6. «Уважайте собственность других людей».
7. «Будьте честны и правдивы». Говорите правду. Чем больше бизнесмен лжет, тем меньше ему верят.
Кроме того, это - требование сохранять верность данному слову, обеща-нию, соблюдать принятые на себя обязательства, даже если это может ока-заться экономически невыгодным в конкретной ситуации. Нечестность в отно-шениях с партнерами и клиентами может привести к потере последних, а в перспективе и прибыли, денег. Соблюдение же данного требования способст-вует сохранению деловой репутации, деловых отношений, доверия партнеров и клиентов и в конечном итоге позволяет сохранять и развивать свой бизнес.
«Уделяйте время отдыху и развлечениям».
Российские авторы предлагают совокупность нравственных принципов, регулирующих деловые отношения бизнесменов.
«В рамках служебного положения никогда не допускайте по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы вы не желали видеть по отношению к себе». Это – первый основополагающий принцип деловых отношений.
Второй принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).
Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.
Логическим продолжением четвертого принципа является пятый - принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.
Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.
Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собст-венное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонкон-формизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
Десятый принцип призывает не допускать никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
Одиннадцатый принцип предписывает поддерживать постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников.
Двенадцатый принцип выражается в том, что при воздействии (на коллектив, на отдельного сотрудника, на потребителя и пр.) следует учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что, признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие сотрудники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.
Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.
Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее, конфликт - благоприятная почва для этических нарушений.
Пятнадцатый принцип утверждает свободу, не ограничивающую свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.
Смысл шестнадцатого принципа: сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.
Семнадцатый принцип гласит: не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега, в котором можно «усмотреть» конкурента.
Российские авторы Егоршин А.П., Распопов В.П. и Шашкова Н.В., осмысливая опыт западных и японских бизнесменов, формулируют следующие принципы этики бизнеса1:
- гуманистические идеалы служения обществу, постоянная забота о его благополучии;
- уважение прав отдельной личности;
- идея социальной ответственности как перед собственными работ-никами, так и перед своими партнерами и потребителями;
- выстраивание доверительных отношений с партнерами;
- уважение культурных, национальных и этнических традиций при общей тенденции к интеграции стран и их экономик;
- забота об окружающей природе;
- четкое следование «букве» и «духу» закона;
- «открытость» организации, подразумевающая прозрачность финан-совых и других экономических сделок.
Еще в 1912 г. российские предприниматели приняли «Семь принципов ведения дел в России», и документ, в котором они утверждаются, расценивается как начало становления этического кодекса предпринимателей России1:
1. Уважай власть.
2. Будь честен и справедлив.
3. Уважай право частной собственности.
4. Люби и уважай человека.
5. Будь уверен своему слову.
6. Живи по средствам.
7. Будь целеустремлен.
В конце XX века в связи с трансформацией экономических основ общественной жизни, с бурным развитием бизнеса в нашей стране этическая проблематика вновь была акцентирована. Это было вызвано тем, что российский бизнес приобрел ряд особенностей, ставших препятствием для его дальнейшего развития и снижавших его конкурентоспособность на мировом рынке. К числу этих особенностей относятся:
1. Экономический имморализм – пренебрежение этическими аспек-тами деятельности, которое выражается в стремлении к быстрой, «сиюминутной» прибыли, в социальной безответственности предпринима-телей по отношению к сотрудникам, в отсутствии стратегии развития организации с ориентацией на формирование и поддержание хорошей деловой репутации и др.
2. Низкий уровень маркетинговой культуры, проявляющийся в неуважительном отношении к партерам по бизнесу или потребителям, в отсутствии доверия между различными субъектами рынка.
3. Моральная неподготовленность бизнесменов, незнание международ-ного делового этикета, национально-культурных особенностей общения и др., что создает трудности в установлении деловых отношений с зарубежными бизнесменами.
Отвечая потребностям развития бизнеса и формирования его нравст-венной культуры, Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Двенадцать принципов ведения дел в России»1:
I. Принципы личности | 1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли. 2. Уважай участников общего дела – это основа отноше-ний с ними и самоуважения. Уважение и самоуважения даются выполнением принятых деловых обязательств. 3. Воздерживайся от насилия и от угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей. |
II. Принципы профессиона-лизма | 4. Веди дело сообразно средствам. 5. Оправдывай доверие – в нем основа предпринима-тельства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким же, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера. 6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер тот, который тоже выигрывает от сделки. |
III. Принципы гражданина России | 7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся действующей власти. 8. Для законного влияния на власть и законотворчества объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов. 9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания. |
IV. Принципы гражданина Земли | 10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе. 11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодны всем. 12. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они – просто другие. |
Как и любой нравственный кодекс, этика бизнеса представляет собой сферу должного поведения и определяет те основания бизнеса, на которых он должен строиться. Но интерес российских предпринимателей к этике, понимание ее необходимости свидетельствует о начале превращения российской деловой сферы в цивилизованный, социально ответственный бизнес, смысл которого не только в получении прибыли, но и в деятельности на благо всего общества, в повышении качества жизни россиян.
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте смысл термина «этика».
2. Что такое мораль, каковы ее особенности?
3. Назовите основные нравственные понятия.
4. Дайте определение деловой этики.
5. Попытайтесь объяснить, чем вызван рост интереса к нравствен-ным основам профессиональной деятельности в современном обществе?
6.Чем различаются нравственные принципы и нравственные нормы?
7. Определите место и роль нравственных принципов в деловых отно-шениях.
8. Проанализируйте основные подходы к разработке нравственных принципов и норм делового общения, выделите общие принципы и нормы.
9. Каковы основные принципы этики бизнеса?
10. Установите соответствие между изученными нравственными стандартами и принятыми в сфере связей с общественностью этико-профессиональными кодексами.
11. Проанализируйте Федеральный закон «О рекламе» и выделите нравственные принципы рекламной деятельности, ставшие правовыми нормами.
12. Попытайтесь на основе проведенного анализа сформулировать нравственный кодекс организации.
Основные понятия: этика, мораль, нравственность, деловая этика, нравственные принципы деловой этики, нравственные нормы деловой этики, этика бизнеса, корпоративная этика, этический кодекс в связях с общественностью.
- Н.Н. Васина
- Введение
- Тема 1 деловое общение: его сущность и функции
- 1. Понятие и структура общения
- 2. Виды общения. Специфика деловых отношений
- 3.Функции делового общения
- 7. Перформансная
- 4.Структура коммуникативного действия
- Контекст
- Тема 2 речевая культура деловых отношений
- 1. Речевые формы делового общения и их специфика
- 2. Основные правила делового разговора
- 2. Правило качества информации, согласно которому необходимо:
- 4. Правило соответствия, которое выражается словами: «Не отклоняйтесь от темы».
- 1. Приказ, указание, команда:
- 4. Выражать свои мысли, используя активное оптимистическое построение фраз, что способствует усилению эффективности речевого воздействия:
- 3. Слушание в деловой коммуникации
- 4. Посредством активного слушания достигается понимание проблем, обсуждаемых в процессе делового общения. Основные виды слушания: 1) нерефлексивное; 3) эмпатическое и 4) активное.
- «Можно ли поподробнее…»
- 1. Перебивание.
- 9. Непрошенные советы.
- 5. Обратная связь в деловом общении
- 2. Направленной на действия, отношение и высказывания человека, а не на его личность.
- Тема 3 невербальные средства делового общения
- 1. Функции невербального поведения личности
- 2. Позы, жесты и мимика в деловом общении. Визуальный контакт как коммуникативный инструмент
- 3. Экстралингвистические и паралингвистические средства делового общения
- 4. Такесика и проксемика в деловой коммуникации
- 5. Знаково-символические аспекты делового общения
- Тема 4 психологические особенности деловых отношений
- Процесс социальной перцепции
- 2. Тенденция связывать психические качества личности с особенностями внешности:
- 2. Психологическое влияние в практике делового общения
- 3. Манипуляция в деловом общении
- 4. Замечания и комплименты в деловой коммуникации
- 5. Психологические тактики делового общения Образ человека формируется в нашем подсознании в первые 60-90 секунд. Надежность визуального оценочного метода составляет около 80%.
- Тема 5 формы делового общения и их специфика
- 1. Основные психологические принципы делового разговора:
- 2. Самые первые и сильные впечатления о человеке зависят от его внешнего вида.
- 3. Решающим для формирования впечатления о человеке являются первые четыре минуты общения.
- 2. Деловая беседа, ее цели и задачи
- 3. Организация и проведение деловых совещаний
- 4. Переговоры как форма делового общения
- Преимущества переговоров «на нашей территории»:
- II. Преимущества переговоров «на чужой территории»:
- 5. Национально-культурные стили деловых переговоров
- 2. Люди везде учтивы с людьми учтивыми и везде хорошо относятся к тем, кто отличается достойным поведением и подобающими манерами.
- Тема 6 этика делового общения
- 1. Понятие деловой этики
- 2. Принципы и нормы деловой этики
- I. Этика делового общения «сверху – вниз»
- II. Этика делового общения «снизу – вверх»
- III. Этика делового общения «по горизонтали»
- 3. Этика бизнеса
- 5. «Будьте постоянным в семье и браке».
- 6. «Уважайте собственность других людей».
- Тема 7 деловой этикет
- 1. Понятие этикета, его особенности и основные функции
- 2. Деловой этикет – инструмент построения отношений.
- 3. Деловой этикет – составная часть корпоративной культуры компании.
- 2. Этикет приветствий и представлений
- 3. Деловая одежда: стили, функции, особенности
- 4. Визитки, их место в деловой коммуникации
- 5. Правила дарения и получения подарков
- 6. Культура деловых разговоров по телефону
- Список рекомендуемой литературы
- Содержание
- Надежда Николаевна Васина