logo
etika_posobie

3. Этика бизнеса

Этика бизнеса – это система принципов, норм и правил, регулирующих отношения и поведение людей в сфере бизнеса.

Хотя приведенные выше нравственные принципы и нормы имеют отношение и к сфере бизнеса, тем не менее существуют попытки сформулировать стандарты поведения применительно именно к этой сфере. Среди теоретиков и практиков-бизнесменов нет существенных разногласий по поводу основных принципов этики бизнеса, тем не менее, различные авторы предлагают различные их перечни.

Этические принципы делового поведения, сформулированные амери-канским социологом Л.Хосмером, – аксиомы мировой этической мысли1:

1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях – честности, открытости, умеренности и т.п.).

3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий, призывающих к добру и состраданию).

4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на концепциях Т.Гоббса и Дж.Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма, разработанной И.Бентамом и Дж.С.Миллем).

6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И.Канта).

7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (основан на взглядах Ж.-Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке).

9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на теории распределительной справедливости американского философа Дж.Ролса).

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории американского философа Р. Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

В основе успешного бизнеса, по мнению западных специалистов, лежат три условия:

- наличие капитала;

- стремление выпускать продукт высокого качества;

- высоконравственная этика.

Наиболее популярная этическая система в США основана на следующих принципах:

1. «Цените и уважайте человеческую жизнь, человеческое достоинство и права человека»: это требование уважительно относиться к другим людям, ценить человеческую жизнь, не допускать в профессиональных действиях того, что может нанести вред жизни людей и ущерб их здоровью. Согласно этому принципу, необходимо быть чувствительным к потребностям людей, относиться к подчиненным как к людям, а не как к вещам.

2. «Уважайте власть». Уважайте законы страны, ее прошлое, традиции, а также своих руководителей, своих коллег, своих партнеров. В бизнесе необходимо уважать свое дело, а также уважать тех, кто стоит выше.

3. «Будьте целеустремленными». Следует помнить: кто ни к чему не стремится, тот ничего и не добьется.

4. «Стремитесь к лучшему»: в бизнесе необходимо добиваться наилуч-шего, не удовлетворяться тем, что не является самым лучшим.