Этика бизнеса
Как уже было сказано, этика бизнеса – один из разделов профессиональной этики.
Этика бизнеса представляет собойизучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям деловой организации. Она не является набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед моральной личностью, занимающейся бизнесом.
Этика бизнеса как область знанийсформировалась в 70-е гг. ХХ века в США. Однако особое внимание этичному поведению в бизнесе начало уделяться в 60-е гг., во время различных социальных потрясений.
Между научным сообществом и деловым миром в это время возникало все большее согласие по вопросу необходимости повышения «этического сознания» профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций.
На формирование этики бизнеса существенное влияние оказала дискуссия американских экономистов (конец 60-х годов XX в.) Альберта Карра и Мильтона Фридмена, в которой отразились 2 основных подхода к вопросу этичности в бизнесе.
1.Альберт Карр опубликовал в журнале «Гарвард бизнес ревью» статью «Этичен ли блеф в бизнесе?», основная мысль которой заключалась в следующем: предпринимательство похоже на игру в покер. Ложь в одном и другом случае является неписанным правилом игры, а значит – перестаёт быть ложью.
Игра в покер основана на недоверии друг к другу, в основе её лежит доскональное знание правил, психологии партнёра, способность быстро реагировать на ситуацию, рисковать, быть выдержанным; это хитроумный обман, скрывающий подлинные намерения. Автор отмечает, что нельзя осуждать правила игры в сфере бизнеса из-за того, что понятия справедливости в ней расходятся с общепринятыми нравственными ценностями. Данный блеф не касается личной жизни бизнесмена. Но, если правилам блефа не научиться, то не сможешь сколотить состояния и успешно работать.
Статья вызвала противоречивые споры.
2.Вместе со статьёй Карра выходит монография лауреата Нобелевской премии в области экономики Милтона Фридмена. «Капитализм и свобода». По мнению автора, общество отвело предпринимательству роль «добывателя возможно большего количества денег», но методы добывания не должны означать вседозволенность (это гангстерский подход). В бизнесе исключается обман, принуждение, шантаж, надувательство. Бизнесмен должен вести честную, открытую борьбу без надувательства.
К началу 80-х гг. такая область знаний, как этика бизнеса, стала важнейшим предметом изучения для специалистов. По этике бизнеса было издано множество книг, и большинство школ бизнеса в США включили ее в свои учебные программы.
Несмотря на все это пока еще очень трудно определить границы данной области знаний. Причинами этого можно назвать:
отсутствие общей методологиив этой области (основные концепции этики бизнеса будут рассмотрены во втором вопросе данной темы);
широко распространенный скептицизм и убежденность в том, что язык этики не является языком бизнеса, что большинство деловых людей проигнорируют любые этические нормы, если они будут хотя бы в малейшей степени противоречить так называемым мотивам к получению прибыли в бизнесе. Т.е. представление общества о бизнесе все еще выражается в формуле, которую можно назвать«Миф об аморальности в бизнесе».
Миф отражает широко распространенный, популярный взгляд на бизнес. Не дело бизнеса заботиться о морали, гораздо легче иметь дело с долларами или центрами, чем с ценностными принципами. Согласно мифу фирмы действуют безнравственно не из желания совершить зло, а просто в силу того, то они стремятся извлекать прибыль и поэтому игнорируют какие-то последствия своей деятельности.
О крушении мифа об аморальности в бизнесесвидетельствуют три очевидных явления:
репортажи о скандалах и реакция публики на эти сообщения;
формирование массовых движений: движение защитников окружающей среды и интересов потребителей (конзьюмеристов);
тревога самого бизнеса, проявляющаяся на конференциях его представителей, в журналах и газетных статьях, в возникновении множества кодексов этического поведения и учебных программ по этике.
Итак, предметомэтики бизнеса является моральное сознание участников бизнеса.
Объектомэтики бизнеса являются субъекты бизнеса их взаимоотношения, а также взаимоотношения бизнес-общество, бизнес-государство.
Задачамиэтики бизнеса являются:
изучение соответствия моральных норм деятельности целям деловой организации;
регулирование взаимоотношений в сфере бизнеса;
повышение качества этического сознания профессионалов бизнеса и менеджмента;
усвоение основных ценностных ориентаций и этических стандартов бизнеса;
овладение инструментарием для анализа и принятия этических решений в конкретных ситуациях деловой жизни.
- Міністерство освіти і науки України
- Тема 1. Введение в этику. Происхождение морали, ее роль в жизни человека и общества
- 1. Предмет и задачи этики
- 2. Структура морали
- 3.Теории происхождения морали
- Этапы развития морального сознания
- 1) Донравственный период (от 100 тыс. Лет до 40 тыс. Лет до н.Э.)
- 2) Период формирования представлений о примитивной справедливости
- 3) Период формирования современных представлений о нравственности
- 1) Доморальное сознание (от рождения до 3-6 лет)
- 2) Формирование морального сознания (от 3-6 лет до 16-21 года)
- 3) Взрослая моральная личность (от 16-21 года до смерти)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 2. Системы морального мировоззрения
- Подходы к объединению систем морального мировоззрения. Исторический подход
- Системы морального мировоззрения по признаку: рационализм – иррационализм
- 3. Системы морального мировоззрения по признаку отношения к действительности
- 4. Системы морального мировоззрения по признаку приобщения к ценностям (ценностный подход)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 3. Профессиональная этика. Этика бизнеса
- Профессиональная этика. Предмет, задачи, структура этики бизнеса Происхождение профессиональной этики
- Дилеммы профессиональной морали
- Этика бизнеса
- Структура этики бизнеса
- 2. Основные концепции в этике бизнеса
- 3. Проблема социальной ответственности в бизнесе
- Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Корпоративная культура. Этические кодексы
- Типология корпоративных культур
- Этические кодексы
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 4. Этика управления
- Этика управления как наука
- 2. Руководитель и его место в нравственной жизни коллектива
- 3.Структура деловых отношений и механизмы их нравственной регуляции
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема 5. Этика делового общения как раздел профессиональной этики.
- Предмет и задачи этики делового общения
- Вербальная и невербальная коммуникация
- Пространственные зоны и территории человека
- 3. Деловые беседы (кадровая беседа, собеседование, дисциплинарные беседы, совещания)
- Собеседование при приеме на работу
- Совещания
- 4. Деловые переговоры Организация и подготовка переговоров
- Выбирая место для встречи, учтите все связанные с этим материальные затраты, степень сложности организационных моментов, необходимость согласования с другими организациями.
- Методы ведения переговоров
- Технология деловых телефонных бесед. Деловая корреспонденция
- Правила телефонной беседы
- Деловая переписка
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 6. Этикет в практике делового человека
- 1. Понятие и виды этикета
- Различают несколько видов этикета:
- 2. Этикет служебных отношений
- Знакомства
- 3. Этикетные ситуации в деловом общении
- Основными видами приёмов являются:
- Визитные карточки
- Правила оформления визитных карточек
- Условные сокращения, используемые на визитных карточках
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль 6. Естетика як наука
- 1.Предмет и задачи эстетики
- 2. Структура эстетического
- 3. Категории эстетики
- Прекрасное и безобразное
- Возвышенное и низменное
- Трагическое и комическое
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль7. Прикладна естетика
- Эстетика природы
- Эстетика труда
- 3. Техническая эстетика. Дизайн
- Определения Дизайна
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 9. Природа, сущность и функции искусства
- 1. Природа, сущность и специфика искусства
- 2. Эстетический идеал и художественный образ
- 3. Социальные функции искусства
- 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность).
- Единство предмета и цели искусства
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Питання до заліку
- Література до курсу