Ритуальный этикет
Родственники умершего оповещают о случавшемся близких и знакомых при личной встрече, по телефону или телеграммой. При возможности рассылают печатные извещения, в которых указывают время и место панихиды и похорон.
Получив приглашение на похороны, отложите все дела и обязательно выполните свой последний долг по отношению к покойному. Если это все же невозможно по не зависящим от вас причинам, принесите извинения и объясните причину, причем желательно сделать это в письменной форме. Если известие о смерти застало вас в другом городе, следует немедленно послать телеграмму или соболезнующее письмо.
Если кто-нибудь из родственников покойного не получил приглашение, он не должен обижаться и использовать это как предлог, чтобы не идти на похороны. Не следует обижаться и в том случае, если вас примет не самый близкий умершему человек, а какой-нибудь другой член семьи.
В погребальной процессии первыми идут близкие родственники умершего. Они двигаются молча, проходя мимо знакомых, кланяются им. В холодное время года участники похоронной процессии могут быть в головных уборах, но их обязательно снимают, когда гроб опускают в могилу. Повстречав похоронную процессию, мужчины обнажают голову.
В некоторых случаях устраивают гражданскую панихиду в организации, где работал покойный, или в каком-нибудь общественном месте. Во время гражданской панихиды произносят несколько надгробных речей. Они не должны быть слишком длинными и патетичными. Говорят о личности покойного, о его работе, душевных качествах, в заключение обращаются к родственникам и произносят слова сочувствия и утешения.
Для верующих православных людей устраивают церковное отпевание. При этом гроб с телом приносят в храм, ставят его посередине, напротив царских врат, где умерший лежит с открытым лицом, обращенным к востоку, чтобы отошедшая душа как бы молилась вместе с живыми.
Родственники и друзья покойного провожают его на кладбище; люди же, менее ему близкие, могут покинуть ритуал после окончания гражданской панихиды или после выхода из церкви. Когда гроб опущен в могилу, на него бросают по горсточке земли. Присутствующие стоят еще недолго у могилы, пока ее не засыплют. Потом они проходят по одному мимо ближайших родственников умершего и выражают свое сочувствие рукопожатием или несколькими прочувствованными словами.
Считается, что истинная скорбь лучше выражается сдержанно и без лишних слов, жестов и восклицаний. Современные люди стремятся избегать громких рыданий и причитаний во время похорон.
В современном этикете соблюдается во время подготовки к похоронам и самого погребального обряда, а также во время траура. В это время избегают здороваться друг с другом, так как обычные формулы приветствия («Здравствуйте!» или «Добрый день!») были бы в подобных ситуациях неуместными. В полном молчании происходил зачастую и поминальный ужин, во время которого, по поверью, души усопших незримо присутствуют за столом.
- Культурология Методические рекомендации к курсу «Культурология»
- Раздел 1. Теория культуры
- Тема 1. Введение. Понятие «культура»
- Тема 2. Становление культурологии как науки
- Тема 3. Элементы культуры
- Тема 4. Историческая типология культур
- Тема 5. Культурное наследие, его сохранение
- Раздел 2. История культуры
- Тема 6. Первобытная культура
- Тема 7. Древнейшие мировые культуры
- Тема 8. Культура Дальнего Востока
- Тема 9. Мусульманская культура: ее возникновение
- Тема 10. Истоки европейской культуры
- Тема 11. Средневековая культура Европы
- Тема 12. Западноевропейская культура
- Тема 13. Западноевропейская культура эпохи Просвещения
- Тема 14. Развитие русской культуры:
- Тема 15. Культура России Нового времени
- Тема 16. Феномены культуры хх века
- Библиографический список к разделу 2 Обязательная литература
- Раздел 3. Культура менеджеров
- Тема 17. Профессиональная деятельность и
- Тема 18. Эстетическая культура и ее место в
- Тема 19. Культура руководителя и подчиненного. Деловая культура в менеджменте
- Библиографический список к разделу 3
- Планы и методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям
- Вопросы для подготовки к экзамену по культурологии
- Структурно-логические схемы основных тем, изучающихся в курсе «культурология»
- Раздел 1. Теория культуры
- Тема 1. Введение. Понятие «культура»
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- Тема 2. Становление культурологии как науки
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3. Игровой подход (с. Лем, й. Хейзинга, х. Ортега-и-Гассет)
- Тема 3. Элементы культуры
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- Тема 4. Историческая типология культур
- 3 Вопрос
- Раздел 2. История культуры
- Тема 6. Первобытная культура
- Тема 8. Культура Дальнего Востока
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- Тема 9. Мусульманская культура:
- 3 Вопрос
- Тема 10. Истоки европейской культуры
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- Тема 11. Средневековая культура Европы
- Тема 12. Западноевропейская культура эпохи Воз рождения и Реформации
- Тема 13. Западноевропейская культура эпохи Просвещения
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- Тема 14. Развитие русской культуры:
- 1 Вопрос
- 2. Вера в богов земли
- 3. Вера в небесных богов
- 2 Вопрос
- Тема 15. Культура России Нового времени
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос
- Тема 16. Феномены культуры хх век
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос
- Тема 17. Профессиональная деятельность и
- Тема 18. Эстетическая культура и ее место в
- Тема 19. Культура руководителя и подчиненного. Деловая культура в менеджменте
- Сочетаемость галстука и рубашки
- Как завязать галстук
- Культура руководителя (совещания и планерки)
- Этикет руководителя при проведении совещаний и планерок
- При подготовке к совещанию необходимо:
- Правила подготовки совещаний:
- Правила эффективного совещания
- Правила проведения планерки
- Внешний вид руководителя
- Женщина на посту руководителя
- В чем заключается специфика отношений мужчины и женщины в деловой сфере?
- Взаимодействие со средствами массовой информации
- Знакомство и представление
- Ведение беседы
- Визитная карточка
- Использование визитных карточек
- Титулы и звания
- Приветствие знакомого или незнакомца
- Деловое общение «руководитель – подчиненный» («сверху-вниз») – субординация
- Распоряжение
- Наказание
- Тактика ведения разговора руководителя с подчиненным
- Поощрение
- Увольнение
- Обращение и его виды
- Общение с подчиненным
- Совещание с подчиненными
- Границы лояльности
- Чувство дистанции
- 10.3 Деловое общение «снизу-вверх» – субординация
- Этикет в отношениях подчиненного к начальнику
- Нужно ли вставать, когда входит руководитель?
- Как входить в здание и выходить из него
- Вверх и вниз по лестнице
- Чужое место
- Поездка в командировку
- Как давать прикурить
- Место и время для курения
- Последствия курения
- Подарок, правила гостевого этикета
- Деньги в подарок
- Цветы в подарок
- Вручение подарка
- Ритуальный этикет
- Культура телефонного разговора
- Правила делового телефонного разговора
- Правила пользования сотовым телефоном в деловой и иной обстановке
- Когда не следует пользоваться телефоном
- Телефонное хулиганство
- Телефонный разговор с грубияном
- Телефонный звонок. Неудобные ситуации
- Правила пользования диктофоном
- Телефакс – правила ведения переписки
- Запись разговора на автоответчик
- Этикет государственного и муниципального служащего в Интернете, этикет в компьютерных сетях
- Электронная почта, правила делового и служебного этикета
- Правила пользования электронной почтой
- Правила поведения в чате
- Этикет в локальных компьютерных сетях
- Тест на эрудицию