1 Вопрос
1. АНТИЧНОСТЬ. Античная модель культуры неразрывно связывалась с идеей очеловеченного космоса, выраженной в виде общины, полиса.
Цицерон определяет культуру как образованность, развитие науки и искусства (центр культуры – Рим).
Культуре противопоставлено понятие варварства. С ним связаны все негативные качества человека. Представление о культуре базируется на характерном для античности противопоставлении космос - хаос, варвары – полис. Все, что касается полиса, то культурно, что за пределами, то бескультурно.
2. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Религиозная концепция культуры, основанная на идее благодати: культура - это свет истинной веры. Интерес к внутреннему миру человека. Культурными считаются те люди, которые исповедуют одну религию. Границы религии совпадают с границами цивилизации.
3. ПРОСВЕЩЕНИЕ. Идеологи Просвещения рассматривали культуру как разум, полученный человеком от природы и должный следовать природе. И. Гердер рассматривал культуру как продолжение процессов развития космоса и жизни. Смысл ее реализуется в гуманизации человека и общества.
Именно нарушение природосообразности - причина несчастий и страданий, которые обрушиваются на человечество - считал Жан-Жак Руссо. «Все хорошо, что исходит из рук Творца всех вещей. В руках человека все вырождается», - утверждал Руссо в своем романе «Эмиль».
Эти идеи развивают представители классической немецкой философии. Так, И. Кант анализирует нравственные аспекты культуры, Гегель - разум, который он возводит в ранг фундаментальной силы исторического процесса. Эти философы рассматривают культуру как результат религиозного акта творения Бога (для Канта) или Абсолютного Духа (у Гегеля). При этом лишь европейская культура, - считает Гегель, - является каноном, образцом, которому должны подражать другие народы.
Таким образом, в основе модели культуры эпохи Просвещения лежало притязание разума на решение всех проблем реальной жизни. Но эта концепция оказалась очень уязвима со стороны реальной логики исторического процесса.
Развитие естественных наук в XIX веке, а также знакомство с множеством культур, не похожих на европейскую, привело к появлению новых моделей культуры.
4. ХIХ в. Продолжается углубление и расширение понятия «культура».
Н. Данилевский – идея локально-исторических типов. Подобно живым организмам, культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и со внешней средой. В силу своей замкнутости между типами практически не существует той общей системы ценностей, на фундаменте которой они могли бы консолидироваться. Они проходят стадии возмужания:
1. Этнографическое состояние.
2. Государственность.
3. Цивилизация.
Ф. Ницше – основатель т.н. «философии жизни», нашедшей отражение и вего анализе культуры.
Культуры – это эволюционирующие системы, которые в ходе своего развития борются за существование. Стержень культуры - воля человека. Культурная деятельность человека представлена тремя основными элементами:
1. Искусство (центральное место).
2. Наука.
3. Религия.
О. Шпенглер - под культурой понимал сложившийся в веках исторический индивидуум, культурную целостность, сущность которой образует религия.
Термином цивилизация он обозначал последнюю, неизбежную фазу всякой культуры. Цивилизация как исключительно технико-механическое явление противоположна культуре как царству органически жизненному. Цивилизация, обладая одними и теми же признаками во всех культурах, есть выражение отмирания целого как организма. Цивилизация - это неизбежная эпоха гибели культуры, и в эту стадию развития вступила современная Шпенглеру Европа так же, как когда-то готовился к гибели Рим.
- Культурология Методические рекомендации к курсу «Культурология»
- Раздел 1. Теория культуры
- Тема 1. Введение. Понятие «культура»
- Тема 2. Становление культурологии как науки
- Тема 3. Элементы культуры
- Тема 4. Историческая типология культур
- Тема 5. Культурное наследие, его сохранение
- Раздел 2. История культуры
- Тема 6. Первобытная культура
- Тема 7. Древнейшие мировые культуры
- Тема 8. Культура Дальнего Востока
- Тема 9. Мусульманская культура: ее возникновение
- Тема 10. Истоки европейской культуры
- Тема 11. Средневековая культура Европы
- Тема 12. Западноевропейская культура
- Тема 13. Западноевропейская культура эпохи Просвещения
- Тема 14. Развитие русской культуры:
- Тема 15. Культура России Нового времени
- Тема 16. Феномены культуры хх века
- Библиографический список к разделу 2 Обязательная литература
- Раздел 3. Культура менеджеров
- Тема 17. Профессиональная деятельность и
- Тема 18. Эстетическая культура и ее место в
- Тема 19. Культура руководителя и подчиненного. Деловая культура в менеджменте
- Библиографический список к разделу 3
- Планы и методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям
- Вопросы для подготовки к экзамену по культурологии
- Структурно-логические схемы основных тем, изучающихся в курсе «культурология»
- Раздел 1. Теория культуры
- Тема 1. Введение. Понятие «культура»
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- Тема 2. Становление культурологии как науки
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3. Игровой подход (с. Лем, й. Хейзинга, х. Ортега-и-Гассет)
- Тема 3. Элементы культуры
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- Тема 4. Историческая типология культур
- 3 Вопрос
- Раздел 2. История культуры
- Тема 6. Первобытная культура
- Тема 8. Культура Дальнего Востока
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- Тема 9. Мусульманская культура:
- 3 Вопрос
- Тема 10. Истоки европейской культуры
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- Тема 11. Средневековая культура Европы
- Тема 12. Западноевропейская культура эпохи Воз рождения и Реформации
- Тема 13. Западноевропейская культура эпохи Просвещения
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- Тема 14. Развитие русской культуры:
- 1 Вопрос
- 2. Вера в богов земли
- 3. Вера в небесных богов
- 2 Вопрос
- Тема 15. Культура России Нового времени
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос
- Тема 16. Феномены культуры хх век
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос
- Тема 17. Профессиональная деятельность и
- Тема 18. Эстетическая культура и ее место в
- Тема 19. Культура руководителя и подчиненного. Деловая культура в менеджменте
- Сочетаемость галстука и рубашки
- Как завязать галстук
- Культура руководителя (совещания и планерки)
- Этикет руководителя при проведении совещаний и планерок
- При подготовке к совещанию необходимо:
- Правила подготовки совещаний:
- Правила эффективного совещания
- Правила проведения планерки
- Внешний вид руководителя
- Женщина на посту руководителя
- В чем заключается специфика отношений мужчины и женщины в деловой сфере?
- Взаимодействие со средствами массовой информации
- Знакомство и представление
- Ведение беседы
- Визитная карточка
- Использование визитных карточек
- Титулы и звания
- Приветствие знакомого или незнакомца
- Деловое общение «руководитель – подчиненный» («сверху-вниз») – субординация
- Распоряжение
- Наказание
- Тактика ведения разговора руководителя с подчиненным
- Поощрение
- Увольнение
- Обращение и его виды
- Общение с подчиненным
- Совещание с подчиненными
- Границы лояльности
- Чувство дистанции
- 10.3 Деловое общение «снизу-вверх» – субординация
- Этикет в отношениях подчиненного к начальнику
- Нужно ли вставать, когда входит руководитель?
- Как входить в здание и выходить из него
- Вверх и вниз по лестнице
- Чужое место
- Поездка в командировку
- Как давать прикурить
- Место и время для курения
- Последствия курения
- Подарок, правила гостевого этикета
- Деньги в подарок
- Цветы в подарок
- Вручение подарка
- Ритуальный этикет
- Культура телефонного разговора
- Правила делового телефонного разговора
- Правила пользования сотовым телефоном в деловой и иной обстановке
- Когда не следует пользоваться телефоном
- Телефонное хулиганство
- Телефонный разговор с грубияном
- Телефонный звонок. Неудобные ситуации
- Правила пользования диктофоном
- Телефакс – правила ведения переписки
- Запись разговора на автоответчик
- Этикет государственного и муниципального служащего в Интернете, этикет в компьютерных сетях
- Электронная почта, правила делового и служебного этикета
- Правила пользования электронной почтой
- Правила поведения в чате
- Этикет в локальных компьютерных сетях
- Тест на эрудицию