logo
etika_posobie

2. Этикет приветствий и представлений

Вежливость в деловой сфере проявляется, прежде всего, в приветствии и представлении как формах взаимоуважение партнеров.

Приветствие. Согласно светскому этикету, первым приветствует:

Поскольку в деловом этикете гендерные и возрастные различия отходят на второй план, постольку в сфере деловых отношений первым произносит приветствие тот, у кого ниже статус. В соответствии со светским этикетом мужчина должен вставать, приветствуя женщину или старшего по возрасту. Деловой этикет также предписывает вставать, встречая входящего сотрудника, если входящий значительно выше по должности.

У себя в кабинете руководитель не встает, если к его столу подходит сотрудник, даже если этот сотрудник – женщина. Если разговор продолжительный, то руководитель может предложить сотруднице сесть.

До 12 дня говорите «Доброе утро!», после 12 – «Добрый день!», а после 18 – «Добрый вечер!». В зимнее время иногда «Добрый вечер!» уместно говорить, когда наступила темнота. Однако эти формы приветствия не должны быть адресованы сотрудникам более высокого ранга, хотя последние могут их использовать в отношении нижестоящих.

Недопустимо обращаться к вышестоящим сотрудникам после приветствия со словами «Как дела?», «Как поживаете?».

Представление. Согласно этикету представляют:

При этом сначала обращаются к тому, кому представляют («Иван Сергее-вич, разрешите Вам представить…), а затем называют того, кого представляют.

При обращении к официальным лицам, имеющим государственный статус или воинское, дипломатическое, духовное звание, как правило, имена не называются: «Господин президент!»

При представлении друг другу людей, близких по должности и возрасту, можно ограничиться произнесением их имен. Представление должно сопровождаться легким поклоном. Запомните, что наиболее старший по рангу в группе никогда не более значим, чем клиент. Клиент – исключение.

Когда представляетесь сами, не будьте навязчивыми.

Рукопожатие. Единственная допустимая форма разрешенных телесных прикосновений в деловой жизни – это рукопожатие. Именно оно растворяет барьеры.

Рукопожатие следует за представлением.

В деловой сфере руку для рукопожатия первым протягивает тот, кто имеет более высокий статус или встречающий гостей, и это правило не зависит ни от пола, ни от возраста в отличие от светского этикета.

Вставайте для рукопожатия. Здоровайтесь за руку с клиентами и заказчиками, даже если Вы встречаете их не работе.

Поцелуи и объятия запрещены бизнес-этикетом.

Рукопожатие должно быть крепким (за исключением правил рукопожатия, принятых в исламских странах), но без боли и одинаковым на протяжении 2-3 сек. При этом возможны 2-3 встряхивания.

Поклон. Если деловых партнеров разделяет расстояние, вследствие чего становится невозможным голосовое приветствие, то они обмениваются поклонами. При поклоне голова остается в наклоненном состоянии 1-2 секунды.