Знакомства
Младшие всегда представляются старшим.
Женщина, вне зависимости от возраста, первой не представляется мужчине.
В первую очередь, когда знакомят людей друг с другом, надо называть имена младших по возрасту, служебному положению и т.д.
При знакомстве уместно сказать «очень рад», «весьма приятно», но не злоупотребляйте этими выражениями.
Если вы не расслышали имени или фамилии, можно переспросить в вежливой форме.
Руку для приветствия не протягивают через стол, а тем более через порог.
Чтобы познакомиться, обычно используют посредника.
В любых обстоятельствах, когда надо обратиться к незнакомому человеку, уместно прибегнуть к «волшебным словам»: простите…, извините…, будьте добры…, будьте любезны…, скажите пожалуйста…, прошу вас…, не скажите ли вы…, извините за беспокойство…, не будете ли вы так любезны.
Обращения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и дружескими. Та или иная тональность общения во многом определяется тем, какие речевые формулы используются: «ТЫ» или «ВЫ»
«Вы» следует говорить незнакомым и малознакомым людям.
«Ты» - хорошо знакомым и близким. Хотя и среди близких знакомых принято «вы – общение», когда это связано с чувством повышенного уважения к собеседнику.
В условиях официального общения предпочтительны обращения на «вы» даже среди хорошо знакомых людей.
На выбор «ты» или «вы» влияет позиция равенства – неравенства партнёров по общению (начальник – подчинённый, старший – младший, мужчина – женщина). В тех случаях, когда собеседники равны по своему ролевому статусу, допускается (при всех других условиях) использование «ты-форм», если же статусы существенно отличаются, то предпочтение отдаётся «вы».
Правила этикета во время беседы, разговора:
Считается недопустимым трогать собеседника за руку или плечо, стараясь таким образом привлечь его внимание;
Смотреть на часы во время разговора;
Смотреть в сторону;
Разговаривать, не поднимая глаз;
Слушать краем уха;
Разговаривать на большой дистанции;
Кричать из окна или балкона;
Во время беседы не принято называть присутствующее при разговоре третье лицо местоимением он (она); в этом случае надо называть человека по имени.
В том случае, если вы забыли имя вашего собеседника, следует переспросить его имя, извинившись при этом, а не подыскивать особых обращений-заменителей.
Когда, войдя в комнату, вы видите двух беседующих людей, не следует вмешиваться в их беседу. Надо подождать пока они закончат разговор. В исключительных случаях прервать беседу можно, предварительно извинившись и спросив разрешения у этих людей, обратиться к ним с тем или иным вопросом, просьбой.
В ходе беседы нужно быть внимательным к своему собеседнику и не превращать диалог в монолог. Важно уметь не только правильно говорить, но и слушать. При этом не лишне поинтересоваться, располагает ли ваш партнёр временем для разговора.
Если в беседе участвует несколько человек, то тема разговора должна быть понятной для всех. Некрасиво говорить намёками, понятными лишь нескольким собеседникам.
Правила хорошего тона запрещают перебивать говорящего; не следует поправлять собеседника, подсказывать ему.
Следует избегать театральности и напыщенности, неоправданного употребления иностранной лексики или профессиональной терминологии.
Удачным началом разговора и способом создать хорошее настроение является комплимент. Прокомментировать можно то, что человек носит, внешность человека, умения, имущество. Комплименты должны быть простыми и естественными.
За некоторыми исключениями комплименты между мужчинами не только не приняты, но даже считаются неприличными и делают смешным тех, кто их говорит и тех, кому они адресованы.
Правила хорошего тона рекомендуют с удовольствием принимать комплименты.
Никогда не следует отвергать комплименты, например: «Мне нравится ваш костюм», «О, что вы! Это старьё давно пора выбросить». Говоря это, вы ставите другого человека в глупое положение.
Поблагодарите за комплимент.
Если комплименты говорятся не часто и притом умно и тонко, то они производят благоприятное действие и придают беседе грациозность и элегантность.
- Міністерство освіти і науки України
- Тема 1. Введение в этику. Происхождение морали, ее роль в жизни человека и общества
- 1. Предмет и задачи этики
- 2. Структура морали
- 3.Теории происхождения морали
- Этапы развития морального сознания
- 1) Донравственный период (от 100 тыс. Лет до 40 тыс. Лет до н.Э.)
- 2) Период формирования представлений о примитивной справедливости
- 3) Период формирования современных представлений о нравственности
- 1) Доморальное сознание (от рождения до 3-6 лет)
- 2) Формирование морального сознания (от 3-6 лет до 16-21 года)
- 3) Взрослая моральная личность (от 16-21 года до смерти)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 2. Системы морального мировоззрения
- Подходы к объединению систем морального мировоззрения. Исторический подход
- Системы морального мировоззрения по признаку: рационализм – иррационализм
- 3. Системы морального мировоззрения по признаку отношения к действительности
- 4. Системы морального мировоззрения по признаку приобщения к ценностям (ценностный подход)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 3. Профессиональная этика. Этика бизнеса
- Профессиональная этика. Предмет, задачи, структура этики бизнеса Происхождение профессиональной этики
- Дилеммы профессиональной морали
- Этика бизнеса
- Структура этики бизнеса
- 2. Основные концепции в этике бизнеса
- 3. Проблема социальной ответственности в бизнесе
- Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Корпоративная культура. Этические кодексы
- Типология корпоративных культур
- Этические кодексы
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 4. Этика управления
- Этика управления как наука
- 2. Руководитель и его место в нравственной жизни коллектива
- 3.Структура деловых отношений и механизмы их нравственной регуляции
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема 5. Этика делового общения как раздел профессиональной этики.
- Предмет и задачи этики делового общения
- Вербальная и невербальная коммуникация
- Пространственные зоны и территории человека
- 3. Деловые беседы (кадровая беседа, собеседование, дисциплинарные беседы, совещания)
- Собеседование при приеме на работу
- Совещания
- 4. Деловые переговоры Организация и подготовка переговоров
- Выбирая место для встречи, учтите все связанные с этим материальные затраты, степень сложности организационных моментов, необходимость согласования с другими организациями.
- Методы ведения переговоров
- Технология деловых телефонных бесед. Деловая корреспонденция
- Правила телефонной беседы
- Деловая переписка
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 6. Этикет в практике делового человека
- 1. Понятие и виды этикета
- Различают несколько видов этикета:
- 2. Этикет служебных отношений
- Знакомства
- 3. Этикетные ситуации в деловом общении
- Основными видами приёмов являются:
- Визитные карточки
- Правила оформления визитных карточек
- Условные сокращения, используемые на визитных карточках
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль 6. Естетика як наука
- 1.Предмет и задачи эстетики
- 2. Структура эстетического
- 3. Категории эстетики
- Прекрасное и безобразное
- Возвышенное и низменное
- Трагическое и комическое
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль7. Прикладна естетика
- Эстетика природы
- Эстетика труда
- 3. Техническая эстетика. Дизайн
- Определения Дизайна
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 9. Природа, сущность и функции искусства
- 1. Природа, сущность и специфика искусства
- 2. Эстетический идеал и художественный образ
- 3. Социальные функции искусства
- 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность).
- Единство предмета и цели искусства
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Питання до заліку
- Література до курсу