logo search
etika_posobie

2. Виды общения. Специфика деловых отношений

Общение бывает:

- Формальным (функционально-ролевым) и

- Неформальным (интимно-личностным).

К формальному (функционально-ролевому) общению относятся деловое общение и общение в общественных местах.

Деловое общение, как и формальное в целом, – это:

- Несамоцельное общение: оно имеет предметно-целевое содержание, включено в различные виды профессиональной деятельности и подчинено их задачам; это не общение ради общения, оно нацелено на эффективное выполнение того вида деятельности, в рамках которого осуществляется.

- Общение, в котором обнаруживается взаимозависимость всех его участников в достижении целей организации и в реализации личных целей.

- Общение, участие в котором является обязательным, независимым от симпатий и антипатий людей. Характерная черта деловой коммуникации – обязательность контактов всех его участников.

- Общение, не требующее проявления индивидуально-личностных («лич-ных») отношений к партнеру, предполагающее «запрет» на «личные» отноше-ния и поступки: люди при этом говорят и делают не то, чтобы они хотели ска-зать или сделать, а то, что им предписано соответствующим видом деятельности.

- Общение, имеющее формальные ограничения и регламентируемое нормами и правилами поведения. Деловое общение - это общение по правилам, заданным социальной структурой, обеспечивающей соответствующий вид деятельности. Оно предполагает соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия, учет субординации участников деловых отношений, их должностных ролей, прав и обязанностей, а также правил делового этикета.

- Общение, в котором участники осуществляют коммуникативный контроль.

Деловое общение – это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию, осуществление или оптимизацию предметно-профессиональной деятельности.

Общение бывает:

- прямым – «с глазу на глаз», «face to face» (здесь и сейчас) и

- косвенным, когда коммуниканты разделены пространственной или временной дистанцией (там и потом).

Различают также:

- контактное общение (здесь и сейчас) и дистантное (там и потом);

- непосредственное общение («с глазу на глаз») и опосредованное (с использованием технических средств);

- устное и письменное;

- диалогическое и монологическое;

- межличностное, межгрупповое и массовое.