Контекст
Структурные компоненты коммуникативного действия:
Субъекты общения: отдельные индивиды или группы.
Сообщение - информация, передаваемая от одного субъекта другому.
Код – система значений тех знаков, которые передаются в ходе общения от одного субъекта к другому. Это правила языка, используемые для передачи сообщения.
Контекст – «смысловое поле», в котором сообщение становится информативным.
Можно выделить культурно-исторический контекст, контекст групповых отношений и контекст межличностного общения.
Культурно-исторический контекст – это культурные традиции, нормы, ценности, символы, ритуалы, правила поведения, знание и учет кото-рых необходимы в случае общения с людьми соответствующей культуры.
Контекст групповых отношений – это конкретные особенности групповых отношений, обусловленные принадлежностью людей к конкретной группе и проявляющиеся в их поведении.
Контекст межличностного общения – это реальный смысл, которым наделяют свои отношения их участники.
Общение, соответствующее контексту и прямо выраженное, считается явным. Другое сообщение при этом оказывается скрытым.
Средства общения. Различают вербальные, невербальные и технические средства общения.
Вербальные (речевые) средства – это устная и письменная речь, звучащее или написанное слово. Речь является основным средством формирования, выражения и передачи деловой информации. Кроме того, речевое поведение служит индикатором общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения. По особенностям речевого поведения человека можно судить о его профессии, увлечении, жизненном опыте.
К невербальным средствам относятся:
- Кинесические средства: мимика, жесты, пантомимика (телодвижения, позы).
- Паралингвистические средства: качество голоса, его диапазон, тональность, тембр.
- Экстралингвистические средства: паузы, смех, плач, кашель.
- «Контакт глаз»: направленность взгляда говорит о характере контакта,
- Формы телесного контакта: рукопожатия, похлопывания, объятия и др.
- Проксемические средства: пространственное расположение партнеров.
- Внешний вид участников деловой коммуникации (одежда, прическа, аксессуары и др.) и оформление офисов.
- Знаково-символические средства: логотипы, торговые марки, государственная, групповая символика, подарки т.п..
- Ритуальные (перформансные) объекты и действия.
- Технические средства: аудио- и видеотехника, компьютеры, факсы и др.
Контрольные вопросы и задания
1. Покажите роль деловой коммуникации в профессиональной деятель-ности и в частности в рекламном бизнесе и в связях с общественностью?
2. Раскройте сущность общения, назовите его характерные признаки.
3. Проанализируйте каждую из сторон общения.
4. Охарактеризуйте основные виды общения.
5. Дайте определение деловому общению. Перечислите особенности деловых отношений.
6. Постарайтесь объяснить, в чем заключается формально-ролевой характер делового общения.
8. Рассмотрите функции делового общения.
9. Выделите основные структурные компоненты коммуникативного действия и охарактеризуйте их.
10. Выделите невербальные средства, особенно значимые для PR-деятельности и рекламы.
Основные понятия: общение, коммуникация, перцепция, интеракция, деловое общение, функции делового общения, структура делового общения, субъекты общения, сообщение, код, контекст, средства общения, точность,
- Н.Н. Васина
- Введение
- Тема 1 деловое общение: его сущность и функции
- 1. Понятие и структура общения
- 2. Виды общения. Специфика деловых отношений
- 3.Функции делового общения
- 7. Перформансная
- 4.Структура коммуникативного действия
- Контекст
- Тема 2 речевая культура деловых отношений
- 1. Речевые формы делового общения и их специфика
- 2. Основные правила делового разговора
- 2. Правило качества информации, согласно которому необходимо:
- 4. Правило соответствия, которое выражается словами: «Не отклоняйтесь от темы».
- 1. Приказ, указание, команда:
- 4. Выражать свои мысли, используя активное оптимистическое построение фраз, что способствует усилению эффективности речевого воздействия:
- 3. Слушание в деловой коммуникации
- 4. Посредством активного слушания достигается понимание проблем, обсуждаемых в процессе делового общения. Основные виды слушания: 1) нерефлексивное; 3) эмпатическое и 4) активное.
- «Можно ли поподробнее…»
- 1. Перебивание.
- 9. Непрошенные советы.
- 5. Обратная связь в деловом общении
- 2. Направленной на действия, отношение и высказывания человека, а не на его личность.
- Тема 3 невербальные средства делового общения
- 1. Функции невербального поведения личности
- 2. Позы, жесты и мимика в деловом общении. Визуальный контакт как коммуникативный инструмент
- 3. Экстралингвистические и паралингвистические средства делового общения
- 4. Такесика и проксемика в деловой коммуникации
- 5. Знаково-символические аспекты делового общения
- Тема 4 психологические особенности деловых отношений
- Процесс социальной перцепции
- 2. Тенденция связывать психические качества личности с особенностями внешности:
- 2. Психологическое влияние в практике делового общения
- 3. Манипуляция в деловом общении
- 4. Замечания и комплименты в деловой коммуникации
- 5. Психологические тактики делового общения Образ человека формируется в нашем подсознании в первые 60-90 секунд. Надежность визуального оценочного метода составляет около 80%.
- Тема 5 формы делового общения и их специфика
- 1. Основные психологические принципы делового разговора:
- 2. Самые первые и сильные впечатления о человеке зависят от его внешнего вида.
- 3. Решающим для формирования впечатления о человеке являются первые четыре минуты общения.
- 2. Деловая беседа, ее цели и задачи
- 3. Организация и проведение деловых совещаний
- 4. Переговоры как форма делового общения
- Преимущества переговоров «на нашей территории»:
- II. Преимущества переговоров «на чужой территории»:
- 5. Национально-культурные стили деловых переговоров
- 2. Люди везде учтивы с людьми учтивыми и везде хорошо относятся к тем, кто отличается достойным поведением и подобающими манерами.
- Тема 6 этика делового общения
- 1. Понятие деловой этики
- 2. Принципы и нормы деловой этики
- I. Этика делового общения «сверху – вниз»
- II. Этика делового общения «снизу – вверх»
- III. Этика делового общения «по горизонтали»
- 3. Этика бизнеса
- 5. «Будьте постоянным в семье и браке».
- 6. «Уважайте собственность других людей».
- Тема 7 деловой этикет
- 1. Понятие этикета, его особенности и основные функции
- 2. Деловой этикет – инструмент построения отношений.
- 3. Деловой этикет – составная часть корпоративной культуры компании.
- 2. Этикет приветствий и представлений
- 3. Деловая одежда: стили, функции, особенности
- 4. Визитки, их место в деловой коммуникации
- 5. Правила дарения и получения подарков
- 6. Культура деловых разговоров по телефону
- Список рекомендуемой литературы
- Содержание
- Надежда Николаевна Васина