Методы ведения переговоров
В технике ведения переговоров, по сути, выделяют два основных метода:
1. Метод позиционного торга – занимаются позиции, которые затем уступаются в некоторой последовательности. Начинается он с изложения исходных позиций, предполагающих весьма значительное завышение первоначальных требований. Выдвигается крайняя позиция, которую упорно отстаивают путем небольших уступок. Чем более жесткую позицию вы занимаете и чем незначительнее ваши уступки, тем больше времени и усилий потребуется, чтобы выяснить, возможно соглашение или нет.
Цель позиционного торга – реализовать исходную, как правило, завышенную позицию наиболее полно при минимальных уступках. При этом торг ориентирован на некую игру, предполагающую манипулирование поведением партнера, давление на него и т. п.
Позиционный торг как жесткий метод ведения переговоров в целом малопродуктивен, поскольку он характеризуется непредсказуемостью результата, большими затратами времени, возможностью ухудшения взаимоотношений с партнерами и соответственно вероятностью отказа от сотрудничества в будущем.
2. Метод принципиальных переговоров или метод совместного анализа проблемы считается более эффективным. Разработан в США в Гарвардском университете и описан Р.Фишером и У. Юри. Идейной основой метода послужила теория «разумного эгоизма», выдвинутая французскими просветителями 17-18 вв. и развитая в 19 в., т. е. идея сознательного, свободного подчинения личных интересов общим для того, чтобы в результате успеха общего дела полнее реализовать свои личные интересы.
Сущность этого метода состоит в том, что партнеры не торгуются по поводу того, на что может пойти или не пойти каждая сторона, а исходят из сути дела и стремятся найти взаимную выгоду там, где это возможно. А там, где их интересы не совпадают, добиваются такого результата, который был бы основан на справедливом, честном сотрудничестве.
Главное – принятие удовлетворяющего все стороны решения проблемы, основанного на партнерских взаимоотношениях равноправных субъектов. Отсюда – значительно большая степень открытости, нет изначально завышенных требований. Для объективности переговорного процесса приглашаются посредники, наблюдатели, эксперты.
Метод принципиальных переговоров может быть сведен к реализации четырех условий:
сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров. Не принимайте свои опасения за намерения другой стороны. Никогда не обвиняйте партнеров, даже если они не правы. Внимательно слушайте и дайте понять, что вы слышали, что было сказано.
Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях. Покажите, что вы поняли интересы партнеров, подчеркните стремления понять их нужды.
Разрабатывайте взаимовыгодные варианты решения проблемы.
Настаивайте на том, чтобы результат переговоров основывался на объективной оценке или на использовании объективных критериев (например, устоявшиеся рыночные цены, экспертные оценки, таможенные правила).
3. Подведение итогов. Перспектива дальнейшего сотрудничества. По итогам переговоров заключаются сделки, контракты, договора. За подписанием соглашений следует этап их реализации. От их исполнения зависит успех не только данного дела, но и будущее деловое сотрудничество. Образцы сделок и контрактов даются в специальной литературе. Естественно, что в конкретных ситуациях их структура может корректироваться и формулироваться в зависимости от характера договоренности.
Традиционными ритуальными элементами переговоров являются обмен подарками, сувенирами, организация приемов в честь гостей, т. н. культурной программы пребывания.
Существуют определенные требования к подаркам: они должны выражать национально – культурные особенности страны – хозяев. Не следует дарить дорогие подарки, они могут быть восприняты как взятка, а также могут поставить гостей в неловкое положение – дарить впоследствии такой же дорогой подарок.
Виды приемов: «Бокал шампанского», «Бокал вина», «Завтрак», «Обед», «Обед - буфет», «Ужин», «А ля фуршет», «Коктейль».
Приемы носят деловой характер, они проводятся с целью углубления и расширения контактов, получения нужной информации в неофициальной обстановке. Это продолжение служебной деятельности. К приему нужно тщательно готовиться: продумать, с кем и о чем поговорить, с кем познакомиться, кого представить и т. д.
После завершения переговоров:
Проведите анализ переговоров:
какие действия способствовали успеху или неудаче в переговорах;
какие возникали трудности, их характер и пути преодоления;
что не было учтено при подготовке к переговорам и почему;
какие возникли неожиданности в ходе ведения переговоров;
каково было поведение партнера на переговорах;
какие принципы ведения переговоров возможно и нужно использовать в дальнейшем.
После окончания переговоров целесообразно подготовить отчет об из проведении, в котором дать глубокий анализ итогов и хода переговоров.
2.Выполняйте договоренности, т. к. от этого зависит не только ваши отношения с данным партнером, но и ваша репутация в деловых кругах.
В случае возможного срыва выполнение договоренностей по вашей вине, заранее поставьте партнера в известность, предложив варианты компенсации (если они не оговорены в договоре).
3.Поддерживайте деловые и эмоциональные контакты с вашими партнерами в дальнейшем.
Не забывайте о «звонках вежливости»; поздравляйте с очередными производственными и личными успехами, с праздниками и юбилеями.
- Міністерство освіти і науки України
- Тема 1. Введение в этику. Происхождение морали, ее роль в жизни человека и общества
- 1. Предмет и задачи этики
- 2. Структура морали
- 3.Теории происхождения морали
- Этапы развития морального сознания
- 1) Донравственный период (от 100 тыс. Лет до 40 тыс. Лет до н.Э.)
- 2) Период формирования представлений о примитивной справедливости
- 3) Период формирования современных представлений о нравственности
- 1) Доморальное сознание (от рождения до 3-6 лет)
- 2) Формирование морального сознания (от 3-6 лет до 16-21 года)
- 3) Взрослая моральная личность (от 16-21 года до смерти)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 2. Системы морального мировоззрения
- Подходы к объединению систем морального мировоззрения. Исторический подход
- Системы морального мировоззрения по признаку: рационализм – иррационализм
- 3. Системы морального мировоззрения по признаку отношения к действительности
- 4. Системы морального мировоззрения по признаку приобщения к ценностям (ценностный подход)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 3. Профессиональная этика. Этика бизнеса
- Профессиональная этика. Предмет, задачи, структура этики бизнеса Происхождение профессиональной этики
- Дилеммы профессиональной морали
- Этика бизнеса
- Структура этики бизнеса
- 2. Основные концепции в этике бизнеса
- 3. Проблема социальной ответственности в бизнесе
- Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Корпоративная культура. Этические кодексы
- Типология корпоративных культур
- Этические кодексы
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 4. Этика управления
- Этика управления как наука
- 2. Руководитель и его место в нравственной жизни коллектива
- 3.Структура деловых отношений и механизмы их нравственной регуляции
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема 5. Этика делового общения как раздел профессиональной этики.
- Предмет и задачи этики делового общения
- Вербальная и невербальная коммуникация
- Пространственные зоны и территории человека
- 3. Деловые беседы (кадровая беседа, собеседование, дисциплинарные беседы, совещания)
- Собеседование при приеме на работу
- Совещания
- 4. Деловые переговоры Организация и подготовка переговоров
- Выбирая место для встречи, учтите все связанные с этим материальные затраты, степень сложности организационных моментов, необходимость согласования с другими организациями.
- Методы ведения переговоров
- Технология деловых телефонных бесед. Деловая корреспонденция
- Правила телефонной беседы
- Деловая переписка
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 6. Этикет в практике делового человека
- 1. Понятие и виды этикета
- Различают несколько видов этикета:
- 2. Этикет служебных отношений
- Знакомства
- 3. Этикетные ситуации в деловом общении
- Основными видами приёмов являются:
- Визитные карточки
- Правила оформления визитных карточек
- Условные сокращения, используемые на визитных карточках
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль 6. Естетика як наука
- 1.Предмет и задачи эстетики
- 2. Структура эстетического
- 3. Категории эстетики
- Прекрасное и безобразное
- Возвышенное и низменное
- Трагическое и комическое
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль7. Прикладна естетика
- Эстетика природы
- Эстетика труда
- 3. Техническая эстетика. Дизайн
- Определения Дизайна
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 9. Природа, сущность и функции искусства
- 1. Природа, сущность и специфика искусства
- 2. Эстетический идеал и художественный образ
- 3. Социальные функции искусства
- 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность).
- Единство предмета и цели искусства
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Питання до заліку
- Література до курсу