3 Вопрос
Типология культуры- это классификация по каким-либо признакам, основаниям. Основания типологии – тот признак, на основании которого предметы делятся по группам.
Существуют три группы оснований, по которым делится культура.
1 г р у п п а - это типология на уровне явлений, деление культуры по какому-то одному признаку:
а) классификация по географическому ареалу с особенностями географической среды (например культура кочевников и культура земледельцев);
б) классификация по историческим типам и событиям;
в) классификация по одному – двум внешним признакам (чаще всего эта классификация встречается в археологии, например, форма погребения жилища и т. д.).
2 г р у п п а – типология на уровне сущности. В качестве основания выбираются более абстрактные и обобщенные признаки, как правило, не представленные в явлениях непосредственно:
а) деление единой культуры на материальную и духовную;
б) деление по ведущим ценностям;
в) по восприимчивости к инновациям;
г) по способам регуляции поведения людей;
д) по типам воспроизводства:
- простое
- расширенное
- интенсивное и т.д.
е) деление Ницше:
Дионисийские и Апполонические культуры.
ж) по Сорокину:
- идеационная культура – превыше всего ставящая служение Богу (богам) и практически не уделяющая внимания личности;
- идеалистическая культура - основанная на идеях, ценности которой принадлежат и небу, и земле.
- чувственная культура – основанная на чувствах.
з) по Кругловой:
По базовому типу человека:
- первобытносинкретический;
- азиатский;
- античный;
- средневековый религиозный;
- сциентистско-прагматический (характерен для нового времени);
- гуманистический (в реальности не существует и служит своеобразным ориентиром).
3 г р у п п а - типология на уровне действительности. (в качестве оснований культуры выступают особенности и черты действительной культуры, характеризующие ее существование и функционирование как целостного феномена, т. е. типология по совокупности признаков):
а) культура, ориентированная на личность или государство;
б) деление по основаниям: либерализм и тоталитаризм;
в) соотношение целого и части (молодежная, студенческая, преступная субкультуры);
г) по месту проживания и образу жизни (городская и сельская);
д) по роду занятий и профессии. Выделяются субкультуры: работников органов внутренних дел, учителей, преступного мира и т.д.;
е) по идеологическим и политическим признакам (либеральная, тоталитарная, социалистическая, фашистская, капиталистическая);
ж) деление на элитарную и массовую.
Восток – Запад - Россия
Существуют три типа исторического времени (см. вводную лекцию по истории):
1 – без времени – Древняя культура;
2 – с цикличностью времени – Восток;
3 - культура линейного времени, идея прогресса, т.е. Запад.
Восток | Запад |
традиция | прогресс |
цикличность | линейность |
Идеалы | |
равенство (основная ценность) | свобода |
Принципы регуляции поведения | |
четкие традиции службы и зависимости | взаимодействие на уровне интересов |
Существуют две базовые идеи объединения феномена Запада:
Первая - принадлежит К. Ясперсу
Культура Запада – это естественное продолжение осевой культуры. Особенность Запада в том, что традиции осевой культуры сохранились (в отличие от Востока). На Востоке сохранились традиции доосевой культуры.
Вторая - принадлежит советскому философу М. Н. Петрову.
Культура Западной Европы родилась в результате культурного кризиса и является отклонением от нормы. Этот период начинается после крушения Крито-Микенской цивилизации и вторжения дорийцев в Грецию. Наступает «эпоха пиратства», в которой появляется новый тип человека – «человек-государство» (Одиссей). В ходе этих изменений и рождается собственно личность – характерная черта западной цивилизации.
- Культурология Методические рекомендации к курсу «Культурология»
- Раздел 1. Теория культуры
- Тема 1. Введение. Понятие «культура»
- Тема 2. Становление культурологии как науки
- Тема 3. Элементы культуры
- Тема 4. Историческая типология культур
- Тема 5. Культурное наследие, его сохранение
- Раздел 2. История культуры
- Тема 6. Первобытная культура
- Тема 7. Древнейшие мировые культуры
- Тема 8. Культура Дальнего Востока
- Тема 9. Мусульманская культура: ее возникновение
- Тема 10. Истоки европейской культуры
- Тема 11. Средневековая культура Европы
- Тема 12. Западноевропейская культура
- Тема 13. Западноевропейская культура эпохи Просвещения
- Тема 14. Развитие русской культуры:
- Тема 15. Культура России Нового времени
- Тема 16. Феномены культуры хх века
- Библиографический список к разделу 2 Обязательная литература
- Раздел 3. Культура менеджеров
- Тема 17. Профессиональная деятельность и
- Тема 18. Эстетическая культура и ее место в
- Тема 19. Культура руководителя и подчиненного. Деловая культура в менеджменте
- Библиографический список к разделу 3
- Планы и методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям
- Вопросы для подготовки к экзамену по культурологии
- Структурно-логические схемы основных тем, изучающихся в курсе «культурология»
- Раздел 1. Теория культуры
- Тема 1. Введение. Понятие «культура»
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- Тема 2. Становление культурологии как науки
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3. Игровой подход (с. Лем, й. Хейзинга, х. Ортега-и-Гассет)
- Тема 3. Элементы культуры
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- Тема 4. Историческая типология культур
- 3 Вопрос
- Раздел 2. История культуры
- Тема 6. Первобытная культура
- Тема 8. Культура Дальнего Востока
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- Тема 9. Мусульманская культура:
- 3 Вопрос
- Тема 10. Истоки европейской культуры
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- Тема 11. Средневековая культура Европы
- Тема 12. Западноевропейская культура эпохи Воз рождения и Реформации
- Тема 13. Западноевропейская культура эпохи Просвещения
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- Тема 14. Развитие русской культуры:
- 1 Вопрос
- 2. Вера в богов земли
- 3. Вера в небесных богов
- 2 Вопрос
- Тема 15. Культура России Нового времени
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос
- Тема 16. Феномены культуры хх век
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос
- Тема 17. Профессиональная деятельность и
- Тема 18. Эстетическая культура и ее место в
- Тема 19. Культура руководителя и подчиненного. Деловая культура в менеджменте
- Сочетаемость галстука и рубашки
- Как завязать галстук
- Культура руководителя (совещания и планерки)
- Этикет руководителя при проведении совещаний и планерок
- При подготовке к совещанию необходимо:
- Правила подготовки совещаний:
- Правила эффективного совещания
- Правила проведения планерки
- Внешний вид руководителя
- Женщина на посту руководителя
- В чем заключается специфика отношений мужчины и женщины в деловой сфере?
- Взаимодействие со средствами массовой информации
- Знакомство и представление
- Ведение беседы
- Визитная карточка
- Использование визитных карточек
- Титулы и звания
- Приветствие знакомого или незнакомца
- Деловое общение «руководитель – подчиненный» («сверху-вниз») – субординация
- Распоряжение
- Наказание
- Тактика ведения разговора руководителя с подчиненным
- Поощрение
- Увольнение
- Обращение и его виды
- Общение с подчиненным
- Совещание с подчиненными
- Границы лояльности
- Чувство дистанции
- 10.3 Деловое общение «снизу-вверх» – субординация
- Этикет в отношениях подчиненного к начальнику
- Нужно ли вставать, когда входит руководитель?
- Как входить в здание и выходить из него
- Вверх и вниз по лестнице
- Чужое место
- Поездка в командировку
- Как давать прикурить
- Место и время для курения
- Последствия курения
- Подарок, правила гостевого этикета
- Деньги в подарок
- Цветы в подарок
- Вручение подарка
- Ритуальный этикет
- Культура телефонного разговора
- Правила делового телефонного разговора
- Правила пользования сотовым телефоном в деловой и иной обстановке
- Когда не следует пользоваться телефоном
- Телефонное хулиганство
- Телефонный разговор с грубияном
- Телефонный звонок. Неудобные ситуации
- Правила пользования диктофоном
- Телефакс – правила ведения переписки
- Запись разговора на автоответчик
- Этикет государственного и муниципального служащего в Интернете, этикет в компьютерных сетях
- Электронная почта, правила делового и служебного этикета
- Правила пользования электронной почтой
- Правила поведения в чате
- Этикет в локальных компьютерных сетях
- Тест на эрудицию