2. Структура эстетического
Эстетическое как особая сфера общественной жизни представляет собой достаточно сложное и многоуровневое явление. Также как и структура морали, структура эстетического содержит в себе три компонента:
эстетическое сознание;
эстетическая деятельность;
эстетические отношения.
1. Эстетическое сознание– одна из форм общественного сознания, отражающая окружающий мир, разностороннюю деятельность человека, продукты его деятельности, произведения искусства в чувственно представимых и оцениваемых суждения вкуса, образах. Эстетическое сознание – это форма оценочного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиции эстетического идеала.
Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие человека и объективной действительности переживается, оценивается и мыслится индивидуально. Оно обусловлено психо-физической и социальной природой человека.
Эстетическое сознание обуславливает и включает в себя художественное сознание, которое объективирует в себе как процесс создания так и процесс восприятия ценностей искусства.
Структура эстетического сознания:
чувственно-эмпирический уровень (эстетическое созерцание, восприятие, представление).
теоретический уровень (эстетическое суждение, ценности, взгляды, идеалы)
Теоретический уровень опирается на рациональную форму отражения действительности и оперируется понятиями и категориями эстетики.
Теоретический уровень содержит:
а) массовое обыденное сознание, его носителями является подавляющее большинство людей;
б) специализированное эстетическое сознание, носителями которого являются: 1) люди, занимающиеся художественным творчеством; 2) специалисты в области искусствоведения и эстетики.
Чтобы уяснить специфику эстетического сознания необходимо определить особенности эстетического взаимодействия субъекта и объекта, характер эстетической деятельности и эстетического отношения.
2. Эстетическая деятельность– специфический вид практически-духовной деятельности (создание произведений искусства) и духовной деятельности (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждение и др.)
Всем разновидностям эстетической деятельности присуще эстетическое начало – осуществляемое в той или иной форме «творчество по законам красоты», доставляющее человеку высокое духовное наслаждение.
В любом виде деятельности обязательны субъект, объект и продукт (результат) деятельности. В материальной деятельности происходит «опредмечивание», т.е. преобразование деятельности человека в предмет, продукт производства.
В эстетической деятельности освоение действительности выражается в форме «распредмечивания», когда не только фиксируется содержание предмета, но и включается оценочное отношение человека. Причем результат духовной деятельности не отчуждается, а принадлежит субъекту, оказывается определенным состоянием его психики, сознания.
3. Эстетическое отношение– духовная связь субъекта с объектом, особое отношение человека к действительности, в процессе которого человек раскрывает и выявляет меру целостности предметов, явлений и ситуаций объективного мира, проявляет и переживает развитие в себе способности и возможности активной творческой деятельности, оценивает степень совершенства явлений действительности и степень гармонии человека и мира.
Эстетическое отношение представляет собой:
наличие конкретного объекта и его особое качество;
наличие конкретного воспринимающего субъекта и его особое состояние;
активное взаимодействие субъекта и объекта.
Эстетически значимое свойство, будучи принадлежностью данного конкретного объекта, в то же время присуще и многим другим предметам и явлениям действительности. Но оно не может быть соотнесено ни с каким отдельно взятым видом природных объектов. Изменение природных свойств обычно связано с изменением материальных характеристик определенного объекта, изменение эстетических свойств не обнаруживает такой обязательной зависимости. Эстетически значимые свойства не могут быть рассмотрены как чисто природные свойства обособленно взятого объекта.Но эстетически значимые свойства не могут быть рассмотрены и как чисто духовные свойства изолированно взятого субъекта.
Эстетическому восприятию и оценке подлежит только единичный, конкретный, индивидуально–неповторимый объект. Не бывает красоты вообще. Эстетическое всегда конкретно. Даже эстетический идеал реализуется только в конкретной эстетической ситуации.
Следовательно, носителем эстетической ценности является именно реальное объективное бытие.
В качестве исходного момента эстетического следует назвать воспринимаемую ценностно-значимую форму объекта. Реальные конкретные объекты предстают в таких проявлениях как форма, размер, цвет, пропорция, симметрия, ритм, которые называют «эстетическими свойствами» действительности. Объективные свойства и закономерности материального мира определяют внешние проявления предметов, составляющие истоки, начала эстетического. Но именно начала, поскольку внешние проявления предметов не всегда могут определить содержание эстетического. Например, цвет соли сам по себе как источник эстетических переживаний еще не определяет смысла этих переживаний.
Вместе с тем следует отметить, что объект эстетического отношения начинается с внешней формы, но не сводится к ней: форма должна быть взята в единстве с содержанием как содержательная форма. Эстетическая форма объекта воздействует на воспринимающего субъекта как раскрытие своих качеств и достоинств. В процессе освоения человеком мира проявляется такое объективное свойство предметов и явлений, как их значимость в жизни человека и общества.
Поводя итоги, следует отметить, что:
эстетическое– это ни объективная действительность, ни «сущностные силы» человека, а идеальный продукт субъектно-объектных отношений;
эстетическое– продукт духовной деятельности человека, возникающий в его индивидуальном восприятии и оценке;
эстетическоеаналогично истине, но отличается по своей сущности. Если истина есть рациональное знание, то эстетическое не столько знание, сколько эмоциональное переживание при восприятии объекта.
Другими словами, эстетическое – это метакатегория эстетики, которая отражает то общее, что присуще прекрасному и безобразному, возвышенному и низменному, трагическому и комическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства.
- Міністерство освіти і науки України
- Тема 1. Введение в этику. Происхождение морали, ее роль в жизни человека и общества
- 1. Предмет и задачи этики
- 2. Структура морали
- 3.Теории происхождения морали
- Этапы развития морального сознания
- 1) Донравственный период (от 100 тыс. Лет до 40 тыс. Лет до н.Э.)
- 2) Период формирования представлений о примитивной справедливости
- 3) Период формирования современных представлений о нравственности
- 1) Доморальное сознание (от рождения до 3-6 лет)
- 2) Формирование морального сознания (от 3-6 лет до 16-21 года)
- 3) Взрослая моральная личность (от 16-21 года до смерти)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 2. Системы морального мировоззрения
- Подходы к объединению систем морального мировоззрения. Исторический подход
- Системы морального мировоззрения по признаку: рационализм – иррационализм
- 3. Системы морального мировоззрения по признаку отношения к действительности
- 4. Системы морального мировоззрения по признаку приобщения к ценностям (ценностный подход)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 3. Профессиональная этика. Этика бизнеса
- Профессиональная этика. Предмет, задачи, структура этики бизнеса Происхождение профессиональной этики
- Дилеммы профессиональной морали
- Этика бизнеса
- Структура этики бизнеса
- 2. Основные концепции в этике бизнеса
- 3. Проблема социальной ответственности в бизнесе
- Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Корпоративная культура. Этические кодексы
- Типология корпоративных культур
- Этические кодексы
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 4. Этика управления
- Этика управления как наука
- 2. Руководитель и его место в нравственной жизни коллектива
- 3.Структура деловых отношений и механизмы их нравственной регуляции
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема 5. Этика делового общения как раздел профессиональной этики.
- Предмет и задачи этики делового общения
- Вербальная и невербальная коммуникация
- Пространственные зоны и территории человека
- 3. Деловые беседы (кадровая беседа, собеседование, дисциплинарные беседы, совещания)
- Собеседование при приеме на работу
- Совещания
- 4. Деловые переговоры Организация и подготовка переговоров
- Выбирая место для встречи, учтите все связанные с этим материальные затраты, степень сложности организационных моментов, необходимость согласования с другими организациями.
- Методы ведения переговоров
- Технология деловых телефонных бесед. Деловая корреспонденция
- Правила телефонной беседы
- Деловая переписка
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 6. Этикет в практике делового человека
- 1. Понятие и виды этикета
- Различают несколько видов этикета:
- 2. Этикет служебных отношений
- Знакомства
- 3. Этикетные ситуации в деловом общении
- Основными видами приёмов являются:
- Визитные карточки
- Правила оформления визитных карточек
- Условные сокращения, используемые на визитных карточках
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль 6. Естетика як наука
- 1.Предмет и задачи эстетики
- 2. Структура эстетического
- 3. Категории эстетики
- Прекрасное и безобразное
- Возвышенное и низменное
- Трагическое и комическое
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль7. Прикладна естетика
- Эстетика природы
- Эстетика труда
- 3. Техническая эстетика. Дизайн
- Определения Дизайна
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 9. Природа, сущность и функции искусства
- 1. Природа, сущность и специфика искусства
- 2. Эстетический идеал и художественный образ
- 3. Социальные функции искусства
- 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность).
- Единство предмета и цели искусства
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Питання до заліку
- Література до курсу