logo
etika_posobie

3.Функции делового общения

В деловом общении люди решают важные для них задачи, удовлетворяют свои социальные потребности, прежде всего связанные с их профессиональной деятельностью, которые и определяют функции делового общения, а именно:

1. Информационную: в процессе общения люди обмениваются информацией, необходимой для осуществления того или иного вида деятельности.

2. Интегрирующую: общение способствует формированию и повышению сплоченности группы, организации.

3. Интерактивную: в ходе общения осуществляется обмен деятельностью (ее конкретными способами и результатами), сотрудничество людей.

4. Инструментальную: общение выступает механизмом управления совместной деятельностью, благодаря общению повышается ее эффективность, укрепляются деловые позиции участников общения, отношения с коллегами, клиентами, деловыми партнерами, поддерживается статусно-ролевая дифференциация организации.

5. Социализирующе-воспитательную: формирует профессиональные и коммуникативные умения, навыки и качества людей, а также культуру отношений к другим людям, к обществу.

6. Регулирующую: в процессе общения формируются, закрепляются и транслируются социальные и профессиональные ценности и нормы.

7. Функцию самоутверждения: в процессе общения люди приводят в соответствие самооценки с оценками и отношением к ним других людей, подтверждают соответствие занимаемому статусу.

8. Инновационно-динамическую: посредством общения осуществляется обмен инновационными приемами, средствами, технологиями, изменение мотиваций и самого поведения людей, что может способствовать изменению структуры организации и ее функций.

9. Эмоционально-экспрессивную: общение способствует обмену отно-шениями (симпатиями и антипатиями), эмоциями, влияет на формирование духовно-психологического климата в организации.

Кроме того, общение может выполнять и специфические функции. Это:

1. Контактоустанавливающая функция.

2. Функция самопрезентации – намеренное или ненамеренное создание и трансляция образа «Я».

3. Апелляционная функция, функция обращения.

4. Побудительная функция.

5. Волеизъявительная функция носит эксплицитный характер: направлена от индивида более высокого ранга. Руководитель обращается к подчиненному: «Вы не могли бы подготовить документы по Вашему проекту к завтрашнему дню?». Это скрытый приказ.

6. Ритуальная (магическая) – речевые действия, ритуал.