Пространственные зоны и территории человека
Учеными было обнаружено, что у человека, как и у животных, имеются свои пространственные охранные зоны и территории.
Под территорией понимается пространство, которое человек считает своим, как будто это пространство является продолжением его физического тела. Каждый человек имеет свою собственную личную территорию, которая включает пространство, окружающее его собственность, например, его дом, окруженный забором, машину во дворе, его собственную спальню, его личный стул; он имеет четко обозначенное воздушное пространство вокруг своего тела.
Размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо от того, где он проживает – в Северной Америке или в Австралии. Ее можно разделить на 4 четкие пространственные зоны:
Интимная (от 15 до 46 см). Из всех зон – это самая главная, так как эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность. Разрешается проникать в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональной контакте с ним. Это дети, родители, супруги, близкие друзья, родственники. В этой зоне имеется также подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Она называется сверхинтимная зона.
Личная зона (от 46 см до 1,2 метра). Это расстояние, которое обычно разделяет людей на официальных приемах, дружеских вечеринках.
Социальная зона(от 1,2 до 3,6 метра) На таком расстоянии держатся от посторонних людей, например, от водопроводчика, плотника, страхового агента, нового служащего на работе, то есть от людей, которых не очень хорошо знают.
Общественная зона (более 3,6 метра). Отделяет человека от большой группы людей, например, аудитории, демонстрации, митинга, т.е. толпы (большого скопления людей).
Интимная зона человека может нарушаться по 2 причинам: 1) если это близкий человек; 2) если это незнакомец – "нарушитель", который пытается проявлять враждебные тенденции и склонен атаковать.
Если вторжение посторонних людей в социальную зону воспринимается терпимо, то вторжение в интимную зону вызывает в организме различные физиологические реакции и изменения. Сердце бьется быстрее, в кровь вбрасывается адреналин, кровь приливает к мозгу и мышцам как знак физической готовности организма к бою. Если вы хотите, чтобы люди чувствовали себя в вашем обществе уютно, соблюдайте золотое правило: "Держи дистанцию".
Скученность людей на концертах, в кинозалах, в транспорте, приводит в неизбежному вторжению людей в интимные зоны друг друга. Существует ряд правил поведения, которые необходимо при этом соблюдать:
при большом скоплении людей ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми;
не рекомендуется в упор смотреть на других;
лицо должно быть совершенно беспристрастным – никакого проявления эмоций не допускается;
чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения.
Необходимо добросовестно исполнять правила поведения в условиях неизбежного постороннего вторжения в интимную зону другого человека, т.к. по мере увеличения толпы, увеличивается ее плотность, личное пространство каждого отдельного человека становится все меньше, и он принима6ет враждебную стойку, поэтому с увеличением толпы усиливается ее враждебность и агрессивность, что может привести к насилию и жестокости.
Социокультурные и национальные особенности восприятия личностного пространства.
У многих европейских народов интимная зона составляет 23-25 см, у американцев – 45-46 см, у японцев – 25 см. Это связано с плотностью населения в густонаселенных регионах планеты, или наоборот с малонаселенностью и привыканием к огромным пространствам. Например, у городских жителей интимная зона чаще составляет 46 см, у деревенских – до 1,2 метра и более, а в малонаселенных районах – до 9 метров.
В заключение необходимо отметить, что другие люди будут рады вам или будут избегать вас в зависимости от того, насколько уважительно вы относитесь к их личной пространственной зоне.
- Міністерство освіти і науки України
- Тема 1. Введение в этику. Происхождение морали, ее роль в жизни человека и общества
- 1. Предмет и задачи этики
- 2. Структура морали
- 3.Теории происхождения морали
- Этапы развития морального сознания
- 1) Донравственный период (от 100 тыс. Лет до 40 тыс. Лет до н.Э.)
- 2) Период формирования представлений о примитивной справедливости
- 3) Период формирования современных представлений о нравственности
- 1) Доморальное сознание (от рождения до 3-6 лет)
- 2) Формирование морального сознания (от 3-6 лет до 16-21 года)
- 3) Взрослая моральная личность (от 16-21 года до смерти)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 2. Системы морального мировоззрения
- Подходы к объединению систем морального мировоззрения. Исторический подход
- Системы морального мировоззрения по признаку: рационализм – иррационализм
- 3. Системы морального мировоззрения по признаку отношения к действительности
- 4. Системы морального мировоззрения по признаку приобщения к ценностям (ценностный подход)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 3. Профессиональная этика. Этика бизнеса
- Профессиональная этика. Предмет, задачи, структура этики бизнеса Происхождение профессиональной этики
- Дилеммы профессиональной морали
- Этика бизнеса
- Структура этики бизнеса
- 2. Основные концепции в этике бизнеса
- 3. Проблема социальной ответственности в бизнесе
- Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Корпоративная культура. Этические кодексы
- Типология корпоративных культур
- Этические кодексы
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 4. Этика управления
- Этика управления как наука
- 2. Руководитель и его место в нравственной жизни коллектива
- 3.Структура деловых отношений и механизмы их нравственной регуляции
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема 5. Этика делового общения как раздел профессиональной этики.
- Предмет и задачи этики делового общения
- Вербальная и невербальная коммуникация
- Пространственные зоны и территории человека
- 3. Деловые беседы (кадровая беседа, собеседование, дисциплинарные беседы, совещания)
- Собеседование при приеме на работу
- Совещания
- 4. Деловые переговоры Организация и подготовка переговоров
- Выбирая место для встречи, учтите все связанные с этим материальные затраты, степень сложности организационных моментов, необходимость согласования с другими организациями.
- Методы ведения переговоров
- Технология деловых телефонных бесед. Деловая корреспонденция
- Правила телефонной беседы
- Деловая переписка
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 6. Этикет в практике делового человека
- 1. Понятие и виды этикета
- Различают несколько видов этикета:
- 2. Этикет служебных отношений
- Знакомства
- 3. Этикетные ситуации в деловом общении
- Основными видами приёмов являются:
- Визитные карточки
- Правила оформления визитных карточек
- Условные сокращения, используемые на визитных карточках
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль 6. Естетика як наука
- 1.Предмет и задачи эстетики
- 2. Структура эстетического
- 3. Категории эстетики
- Прекрасное и безобразное
- Возвышенное и низменное
- Трагическое и комическое
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль7. Прикладна естетика
- Эстетика природы
- Эстетика труда
- 3. Техническая эстетика. Дизайн
- Определения Дизайна
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 9. Природа, сущность и функции искусства
- 1. Природа, сущность и специфика искусства
- 2. Эстетический идеал и художественный образ
- 3. Социальные функции искусства
- 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность).
- Единство предмета и цели искусства
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Питання до заліку
- Література до курсу