3. Деловая одежда: стили, функции, особенности
Одежда – это отражение социальных (статуса, достатка, сферы деятельности, образования и др.) и личностных (характера, самооценки, самоуважения, культуры и др.) качеств сотрудника. Она информирует окружающих об этих качествах. Специалисты по деловому этикету отмечают, что нет такой одежды, которая была бы нейтральной. Поэтому создавая свой стиль в одежде, необходимо помнить:
- Одежда является важной составляющей имиджа делового человека: хорошие манеры нуждаются в соответствующем наряде.
- Экономия на одежде может обернуться потерей клиентов и снижением зарплаты.
- Недопустимо давать комментарии на тему «как одеты люди».
- Позитивное замечание по поводу одежды человека следует связывать с его деловыми качествами.
- Лучше на работе делать комплименты людям по поводу их работы, а не по поводу их одежды.
- Одежда не должна привлекать к себе больше внимания, чем носящий ее человек. Она должна подчеркивать и высвечивать деловые качества человека, выступая своеобразным дополнением его оценки как специалиста.
- Статусные различия рядовых менеджеров и менеджеров высшего звена, как правило, не находят отражения в одежде.
- Не расспрашивайте коллег, где они купили одежду и сколько это стоило. Если спросили Вас, то игнорируйте вопрос или отвечайте, что не помните, и смените тему.
- В каждой компании гласно или негласно утверждается свой стиль одежды, и от каждого сотрудника ожидают следования этому стилю.
- В одежде особенно ценится ее качество. Экономить можно на количестве одежды, но не качестве.
- В деловой сфере стоит отдавать предпочтение нейтральным спокойным цветам, консервативным покроям и избегать авангарда, экстравагантности.
В зависимости от сферы профессиональной деятельности различают три стиля деловой одежды1:
Консервативный стиль – «одежда влияния».
Этот стиль подходит юристам, банкирам, государственным служащим.
Функции одежды этого стиля: она придает авторитет, подчеркивает компетенцию, вызывает уважение, контролирует, обеспечивает запоминание, но и помогает держать дистанцию.
Составляющие этого стиля и их особенности:
- Классический костюм.
- Максимальный контраст между сорочкой и костюмом.
- Аксессуары комплектные и находятся в сочетании с костюмом.
- Хорошие золотые или серебряные часы, серьги классической формы.
- Макияж для женщин легкий, не всегда обязателен (если в этот день не ожидается совещаний и посетителей).
- Обувь на среднем или низком каблуке.
- Юбка длиной до уровня колена, плюс-минус 5 см.
- Отсутствие у мужчин аксессуаров, кроме хороших механических часов, обручального кольца и подходящих запонок.
- Темные тона для мужчин.
- Для женщин тона: серые, синие, черные, темно-красные, бежево-коричневые. Темно-серый тон выглядит дороже, чем светло-серый.
- «Дипломат» тонкий, в комплекте с портмоне, тоже тонким.
- Очки в тонкой золотой или серебряной оправе, на тон темнее волос (нельзя – в черепаховой).
Консервативный стиль особенно подходит для первой встречи.
Стиль взаимодействия - это стиль одежды, подходящий сотрудникам фирм, которые заняты коммуникацией, установлением отношений и торговлей.
Его функции:
- как можно быстрее вызвать расположение к обладателю этого стиля; сокращает дистанцию, но уменьшает и влиятельность;
- говорить о некотором творческом потенциале;
- указывать на высокий статус в фирме.
Одежда этого стиля не должна радикально отличаться от классического костюма:
- Предполагает некоторые эффектные детали: это или эффектная блузка, или жакет, или особенный материал – дорогой и элегантный, но что-нибудь одно.
- Не допускает ничего яркого. Мужчинам полный костюм можно не надевать. Женщинам брюки допустимы только в элегантном брючном костюме.
- Легкий макияж для женщин обязателен. Аксессуары не должны бросаться в глаза.
Как правило, подходит для первой встречи.
Творческий стиль, или неформальная одежда, выделяет человека из толпы, но неприемлем для серьезного бизнеса.
Он подходит к таким сферам деятельности, как мода, реклама, дизайн, косметология, шоу-бизнес.
Функция этого стиля: показать наличие творческого потенциала.
Люди, придерживающиеся этого стиля, должны постоянно идти в ногу с модой.
Этот стиль предполагает:
- Новинки моды, некоторый авангард.
- Свитера с необычной горловиной или жакеты с неправильными линиями, на этом можно сделать акцент.
- Приближенные к классическим формы брюк для женщин, мужчинам можно не надевать галстук.
- Цвет как хороший способ показать себя, но порой маленькое яркое пятно в ансамбле лучше, чем ярко-оранжевый переливающийся костюм.
Но при выборе одежды в этом стиле не стоит забывать общее правило: люди должны выделить Вас, а не то, что Вы носите.
Этот стиль не годится для первой встречи.
В вечерней одежде можно совмещать стиль влияния и коммуника-тивный стиль.
Особое внимание при создании первого впечатления уделяется трем зонам:
- Верхней зоне – прическе (чистоте, ухоженности волос).
- Нижней зоне – обуви, ее состоянию, ухоженности.
Мужчинам рекомендуется носить черные ботинки со шнурками, на тонкой подошве, начищенные до блеска, но ни в коем случае не лаковые (их носят только с фраком).
Классические деловые туфли для женщин: темные (черные, синие, серые, коричневые, бордовые), однотонные, закрытые, с величиной каблука 5 - 6 см., и обязательно в комплекте с сумкой.
- Центральной зоне – основанию шеи, где мужчинам рекомендуется носить галстук, а женщинам – украшения или аксессуары.
Галстук должен быть длиной либо до середины, либо до нижней линии пряжки. На цвет галстука становиться все меньше ограничений. Однако при этом исключаются очень яркие тона, не рекомендуются крупные рисунки, тропические панорамы и расцветки, газетная или астрологическая символика. Необходимо помнить: чем крупнее рисунок, тем менее строгим и официальным воспринимается галстук. В цвете галстука должен повторяться один из цветов рубашки или пиджака. Цвет галстука не должен резко контрастировать с цветом рубашки и не должен с ним сливаться.
Женщины носят украшения в небольшом количестве, выполненные из одного материала; запрещены «отпускные» украшения, например, из ракушек или перламутра. Можно использовать модные украшения, но не экстравагантные.
Цветовая гамма мужских деловых костюмов ограничена: предпочтение отдается синему и серому. Синий цвет костюма является предпочтительным: он меньше запоминается и в сочетании с другой рубашкой или с другим галстуком костюм будет производить другое впечатление. Черный костюм хорош не всегда. С коричневым цветом специалисты рекомендуют быть осторожным, хотя шоколадные оттенки и популярны в некоторых странах. Однако в США коричневый цвет в одежде считают «плебейским».
Зеленый | Потребность в самоутверждении, тяга к знаниям |
Синий | Спокойствие, уверенность и взаимопонимание |
Серый | Нейтральный, уравновешенный |
Темно-синий | Эмоциональная теплота |
Сине-зеленый | Ясность, безопасность |
Красный | Жизнь, энергичность, агрессивность, победа |
Красно-оранжевый | Завоевательный и предприимчивый дух |
Желтый | Новизна, модернизм, будущность и развитие |
Если отсутствуют красный и зеленый | Недостаток жизненной силы, обманутые надежды |
Фиолетовый | Депрессивность, неустойчивость, иррациональность |
В женских костюмах цветовая гамма более разнообразна. Самые «деловые» цвета: синий, черный, серый, белый и натуральные слабонасыщенные. Возможны также различные оттенки коричневого цвета и экологические цвета: песочный, кирпичный, зеленый.
При выборе цвета женской деловой одежды необходимо учитывать, с какими психологическими качествами он ассоциируется и какой психологический эффект производит.
Цвет | Психологический эффект |
Черный | Пессимистичность, конфликт, стресс |
Коричневый | Консервативность, стабильность, несгибаемость |
- Н.Н. Васина
- Введение
- Тема 1 деловое общение: его сущность и функции
- 1. Понятие и структура общения
- 2. Виды общения. Специфика деловых отношений
- 3.Функции делового общения
- 7. Перформансная
- 4.Структура коммуникативного действия
- Контекст
- Тема 2 речевая культура деловых отношений
- 1. Речевые формы делового общения и их специфика
- 2. Основные правила делового разговора
- 2. Правило качества информации, согласно которому необходимо:
- 4. Правило соответствия, которое выражается словами: «Не отклоняйтесь от темы».
- 1. Приказ, указание, команда:
- 4. Выражать свои мысли, используя активное оптимистическое построение фраз, что способствует усилению эффективности речевого воздействия:
- 3. Слушание в деловой коммуникации
- 4. Посредством активного слушания достигается понимание проблем, обсуждаемых в процессе делового общения. Основные виды слушания: 1) нерефлексивное; 3) эмпатическое и 4) активное.
- «Можно ли поподробнее…»
- 1. Перебивание.
- 9. Непрошенные советы.
- 5. Обратная связь в деловом общении
- 2. Направленной на действия, отношение и высказывания человека, а не на его личность.
- Тема 3 невербальные средства делового общения
- 1. Функции невербального поведения личности
- 2. Позы, жесты и мимика в деловом общении. Визуальный контакт как коммуникативный инструмент
- 3. Экстралингвистические и паралингвистические средства делового общения
- 4. Такесика и проксемика в деловой коммуникации
- 5. Знаково-символические аспекты делового общения
- Тема 4 психологические особенности деловых отношений
- Процесс социальной перцепции
- 2. Тенденция связывать психические качества личности с особенностями внешности:
- 2. Психологическое влияние в практике делового общения
- 3. Манипуляция в деловом общении
- 4. Замечания и комплименты в деловой коммуникации
- 5. Психологические тактики делового общения Образ человека формируется в нашем подсознании в первые 60-90 секунд. Надежность визуального оценочного метода составляет около 80%.
- Тема 5 формы делового общения и их специфика
- 1. Основные психологические принципы делового разговора:
- 2. Самые первые и сильные впечатления о человеке зависят от его внешнего вида.
- 3. Решающим для формирования впечатления о человеке являются первые четыре минуты общения.
- 2. Деловая беседа, ее цели и задачи
- 3. Организация и проведение деловых совещаний
- 4. Переговоры как форма делового общения
- Преимущества переговоров «на нашей территории»:
- II. Преимущества переговоров «на чужой территории»:
- 5. Национально-культурные стили деловых переговоров
- 2. Люди везде учтивы с людьми учтивыми и везде хорошо относятся к тем, кто отличается достойным поведением и подобающими манерами.
- Тема 6 этика делового общения
- 1. Понятие деловой этики
- 2. Принципы и нормы деловой этики
- I. Этика делового общения «сверху – вниз»
- II. Этика делового общения «снизу – вверх»
- III. Этика делового общения «по горизонтали»
- 3. Этика бизнеса
- 5. «Будьте постоянным в семье и браке».
- 6. «Уважайте собственность других людей».
- Тема 7 деловой этикет
- 1. Понятие этикета, его особенности и основные функции
- 2. Деловой этикет – инструмент построения отношений.
- 3. Деловой этикет – составная часть корпоративной культуры компании.
- 2. Этикет приветствий и представлений
- 3. Деловая одежда: стили, функции, особенности
- 4. Визитки, их место в деловой коммуникации
- 5. Правила дарения и получения подарков
- 6. Культура деловых разговоров по телефону
- Список рекомендуемой литературы
- Содержание
- Надежда Николаевна Васина