logo
КУЛЬТУРОЛОГИЯ УМП для менеджеров

1 Вопрос

1. АНТИЧНОСТЬ. Античная модель культуры неразрывно связывалась с идеей очеловеченного космоса, выраженной в виде общины, полиса.

Цицерон определяет культуру как образованность, развитие науки и искусства (центр культуры – Рим).

Культуре противопоставлено понятие варварства. С ним связаны все негативные качества человека. Представление о культуре базируется на характерном для античности противопоставлении космос - хаос, варвары – полис. Все, что касается полиса, то культурно, что за пределами, то бескультурно.

2. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Религиозная концепция культуры, основанная на идее благодати: культура - это свет истинной веры. Интерес к внутреннему миру человека. Культурными считаются те люди, которые исповедуют одну религию. Границы религии совпадают с границами цивилизации.

3. ПРОСВЕЩЕНИЕ. Идеологи Просвещения рассматривали культуру как разум, полученный человеком от природы и должный следовать природе. И. Гердер рассматривал культуру как продолжение процессов развития космоса и жизни. Смысл ее реализуется в гуманизации человека и общества.

Именно нарушение природосообразности - причина несчастий и страданий, которые обрушиваются на человечество - считал Жан-Жак Руссо. «Все хорошо, что исходит из рук Творца всех вещей. В руках человека все вырождается», - утверждал Руссо в своем романе «Эмиль».

Эти идеи развивают представители классической немецкой философии. Так, И. Кант анализирует нравственные аспекты культуры, Гегель - разум, который он возводит в ранг фундаментальной силы исторического процесса. Эти философы рассматривают культуру как результат религиозного акта творения Бога (для Канта) или Абсолютного Духа (у Гегеля). При этом лишь европейская культура, - считает Гегель, - является каноном, образцом, которому должны подражать другие народы.

Таким образом, в основе модели культуры эпохи Просвещения лежало притязание разума на решение всех проблем реальной жизни. Но эта концепция оказалась очень уязвима со стороны реальной логики исторического процесса.

Развитие естественных наук в XIX веке, а также знакомство с множеством культур, не похожих на европейскую, привело к появлению новых моделей культуры.

4. ХIХ в. Продолжается углубление и расширение понятия «культура».

Н. Данилевский – идея локально-исторических типов. Подобно живым организмам, культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и со внешней средой. В силу своей замкнутости между типами практически не существует той общей системы ценностей, на фундаменте которой они могли бы консолидироваться. Они проходят стадии возмужания:

1. Этнографическое состояние.

2. Государственность.

3. Цивилизация.

Ф. Ницше – основатель т.н. «философии жизни», нашедшей отражение и вего анализе культуры.

Культуры – это эволюционирующие системы, которые в ходе своего развития борются за существование. Стержень культуры - воля человека. Культурная деятельность человека представлена тремя основными элементами:

1. Искусство (центральное место).

2. Наука.

3. Религия.

О. Шпенглер  - под культурой понимал сложившийся в веках исторический индивидуум, культурную целостность, сущность которой образует религия.

Термином цивилизация он обозначал последнюю, неизбежную фазу всякой культуры. Цивилизация как исключительно технико-механическое явление противоположна культуре как царству органически жизненному. Цивилизация, обладая одними и теми же признаками во всех культурах, есть выражение отмирания целого как организма. Цивилизация - это неизбежная эпоха гибели культуры, и в эту стадию развития вступила современная Шпенглеру Европа так же, как когда-то готовился к гибели Рим.