logo
КУЛЬТУРОЛОГИЯ УМП для менеджеров

Тема 4. Историческая типология культур

План

1. Представление о развитии мировой культуры, как едином процессе.

2. Представление о культуре как локальной цивилизации.

3. Типология культуры.

1 вопрос

Периодизации развития культуры

1. археологическая (по векам):

- каменный;

- бронзовый;

- железный.

2. По религии:

- язычество;

- христианские, буддистские, исламские цивилизации.

3. с точки зрения теории модернизации:

- традиционная культура;

- современная культура.

4. К. Маркс:

- докапиталистическая культура;

- культура капиталистического общества.

5. по формациям:

- первобытнообщинная;

- рабовладельческая;

- феодальная;

- капиталистическая;

- коммунистическая.

С точки зрения развития идеологии все культуры проходят одинаковые этапы развития.

Этапы:

1-й – дорелигиозная культура, когда рождается человек (неандерталец).

2-й – архаическая культура. Делится на четыре периода:

1) господство религии духов;

2) период господства богов земли (чаще - женские божества);

3) господство богов неба;

4) древние цивилизации или великие цивилизации древности. В этот период возникает и развивается государство.

3-й – средневековая культура. Превращение мировой религии в государственную.

4-й - культура нового и новейшего времени. Для нее характерен рационализм, появление и оформление науки.

К. Ясперс

Пытается объединить две модели.

1  п е р и о д – доисторический или Прометеева эпоха, т.е. возникновение человека.

2  п е р и о д – III тыс. до н.э. - великие культуры древности.

3  п е р и о д – осевое время, когда человек самоосознает себя. Рамки: буддизм и упадишады в Индии; Конфуций, Лао Дзы в Китае, эпоха пророков у  иудеев, рождение греческой философии - с 800 по 200 г. до н.э.

4  п е р и о д – осевые цивилизации.

5  п е р и о д – научно-техническая эпоха осознания человеком самого себя. База для возможной мировой культуры, мировой истории.

2 вопрос

Н. Данилевский

Человечество – это не единая система, а живая стихия, отлитая в форму. Самая крупная форма – это культурно-исторические типы. между ними есть общие черты и связи, выражающие общечеловеческое, существующее только в народности, то есть единое человечество - это миф.

Шпенглер

У каждой культуры есть свой прасимвол (например, форма дома у каждого народа своя), иначе говоря, душа. На этом основывается уникальность каждой культуры. Он выделяет фазы развития культуры. У каждой культуры есть:

Весна – пробуждение культуры.

Лето – состояние, близкое к зрелости.

Осень – высшая точка умственного творчества.

Зима – угасание творческой, душевной силы, переход культуры в цивилизацию. С переходом к цивилизации культура развивается. Цивилизация омертвляет культуру, приводит ее к гибели, а потом происходит восход Европы.

Тойнби

Наиболее развернутый анализ понятия цивилизация. Выделяет 21 локальную цивилизацию. Пять из них существуют в настоящее время. Цивилизации различаются по господствующей форме религии. Развитие их происходит по принципу «Вызов - ответ» ( т.е. творческие начала народов активны только тогда, когда отвечают на вызов).

Л.Н. Гумилев

Концепция этногенеза

Этнос определяется  как биосферная замкнутая система дискретного типа.

Замкнутая система, которая развивается по законам энтропии, не получая энергичной подпитки. Со временем эта система распадается.

Дискретно развивающаяся система, т.е. неравномерно, толчками, рывками. Есть взлеты и падения.

Этнос – это продолжение семьи. людей здесь объединяет чувство общности, родственное влюбленности.

Этнос непосредственно связан с той территорией, на которой он развивается.

Анализ развития этноса построен на различии 3-х типов людей:

Гумилев выделяет шесть периодов развития этноса:

1  п е р и о д – нулевой (скрытный), носит название «толчок». В результате мутации рождается большое количество пассионариев. Возникает лидер, который провозглашает базовую идею (может быть как религиозной, так и нерелигиозной – например «закон» (Ясса) Чингизхана), вокруг той идеи и образуется народ.

2  п е р и о д – рост. Процесс роста начинается, когда возникает самосознание народа. В то же время формируется государство и общественная структура, происходят массированные завоевательные войны и расселение на новой земле, расширение границ. Доминанта – «народ превыше всего». С ростом народа постоянно растет число пассионариев – они связывают свою жизнь с теми, кто может сделать их героями, а не с теми, с кем было удобно жить.

3  п е р и о д – перегрев или аккматическая фаза, т.е. высший пик развития народа. Это период, когда, по аналогии с паровозом, народу надо «сбрасывать пар», чтобы «котел не взорвался». Это период индивидуализма. Доминанта – «быть самим собой». Проявляется это, как правило, в внешних войнах, которые ведет не весь народ, а только профессиональные воины. (классический пример – «крестовые походы»).

4  п е р и о д - надлом. Главная особенность – это раскол этнического поля. К этому моменту возникают сомнения в истинности идей, лежащих в основании этноса. В этой фазе начинается эпоха гражданских войн. В культуре наблюдается высший расцвет творческих способностей, высший пик культуры и творчества. Междоусобицы приводят к власти беспринципных людей – субпассионариев. В дальнейшем или «нормальные» люди уничтожают субпассионариев и устанавливают свои порядки, или народ гибнет.

5  п е р и о д - инерционная фаза или цивилизация. В это время и пассионарии и субпассионарии поставлены вне закона. К власти приходят нормальные, гармоничные люди. Доминанта – «будь таким как все». Это период всеобщего успокоения, повсеместное развитие грамотности, период «мещанства», сильной армии. («золотая осень»). Пассионарии в этот период не нужны, и они медленно «вымирают».

6  п е р и о д - угасание народа. Энергетические начала народа равны нулю, возможны четыре варианта развития:  

1) обскурация – продолжение потери энергии и разложение этнической системы вследствие притока субпассионариев (например Русь накануне татаро-монгольского ига);

2) рождение нового народа за счет толчка;

3) образование «персистента» - народ может остаться в нулевой фазе, то есть «кристаллизоваться»;

4)  уничтожение народа.

Графическое отражение истории этноса