1. Природа, сущность и специфика искусства
ИСКУССТВО– важнейшая эстетическая категория, характеризующая особую форму общественного сознания – художественную, которая интегрирует многие потребности «родового человека» − интеллектуальные, эмоциональные, нравственные, эстетические. Искусство – одна из важнейших сфер культуры, стержень духовной культуры в целом. Оно представляет собой образную летопись и память человечества.
Понятие «искусство» имеет три различных значения:
Мастерство– искусно, технично выполненная деятельность, результатом которой является искусственное по сравнению с естественным, природным. Этот смысл слова вытекает из древнегреческого «технэ» - искусство, мастерство;
Творчество по законам красоты: создание полезных вещей, машин; создание и оформление общественного и личного быта, культура поведения, дизайн ит.д.;
Художественное творчество – вид социальной деятельности человека, продуктами которого являются специальные духовные эстетические ценности.
Именно в третьем значении слова мы будем рассматривать искусство.
В отличие от других сфер общественного сознания (мораль, наука, политика и т.д.) искусство удовлетворяет универсальную потребность человека – восприятие окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности. Искусство включает в себя как бы в снятом виде все формы социальной деятельности, отражающие собственно человеческое отношение к действительности, сфера его воздействия на жизнь поистине безгранична.
Чтобы вскрыть действительную основу специфики искусства, необходимо выявить специфический объект отражения. Искусство есть не только специфическое отражение действительности, но и отражение специфического в действительности. Задача науки выделять, выкристаллизовывать сущность предполагает определенное «выхолащивание» картины мира. Благодаря вторжению научной мысли скудеет богатство бесконечно многообразной природы. Живые страсти и поступки конкретных людей, полнота прекрасного и безобразного, трагического и комического превращается в абстрактные всеобщности. Цель науки отражать действительность в ее всеобщих связях приводит к тому, что она не останавливается на открытии сущности одного факта, а углубляется в сферу существенных отношений, выражаемых в законах. Иначе говоря, законы науки обладают социальным значением, а искусство всегда личностно и непосредственно. Искусство целостно отражает окружающий мир, оно воздействует одновременно на чувства, волю и мысли людей, пробуждая и развивая в них художественное, творческое отношение к действительности. Именно этим определяется специфика искусства, его уникальность как особого способа духовного производства.
Исторически искусство развивается как система конкретных видов искусства: живопись, музыка, архитектура, скульптура, литература, театр и др. Разделение искусства на виды обусловлено эстетическим богатством и многообразием действительности, духовным богатством и многообразием эстетических потребностей художника, автора, а также богатством и многообразием культурных традиций, художественных средств и технических возможностей искусства.
Природа искусства, его содержание по-разному определялось в различные исторические эпохи.
АНТИЧНОСТЬ. Гераклит считал, что искусство подражает красоте в природе. Согласно Платону, предметы – тени идей, а искусство подражает теням, поэтому оно есть отражение отраженного (тень тени), следовательно, явление низшее. Для Аристотеля искусство – это подражание действительности (мимезис). Он признает воспитательную роль искусства, что отражает ситуацию в античном обществе, где искусство и право составляли основу воспитания. Аристотель полагает, что музыка с помощью ритмов и мелодий подражает определенным состояниям души – гневу, кротости, печали, мужеству. Формы музыки близки к естественным состояниям души. Поэтому испытывая печаль или радость от подражания действительности в музыке, человек привыкает глубоко чувствовать в жизни.
В эпоху БАРОККО Торкватто Тассо (1544-1595), отталкиваясь от суждений Аристотеля, утверждал, что предмет искусства – человек.
По мнению Николы Буало (1636-1711), французского поэта, литературного критика, теоретика КЛАССИЦИЗМА, главный предмет искусства – красота государственной жизни, равная добру и целесообразности.
Согласно А.Г. Баумгартену, художественное познание отличается от научного чувственной формой. В соответствии с этим, он различал низшую познавательную деятельность (постижение прекрасного искусством) и высшую (постижение истины наукой).
Кант разделял искусство на 1) приятное (низшая, неполноценная форма художественного творчества); 2) прекрасное (настоящее, не связанное с практическим интересом, эстетическое, изящное искусство; искусство как свободная игра человеческих познавательных способностей).
Иоганн Готфрид Гердер (1741-1803) полагал, что искусство меняется под воздействием климата в зависимости от национального характера народа.
Гегель считал, что мир есть отражение абсолютного духа. Познание мира, таким образом, есть самопознание абсолютного духа. Познание проходит две ступени: низшую – художественное отражение идеи; и высшую – ее философское и религиозное осознание. В художественном творчестве Гегель видит не подражание природе, а процесс очищения вещи, запятнанной «случайностью и внешностью повседневного бытия». Гегель внес принцип историзма в понимание искусства и рассмотрел его в развитии. Согласно этой концепции искусство в своем развитии проходит три этапа:
символическое искусство– начальная стадия познания абсолютного духа (идея оформилась в действительности, но еще не нашла соответствующей формы); полно воплощается в архитектуре Древнего Востока. В символическом искусстве форма преобладает над содержанием. Ведущая эстетическая категория – комическое;
классическое искусство– возросшее духовное содержание приходит в соответствие с формой (Античность). Ведущая эстетическая категория – прекрасное. Преобладающий вид искусства – скульптура, в которой материальная форма адекватна содержанию;
романтическое искусство– духовное содержание превалирует над формой (средневековье, Возрождение, Новое время). Ведущая эстетическая категория – возвышенное. Основные виды искусства: музыка, живопись, поэзия.
Виссарион Белинский (1811-1848) отмечал зависимость содержания художественных произведений от содержания жизни народа. В эстетике Белинский развивал концепции реализма, народности искусства.
Марксизм в качестве первопричины искусства выделял экономику (способ производства).
Французский теоретик И. Тэн (вторая половина ХIХ века) считал, что общественные настроения и нравы создают «духовную температуру», определяющую развитие художественного сознания.
Французский философ-позитивист Ж.М. Гюйо полагал, что искусство – функция общественного организма.
Таким образом, объектом искусства (как и науки, и философии, как и всякого сознания) является мир. Но художник берет в нем те связи, свойства, стороны, которые помогают ему осуществить его специфические цели.
Предметом искусства выступает реальность, взятая в свете гуманистических целей искусства, или жизнь в ее самом широком общественном значении («общеинтересное» для человека не как для специалиста, а как личности), действительность в ее эстетическом богатстве, мир в его значении для человечества.
Специфика искусствазаключается в единстве предмета и цели искусства.
- Міністерство освіти і науки України
- Тема 1. Введение в этику. Происхождение морали, ее роль в жизни человека и общества
- 1. Предмет и задачи этики
- 2. Структура морали
- 3.Теории происхождения морали
- Этапы развития морального сознания
- 1) Донравственный период (от 100 тыс. Лет до 40 тыс. Лет до н.Э.)
- 2) Период формирования представлений о примитивной справедливости
- 3) Период формирования современных представлений о нравственности
- 1) Доморальное сознание (от рождения до 3-6 лет)
- 2) Формирование морального сознания (от 3-6 лет до 16-21 года)
- 3) Взрослая моральная личность (от 16-21 года до смерти)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 2. Системы морального мировоззрения
- Подходы к объединению систем морального мировоззрения. Исторический подход
- Системы морального мировоззрения по признаку: рационализм – иррационализм
- 3. Системы морального мировоззрения по признаку отношения к действительности
- 4. Системы морального мировоззрения по признаку приобщения к ценностям (ценностный подход)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 3. Профессиональная этика. Этика бизнеса
- Профессиональная этика. Предмет, задачи, структура этики бизнеса Происхождение профессиональной этики
- Дилеммы профессиональной морали
- Этика бизнеса
- Структура этики бизнеса
- 2. Основные концепции в этике бизнеса
- 3. Проблема социальной ответственности в бизнесе
- Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Корпоративная культура. Этические кодексы
- Типология корпоративных культур
- Этические кодексы
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 4. Этика управления
- Этика управления как наука
- 2. Руководитель и его место в нравственной жизни коллектива
- 3.Структура деловых отношений и механизмы их нравственной регуляции
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема 5. Этика делового общения как раздел профессиональной этики.
- Предмет и задачи этики делового общения
- Вербальная и невербальная коммуникация
- Пространственные зоны и территории человека
- 3. Деловые беседы (кадровая беседа, собеседование, дисциплинарные беседы, совещания)
- Собеседование при приеме на работу
- Совещания
- 4. Деловые переговоры Организация и подготовка переговоров
- Выбирая место для встречи, учтите все связанные с этим материальные затраты, степень сложности организационных моментов, необходимость согласования с другими организациями.
- Методы ведения переговоров
- Технология деловых телефонных бесед. Деловая корреспонденция
- Правила телефонной беседы
- Деловая переписка
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 6. Этикет в практике делового человека
- 1. Понятие и виды этикета
- Различают несколько видов этикета:
- 2. Этикет служебных отношений
- Знакомства
- 3. Этикетные ситуации в деловом общении
- Основными видами приёмов являются:
- Визитные карточки
- Правила оформления визитных карточек
- Условные сокращения, используемые на визитных карточках
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль 6. Естетика як наука
- 1.Предмет и задачи эстетики
- 2. Структура эстетического
- 3. Категории эстетики
- Прекрасное и безобразное
- Возвышенное и низменное
- Трагическое и комическое
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль7. Прикладна естетика
- Эстетика природы
- Эстетика труда
- 3. Техническая эстетика. Дизайн
- Определения Дизайна
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 9. Природа, сущность и функции искусства
- 1. Природа, сущность и специфика искусства
- 2. Эстетический идеал и художественный образ
- 3. Социальные функции искусства
- 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность).
- Единство предмета и цели искусства
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Питання до заліку
- Література до курсу