1. Понятие деловой этики
Поведение и общение людей в сфере профессиональной деятельности регламентируется двумя видами норм и правил:
- «писаными» деловыми инструкциями, дипломатическими нормами, обязательствами, отраженными в договорных обязательствах и др.) и
- «неписанными» (нормами деловой этики и правилами этикета)
Термин «этика» используется в двух смыслах:
1. Этика – это философская дисциплина, изучающая мораль, нравст-венность. Термин «этика» ввел Аристотель (он образован от древнегреч. «этос» - обычай, нрав, характер) для обозначения особого класса человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Согласно Аристотелю, этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами.
Латинский термин «mos», от которого ведет свое начало понятие «мораль», означал:
а) нрав, обычай, характер поведения;
б) свойство, внутренняя природа;
в) закон, предписание.
От данного термина было образовано прилагательное «moralis» - относящийся к нравам, а от него и термин «moralitas» - мораль.
Мораль (нравственность) – это особая форма регуляции и саморегуляции поведения человека в обществе. Ее возникновение и поддержание в последующие эпохи обусловлены необходимостью согласования общественных, групповых и личных интересов (и целей), которые в значительном числе социальных ситуаций могут не совпадать.
Так, личные цели, реализуемые участниками общения, могут стать препятствием достижения целей организации, а именно:
- стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности часто проявляется в уходе от ответственности;
- стремление к повышению своего жизненного уровня может не соответствовать объективным возможностям общества;
- стремление к власти, т.е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, избавиться от бремени иерархического контроля может вступить в противоречие с аналогичным стремлением других людей;
- стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности в самой организации, может не отвечать потребностям развития организации и может проявляться в форме самоутверждения за счет своих коллег.
Мораль как форма общественного сознания и форма регуляции поведения и общения людей имеет свои особенности:
- Мораль представляет собой ценностное отношение к миру; она рассматривает социальные явления не сами по себе, а с точки зрения их значимости (ценности) для общества или группы. Последняя определяется на основе принятых в обществе представлений о добре и зле. Мораль оперирует такими понятиями, как: добро, зло, честь, честность, справедли-вость, долг, совесть и др.
- Мораль носит императивный характер. Основным средством регулирования поведения человека является моральное требование, в котором отражается общественная или групповая воля подчинить поведение человека ценностно-положительному образцу поведения. Поскольку в обществе существует относительная свобода поведения человека, постольку мораль приобретает форму долженствования, повеления, что обусловливает следующую ее особенность;
- Мораль – сфера безусловного долженствования: ее содержанием выступает противоречие между должным и сущим;
- Мораль – это неинституциализированная форма регуляции: соблюде-ние моральных требований не опирается ни на какие силовые механизмы, имеющиеся в арсенале других форм регуляции поведения людей, например, права. Моральные устои в обществе поддерживаются силой общественного мнения, страхом божественного наказания и природной кары, а также необходимостью сохранять самоуважение, чувство собственного достоинства.
В некоторых этических концепциях различаются нравственность и мораль. Нравственность характеризует, прежде всего, принятые в обществе принципы и нормы поведения. Нравственное поведение – это поведение, соответствующее общепринятым ценностям, нормам, традициям и обычаям. Нравственность выступает условием приобщения к социуму как внешний регулятор поведения человека. Мораль относится к факторам внутренней регуляции, она имеет отношение к механизму саморегуляции. Однако в контексте проблематики данного курса это различение не важно, и термины «мораль» и «нравственность» будут использоваться как синонимы.
2. Этика – система нравственных принципов и норм, регулирующих поведение и отношения людей в различных сферах общественной жизни. В этом своем значении понятие этики совпадает с понятиями мораль, нравственность.
Этические основоположения, рассматриваемые применительно к конк-ретным видам профессиональной деятельности и вследствие этого приобре-тающие специфические черты, имеют отношение к профессиональной этике.
Деловая (профессиональная) этика – это система нравственных принципов и норм, регулирующих поведение и отношения людей в различных сферах профессиональной деятельности.
Профессиональная этика вырабатывает стандарты, требования, харак-терные для определенных видов деятельности. Таким образом, профес-сиональная этика - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работни-ками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.).
- Н.Н. Васина
- Введение
- Тема 1 деловое общение: его сущность и функции
- 1. Понятие и структура общения
- 2. Виды общения. Специфика деловых отношений
- 3.Функции делового общения
- 7. Перформансная
- 4.Структура коммуникативного действия
- Контекст
- Тема 2 речевая культура деловых отношений
- 1. Речевые формы делового общения и их специфика
- 2. Основные правила делового разговора
- 2. Правило качества информации, согласно которому необходимо:
- 4. Правило соответствия, которое выражается словами: «Не отклоняйтесь от темы».
- 1. Приказ, указание, команда:
- 4. Выражать свои мысли, используя активное оптимистическое построение фраз, что способствует усилению эффективности речевого воздействия:
- 3. Слушание в деловой коммуникации
- 4. Посредством активного слушания достигается понимание проблем, обсуждаемых в процессе делового общения. Основные виды слушания: 1) нерефлексивное; 3) эмпатическое и 4) активное.
- «Можно ли поподробнее…»
- 1. Перебивание.
- 9. Непрошенные советы.
- 5. Обратная связь в деловом общении
- 2. Направленной на действия, отношение и высказывания человека, а не на его личность.
- Тема 3 невербальные средства делового общения
- 1. Функции невербального поведения личности
- 2. Позы, жесты и мимика в деловом общении. Визуальный контакт как коммуникативный инструмент
- 3. Экстралингвистические и паралингвистические средства делового общения
- 4. Такесика и проксемика в деловой коммуникации
- 5. Знаково-символические аспекты делового общения
- Тема 4 психологические особенности деловых отношений
- Процесс социальной перцепции
- 2. Тенденция связывать психические качества личности с особенностями внешности:
- 2. Психологическое влияние в практике делового общения
- 3. Манипуляция в деловом общении
- 4. Замечания и комплименты в деловой коммуникации
- 5. Психологические тактики делового общения Образ человека формируется в нашем подсознании в первые 60-90 секунд. Надежность визуального оценочного метода составляет около 80%.
- Тема 5 формы делового общения и их специфика
- 1. Основные психологические принципы делового разговора:
- 2. Самые первые и сильные впечатления о человеке зависят от его внешнего вида.
- 3. Решающим для формирования впечатления о человеке являются первые четыре минуты общения.
- 2. Деловая беседа, ее цели и задачи
- 3. Организация и проведение деловых совещаний
- 4. Переговоры как форма делового общения
- Преимущества переговоров «на нашей территории»:
- II. Преимущества переговоров «на чужой территории»:
- 5. Национально-культурные стили деловых переговоров
- 2. Люди везде учтивы с людьми учтивыми и везде хорошо относятся к тем, кто отличается достойным поведением и подобающими манерами.
- Тема 6 этика делового общения
- 1. Понятие деловой этики
- 2. Принципы и нормы деловой этики
- I. Этика делового общения «сверху – вниз»
- II. Этика делового общения «снизу – вверх»
- III. Этика делового общения «по горизонтали»
- 3. Этика бизнеса
- 5. «Будьте постоянным в семье и браке».
- 6. «Уважайте собственность других людей».
- Тема 7 деловой этикет
- 1. Понятие этикета, его особенности и основные функции
- 2. Деловой этикет – инструмент построения отношений.
- 3. Деловой этикет – составная часть корпоративной культуры компании.
- 2. Этикет приветствий и представлений
- 3. Деловая одежда: стили, функции, особенности
- 4. Визитки, их место в деловой коммуникации
- 5. Правила дарения и получения подарков
- 6. Культура деловых разговоров по телефону
- Список рекомендуемой литературы
- Содержание
- Надежда Николаевна Васина