logo
КУЛЬТУРОЛОГИЯ УМП для менеджеров

Тема 17. Профессиональная деятельность и

культура МЕНЕДЖЕРОВ

Категории культуры в менеджменте

Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Категории меняют свою иерархию в зависимости от изучаемой сферы.

Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это отражается категориями «добро и зло». Но в практику государственной и муниципальной службы эти нормы воплощаются только через поведение конкретного человека, после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание, – это отражается категориями честь, достоинство и совесть. Личные поступки государственного и муниципального служащего описываются категориями долг и ответственность.

Добро и зло – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло – это вред. Добро и зло конкретно историчны.

Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания.

Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную функцию, она сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Эта функция совести людьми давно понята, и в индивидуальном сознании выработались механизмы нейтрализации совести. Природа совести такова, что она может неоднократно возвращаться и тревожить нас годы спустя после совершения деяния.

Достоинство – собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Содержательное понимание своего достоинства накапливается постепенно, по мере осознания человеком того, что он несёт в себе, под своим «я».

Честь – это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства. Честь устанавливает даже более узкие границы, чем право.

Долг – социальный заказ от общества к служащему, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного социально-исторического периода. С этими ожиданиями человек знакомится всю свою жизнь, но пока человек не выполняет свой долг – его представления иллюзорны. Полностью служащий осознает свой долг во время прямого столкновения с конкретной служебной или деловой ситуацией.

Ответственность – усваивая представления о долге, служащий проводит селекцию требований, признает какие – то ожидания верными, а какие-то отвергает. Ответственность – это та часть требований долга, которую служащий принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность.

Культурные ценности в деятельности менеджера

Общие принципы (ценности): приоритет общественного блага, честность, беспристрастность, ответственность, уважительность, отзывчивость, открытость, инициативность, эффективность, результативность:

Приоритет общественного блага является первостепенным гражданским демократическим принципов культуры менеджера. Личные, эгоистические побуждения уступают здесь место всеобщим интересам, благам и чаяниям.

Честь – не только нравственная, но и историческая категория. Честь имеет и правовое основание, выражая публичный статус менеджера.

Первостепенное значение для менеджера имеет гражданская честь. Она обязывает его радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относиться к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботиться о стариках и детях, помогать слабо защищенным слоям граждан.

Честность и бескорыстие являются обязательными правилами поведения для менеджера.

Беспристрастность менеджера отграничивает его от искушения необъективности, возобладания личных симпатий и антипатий, подсознательных субъективных устремлений.

Ответственность как аксиологический (ценностный) принцип позволяет выполнять профессиональные обязанности своевременно, эффективно и добросовестно.

Принцип уважения является имманентным условием всей деятельности менеджера. Также данный принцип воплощается в соблюдении субординации.

Отзывчивость службе раскрывает сущностный момент социального гуманизма, т.е. неравнодушного отношения менеджера к проблемам, радости, ожиданиям клиентов и партнеров, отношение к коллегам по работе и к гражданам – основа любой культрно-этической нормы.

Инициативность определяется деятельностным подходом. Активная деятельность, активная гражданская и профессиональная позиция менеджера в процессе принятия и реализации управленческих решений – суть принципа инициативности.

Эффективность воплощается в положительном реализованном управленческом решении, в результате, позволившем добиться желаемого наиболее экономически и организационно выгодными средствами. Эффективность может выражаться как в количественных, так и качественных показателях.

Результативность есть принцип нацеленности на конкретный результат, на умение четко поставить главную цель, сформировать дерево целей и достичь результата с наибольшим эффектом.