5. Психологические тактики делового общения Образ человека формируется в нашем подсознании в первые 60-90 секунд. Надежность визуального оценочного метода составляет около 80%.
Составляющие первого впечатления:
Вербальные компоненты, или то, что мы говорим, – первые 10 слов, в число которых входят приветствия, представления себя, передача отношения к встрече.
Вокальные компоненты – то, как мы произносим эти слова, а именно: скорость, интонация, тембр, громкость, ударение, ритмика речи.
Визуальные компоненты: многое из того, что следует сказать, можно выразить одеждой, жестами и манерой поведения.
Рукопожатие или наклон головы.
Улыбка. Улыбка – «костюм» человеческого лица: без улыбки – как без костюма.
Улыбнуться окружающим – это самый простой и лучший (и дешевый) повод показать, что они Вам нравятся. Улыбнувшись, Вы уже лучше относитесь к человеку.
Деловому человеку следует учиться управлять выражением своего лица и улыбаться естественно.
Визуальный контакт. Глаза – своеобразный центр общения - в какой-то мере воспринимаются как «Я» собеседников.
Длительность непрерывного контакта глаз при деловом общении увели-чивается до 6-10 секунд, затем взгляд прерывается, но через какое-то время вос-станавливается. Пристальный взгляд может привести партнера в замешательст-во. В целом контакт глаз должен составлять 40-60% времени деловой встречи.
Не рекомендуется опускать взгляд ниже галстука.
Когда люди смотрят друг на друга, взгляд «гуляет» в области треугольника, углами которого служат внешний разрез глаз и кончик носа.
Замечено, что люди избегают визуальных контактов в ситуации соперничества, обиды или недовольства. В некоторых ситуациях настойчивый и пристальный взгляд может быть воспринят как признак враждебности или вызова.
Взгляды находятся в зависимости от физического расстояния между партнерами: в условиях очень близкого расположения по отношению друг к другу люди избегают смотреть в глаза (в переполненном транспорте, в лифте и др.). В общественном месте с незнакомым человеком зрительный контакт длится не более 1-2 сек., далее нужно улыбнуться, либо отвести глаза.
Прикосновения ломают барьеры. Но для бизнеса разрешены, существуют только два – рукопожатие и взгляд.
Обращение по имени-отчеству. Обязательно произносите имя человека, на которого хотите произвести впечатление.
Сокращение физической и психической дистанции: вставание при приветствии, выход из-за стола, провожание до места.
Наклон в сторону собеседника.
Оптимальное для него расстояние, расположение под углом.
Отсутствие преграды между партнерами.
Нейтральные или положительные первые фразы.
Открытость поз и жестов.
Расстегнутый пиджак.
Равенство позиций (оба сидя или стоя).
Раппорт. К числу тактических приемов делового общения западные психологи относят раппорт, под которым понимают отношения, построенные на взаимной симпатии, доверии и признании. Находясь в ситуации раппорта, люди находят друг у друга общие черты, чувствуют свою общность друг с другом и говорят на общем «языке», что способствует тому, что они более активно проявляют себя в совместной деятельности, открыты для изменений и лучше воспринимают критику.
Прием «зеркало отношения» - подстройка к партнеру (достижение сходства позы состояния, стиля речи, ритма дыхания).
Пейсинг, или отражение чувств - это стремление показать собеседнику, что мы понимаем его чувства, и выражение сопереживания.
Знаки внимания (строуксы) своему партнеру.
Доброжелательный тон голоса.
Сосредоточенность внимания на партнере, отсутствие внешних помех.
Прием «терпеливый слушатель».
Готовность к приходу.
Положительная обратная связь, знаки внимания, комплименты.
Готовность честно признать свои промахи.
Умеренная мимика и жестикуляция.
Индивидуальный подход.
Уверенность.
Неторопливость.
Прием «личная жизнь», смысл которого в необходимости время от времени проявлять интерес к личным увлечениям партнера, к тому, что значимо для него в личной жизни.
При использовании психологических приемов делового общения необходимо:
- Иметь несколько вариантов поведения в однотипной ситуации и варьировать их в зависимости от конкретных условий делового общения.
- Не следует допускать конфронтации, а тем более конфликтов. И главное - противостояние не должно перерасти в неприязнь.
- Умело использовать механизмы психологического взаимодействия.
Контрольные вопросы и задания
1. От чего зависит впечатление о другом человеке?
2. Каковы психологические факторы, механизмы и феномены восприятия человека человеком? Определите каждый из них.
3. Опишите механизмы психологического воздействия, раскройте их смысл.
4. Что такое манипуляция и каковы ее особенности?
5. Чем манипуляции отличается от влияния?
6. Как противостоять манипуляции?
7. Как следует делать замечания и отвечать на них?
8. Какова роль комплиментов в деловой коммуникации?
9. Чем комплимент отличается от лести?
10.Охарактеризуйте основные виды комплиментов и правила их произнесения?
11.Как следует принимать комплименты?
12.Назовите тактические коммуникативные приемы, способствующие достижению взаимопонимания партнеров.
Основные понятия: эффект ореола, эффект первичности информации, эффект новизны информации, стереотипизация, проецирование, идентифика-ция, эмпатия, каузальная атрибуция, установка, аттракция, заражение, внуше-ние, убеждение, привязанность, симпатия, доверие, уважение, манеры, мани-пуляция, влияние, замечания, комплименты, раппор, «зеркало отношения», пейсинг, строуксы.
- Н.Н. Васина
- Введение
- Тема 1 деловое общение: его сущность и функции
- 1. Понятие и структура общения
- 2. Виды общения. Специфика деловых отношений
- 3.Функции делового общения
- 7. Перформансная
- 4.Структура коммуникативного действия
- Контекст
- Тема 2 речевая культура деловых отношений
- 1. Речевые формы делового общения и их специфика
- 2. Основные правила делового разговора
- 2. Правило качества информации, согласно которому необходимо:
- 4. Правило соответствия, которое выражается словами: «Не отклоняйтесь от темы».
- 1. Приказ, указание, команда:
- 4. Выражать свои мысли, используя активное оптимистическое построение фраз, что способствует усилению эффективности речевого воздействия:
- 3. Слушание в деловой коммуникации
- 4. Посредством активного слушания достигается понимание проблем, обсуждаемых в процессе делового общения. Основные виды слушания: 1) нерефлексивное; 3) эмпатическое и 4) активное.
- «Можно ли поподробнее…»
- 1. Перебивание.
- 9. Непрошенные советы.
- 5. Обратная связь в деловом общении
- 2. Направленной на действия, отношение и высказывания человека, а не на его личность.
- Тема 3 невербальные средства делового общения
- 1. Функции невербального поведения личности
- 2. Позы, жесты и мимика в деловом общении. Визуальный контакт как коммуникативный инструмент
- 3. Экстралингвистические и паралингвистические средства делового общения
- 4. Такесика и проксемика в деловой коммуникации
- 5. Знаково-символические аспекты делового общения
- Тема 4 психологические особенности деловых отношений
- Процесс социальной перцепции
- 2. Тенденция связывать психические качества личности с особенностями внешности:
- 2. Психологическое влияние в практике делового общения
- 3. Манипуляция в деловом общении
- 4. Замечания и комплименты в деловой коммуникации
- 5. Психологические тактики делового общения Образ человека формируется в нашем подсознании в первые 60-90 секунд. Надежность визуального оценочного метода составляет около 80%.
- Тема 5 формы делового общения и их специфика
- 1. Основные психологические принципы делового разговора:
- 2. Самые первые и сильные впечатления о человеке зависят от его внешнего вида.
- 3. Решающим для формирования впечатления о человеке являются первые четыре минуты общения.
- 2. Деловая беседа, ее цели и задачи
- 3. Организация и проведение деловых совещаний
- 4. Переговоры как форма делового общения
- Преимущества переговоров «на нашей территории»:
- II. Преимущества переговоров «на чужой территории»:
- 5. Национально-культурные стили деловых переговоров
- 2. Люди везде учтивы с людьми учтивыми и везде хорошо относятся к тем, кто отличается достойным поведением и подобающими манерами.
- Тема 6 этика делового общения
- 1. Понятие деловой этики
- 2. Принципы и нормы деловой этики
- I. Этика делового общения «сверху – вниз»
- II. Этика делового общения «снизу – вверх»
- III. Этика делового общения «по горизонтали»
- 3. Этика бизнеса
- 5. «Будьте постоянным в семье и браке».
- 6. «Уважайте собственность других людей».
- Тема 7 деловой этикет
- 1. Понятие этикета, его особенности и основные функции
- 2. Деловой этикет – инструмент построения отношений.
- 3. Деловой этикет – составная часть корпоративной культуры компании.
- 2. Этикет приветствий и представлений
- 3. Деловая одежда: стили, функции, особенности
- 4. Визитки, их место в деловой коммуникации
- 5. Правила дарения и получения подарков
- 6. Культура деловых разговоров по телефону
- Список рекомендуемой литературы
- Содержание
- Надежда Николаевна Васина