)
- Собеседование при приеме на работу
- Совещания
- 4. Деловые переговоры Организация и подготовка переговоров
- Выбирая место для встречи, учтите все связанные с этим материальные затраты, степень сложности организационных моментов, необходимость согласования с другими организациями.
- Методы ведения переговоров
- Технология деловых телефонных бесед. Деловая корреспонденция
- Правила телефонной беседы
- Деловая переписка
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 6. Этикет в практике делового человека
- 1. Понятие и виды этикета
- Различают несколько видов этикета:
- 2. Этикет служебных отношений
- Знакомства
- 3. Этикетные ситуации в деловом общении
- Основными видами приёмов являются:
- Визитные карточки
- Правила оформления визитных карточек
- Условные сокращения, используемые на визитных карточках
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль 6. Естетика як наука
- 1.Предмет и задачи эстетики
- 2. Структура эстетического
- 3. Категории эстетики
- Прекрасное и безобразное
- Возвышенное и низменное
- Трагическое и комическое
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль7. Прикладна естетика
- Эстетика природы
- Эстетика труда
- 3. Техническая эстетика. Дизайн
- Определения Дизайна
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 9. Природа, сущность и функции искусства
- 1. Природа, сущность и специфика искусства
- 2. Эстетический идеал и художественный образ
- 3. Социальные функции искусства
- 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность).
- Единство предмета и цели искусства
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Питання до заліку
- Література до курсу