2. Этикет приветствий и представлений
Вежливость в деловой сфере проявляется, прежде всего, в приветствии и представлении как формах взаимоуважение партнеров.
Приветствие. Согласно светскому этикету, первым приветствует:
мужчина – женщину, кроме случаев, когда она его обгоняет, проходит мимо стоящей или сидящей группы людей или присоединяется к ней;
младший по возрасту – старшего;
проходящий – стоящего;
опаздывающий – ожидающего;
входящий – находящихся в помещении.
Поскольку в деловом этикете гендерные и возрастные различия отходят на второй план, постольку в сфере деловых отношений первым произносит приветствие тот, у кого ниже статус. В соответствии со светским этикетом мужчина должен вставать, приветствуя женщину или старшего по возрасту. Деловой этикет также предписывает вставать, встречая входящего сотрудника, если входящий значительно выше по должности.
У себя в кабинете руководитель не встает, если к его столу подходит сотрудник, даже если этот сотрудник – женщина. Если разговор продолжительный, то руководитель может предложить сотруднице сесть.
До 12 дня говорите «Доброе утро!», после 12 – «Добрый день!», а после 18 – «Добрый вечер!». В зимнее время иногда «Добрый вечер!» уместно говорить, когда наступила темнота. Однако эти формы приветствия не должны быть адресованы сотрудникам более высокого ранга, хотя последние могут их использовать в отношении нижестоящих.
Недопустимо обращаться к вышестоящим сотрудникам после приветствия со словами «Как дела?», «Как поживаете?».
Представление. Согласно этикету представляют:
низшего по должности – высшему,
мужчину - женщине,
младшего по возрасту – старшему,
одного сотрудника – группе сотрудников.
При этом сначала обращаются к тому, кому представляют («Иван Сергее-вич, разрешите Вам представить…), а затем называют того, кого представляют.
При обращении к официальным лицам, имеющим государственный статус или воинское, дипломатическое, духовное звание, как правило, имена не называются: «Господин президент!»
При представлении друг другу людей, близких по должности и возрасту, можно ограничиться произнесением их имен. Представление должно сопровождаться легким поклоном. Запомните, что наиболее старший по рангу в группе никогда не более значим, чем клиент. Клиент – исключение.
Когда представляетесь сами, не будьте навязчивыми.
Рукопожатие. Единственная допустимая форма разрешенных телесных прикосновений в деловой жизни – это рукопожатие. Именно оно растворяет барьеры.
Рукопожатие следует за представлением.
В деловой сфере руку для рукопожатия первым протягивает тот, кто имеет более высокий статус или встречающий гостей, и это правило не зависит ни от пола, ни от возраста в отличие от светского этикета.
Вставайте для рукопожатия. Здоровайтесь за руку с клиентами и заказчиками, даже если Вы встречаете их не работе.
Поцелуи и объятия запрещены бизнес-этикетом.
Рукопожатие должно быть крепким (за исключением правил рукопожатия, принятых в исламских странах), но без боли и одинаковым на протяжении 2-3 сек. При этом возможны 2-3 встряхивания.
Поклон. Если деловых партнеров разделяет расстояние, вследствие чего становится невозможным голосовое приветствие, то они обмениваются поклонами. При поклоне голова остается в наклоненном состоянии 1-2 секунды.
- Н.Н. Васина
- Введение
- Тема 1 деловое общение: его сущность и функции
- 1. Понятие и структура общения
- 2. Виды общения. Специфика деловых отношений
- 3.Функции делового общения
- 7. Перформансная
- 4.Структура коммуникативного действия
- Контекст
- Тема 2 речевая культура деловых отношений
- 1. Речевые формы делового общения и их специфика
- 2. Основные правила делового разговора
- 2. Правило качества информации, согласно которому необходимо:
- 4. Правило соответствия, которое выражается словами: «Не отклоняйтесь от темы».
- 1. Приказ, указание, команда:
- 4. Выражать свои мысли, используя активное оптимистическое построение фраз, что способствует усилению эффективности речевого воздействия:
- 3. Слушание в деловой коммуникации
- 4. Посредством активного слушания достигается понимание проблем, обсуждаемых в процессе делового общения. Основные виды слушания: 1) нерефлексивное; 3) эмпатическое и 4) активное.
- «Можно ли поподробнее…»
- 1. Перебивание.
- 9. Непрошенные советы.
- 5. Обратная связь в деловом общении
- 2. Направленной на действия, отношение и высказывания человека, а не на его личность.
- Тема 3 невербальные средства делового общения
- 1. Функции невербального поведения личности
- 2. Позы, жесты и мимика в деловом общении. Визуальный контакт как коммуникативный инструмент
- 3. Экстралингвистические и паралингвистические средства делового общения
- 4. Такесика и проксемика в деловой коммуникации
- 5. Знаково-символические аспекты делового общения
- Тема 4 психологические особенности деловых отношений
- Процесс социальной перцепции
- 2. Тенденция связывать психические качества личности с особенностями внешности:
- 2. Психологическое влияние в практике делового общения
- 3. Манипуляция в деловом общении
- 4. Замечания и комплименты в деловой коммуникации
- 5. Психологические тактики делового общения Образ человека формируется в нашем подсознании в первые 60-90 секунд. Надежность визуального оценочного метода составляет около 80%.
- Тема 5 формы делового общения и их специфика
- 1. Основные психологические принципы делового разговора:
- 2. Самые первые и сильные впечатления о человеке зависят от его внешнего вида.
- 3. Решающим для формирования впечатления о человеке являются первые четыре минуты общения.
- 2. Деловая беседа, ее цели и задачи
- 3. Организация и проведение деловых совещаний
- 4. Переговоры как форма делового общения
- Преимущества переговоров «на нашей территории»:
- II. Преимущества переговоров «на чужой территории»:
- 5. Национально-культурные стили деловых переговоров
- 2. Люди везде учтивы с людьми учтивыми и везде хорошо относятся к тем, кто отличается достойным поведением и подобающими манерами.
- Тема 6 этика делового общения
- 1. Понятие деловой этики
- 2. Принципы и нормы деловой этики
- I. Этика делового общения «сверху – вниз»
- II. Этика делового общения «снизу – вверх»
- III. Этика делового общения «по горизонтали»
- 3. Этика бизнеса
- 5. «Будьте постоянным в семье и браке».
- 6. «Уважайте собственность других людей».
- Тема 7 деловой этикет
- 1. Понятие этикета, его особенности и основные функции
- 2. Деловой этикет – инструмент построения отношений.
- 3. Деловой этикет – составная часть корпоративной культуры компании.
- 2. Этикет приветствий и представлений
- 3. Деловая одежда: стили, функции, особенности
- 4. Визитки, их место в деловой коммуникации
- 5. Правила дарения и получения подарков
- 6. Культура деловых разговоров по телефону
- Список рекомендуемой литературы
- Содержание
- Надежда Николаевна Васина