logo search
etika_posobie

Контекст

Структурные компоненты коммуникативного действия:

Субъекты общения: отдельные индивиды или группы.

Сообщение - информация, передаваемая от одного субъекта другому.

Код – система значений тех знаков, которые передаются в ходе общения от одного субъекта к другому. Это правила языка, используемые для передачи сообщения.

Контекст – «смысловое поле», в котором сообщение становится информативным.

Можно выделить культурно-исторический контекст, контекст групповых отношений и контекст межличностного общения.

Культурно-исторический контекст – это культурные традиции, нормы, ценности, символы, ритуалы, правила поведения, знание и учет кото-рых необходимы в случае общения с людьми соответствующей культуры.

Контекст групповых отношений – это конкретные особенности групповых отношений, обусловленные принадлежностью людей к конкретной группе и проявляющиеся в их поведении.

Контекст межличностного общения – это реальный смысл, которым наделяют свои отношения их участники.

Общение, соответствующее контексту и прямо выраженное, считается явным. Другое сообщение при этом оказывается скрытым.

Средства общения. Различают вербальные, невербальные и технические средства общения.

Вербальные (речевые) средства – это устная и письменная речь, звучащее или написанное слово. Речь является основным средством формирования, выражения и передачи деловой информации. Кроме того, речевое поведение служит индикатором общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения. По особенностям речевого поведения человека можно судить о его профессии, увлечении, жизненном опыте.

К невербальным средствам относятся:

- Кинесические средства: мимика, жесты, пантомимика (телодвижения, позы).

- Паралингвистические средства: качество голоса, его диапазон, тональность, тембр.

- Экстралингвистические средства: паузы, смех, плач, кашель.

- «Контакт глаз»: направленность взгляда говорит о характере контакта,

- Формы телесного контакта: рукопожатия, похлопывания, объятия и др.

- Проксемические средства: пространственное расположение партнеров.

- Внешний вид участников деловой коммуникации (одежда, прическа, аксессуары и др.) и оформление офисов.

- Знаково-символические средства: логотипы, торговые марки, государственная, групповая символика, подарки т.п..

- Ритуальные (перформансные) объекты и действия.

- Технические средства: аудио- и видеотехника, компьютеры, факсы и др.

Контрольные вопросы и задания

1. Покажите роль деловой коммуникации в профессиональной деятель-ности и в частности в рекламном бизнесе и в связях с общественностью?

2. Раскройте сущность общения, назовите его характерные признаки.

3. Проанализируйте каждую из сторон общения.

4. Охарактеризуйте основные виды общения.

5. Дайте определение деловому общению. Перечислите особенности деловых отношений.

6. Постарайтесь объяснить, в чем заключается формально-ролевой характер делового общения.

8. Рассмотрите функции делового общения.

9. Выделите основные структурные компоненты коммуникативного действия и охарактеризуйте их.

10. Выделите невербальные средства, особенно значимые для PR-деятельности и рекламы.

Основные понятия: общение, коммуникация, перцепция, интеракция, деловое общение, функции делового общения, структура делового общения, субъекты общения, сообщение, код, контекст, средства общения, точность,