Тема 19. Культура руководителя и подчиненного. Деловая культура в менеджменте
Культура речи менеджера
Вербальное поведение играет важную роль в процессе общения, придает речи эмоционально-личностную окраску. Оно включает в себя интонацию, темп речи, сочетание силы и тембра голоса, ключевые фразы. Так обычный комплимент, как бы это ни казалось на первый взгляд парадоксальным, может выглядеть как оскорбление, двусмысленный намек, и как выражение нежности или признание в любви. Интонация должна быть спокойная, доброжелательная, уверенная, с понижением голоса к концу предложения. Очень важно исключить вопросительный оттенок в конце фразы.
Темп речи должен быть умеренным, но не заторможенным. Слова и фразы не сливаются, но и «рубить» их искусственно не следует. Это создает впечатление «напора» и вызывает желание возражать или оспаривать сказанное вами. Ускоренный темп речи обусловливает ощущение формального отношения к собеседнику (собеседникам).
Сила и тембр голоса придают значительность и вес фразе, особенно заключительной.
Ключевые фразы направлены на привлечение внимания собеседников к сути вашего высказывания. Это ключ к тому, чтобы вас поняли именно так, как вы хотите. Например: заботливый руководитель вербально (словесно) обозначает свою заботу такими фразами: «Мне близка ваша боль», «Я знаю о ваших проблемах», «Ваша просьба меня не оставила равнодушным» и т. д. Работа над ключевыми фразами должна идти постоянно. Перед выступлением, совещанием, переговорами выделите в тексте ключевые фразы. Если у Вас нет текста выступления, заготовьте шпаргалку с ключевыми фразами и держите ее перед глазами. Со временем необходимость в таких шпаргалках отпадет, но это приучит вас использовать ключевые фразы.
Недопустимо употребление грубых выражений, вульгарных слов, бравирования жаргонами.
Без надобности не употреблять пространные слова или узко научные термины, если собеседник наверняка не поймет их.
Необходимо избегать слов, не несущих смысловой нагрузки, так называемых слов-паразитов: «значит», «так сказать», «понимаешь», «вот» и т.д.; они засоряют речь, мешают ее воспринимать.
Общение с людьми предполагает не только возможность высказаться, но и обязанность выслушать собеседника, вникнуть в его мысли и чувства, понять их. Умение выслушать собеседника – непременное условие беседы. Если есть необходимость вставить в разговор что-нибудь существенное, тактично спрашивается разрешение, например: «Разрешите мне добавить...» или «Извините, что перебиваю, но я бы хотел добавить...» и т. д.
Участвуя в разговоре, надо быть внимательным. Если в разговоре участвуют два человека, надо уметь слушать и молчать. Не следует начинать горячий спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим. В общей беседе никогда нельзя переходить на личности и говорить колкости.
Следует избегать споров со старшими. Даже когда старший действительно не прав и не представилось возможным в спокойной беседе убедить его в своей правоте, правильнее прекратить спор и перевести разговор на другую тему.
Старшие должны давать возможность высказаться молодым.
Не следует говорить с собеседником поучительным тоном, невежливо поправлять рассказчика грубыми фразами. В процессе беседы с другими не следует заниматься посторонними делами. В компании нетактично шептаться, это воспринимается как оскорбление. Если есть необходимость сказать кому-либо что-то важное, целесообразно незаметно уединиться.
Если к говорящим присоединяется новый собеседник, ему сообщают в нескольких словах содержание разговора, чтобы он мог принять в нем участие. В присутствии третьего лица, которого не хотят посвящать в разговор, не нужно употреблять таинственных и двусмысленных выражений – лучше переменить тему.
Во время разговора нетактично проявлять любопытство. Настойчиво пытаться проникнуть в чужую интимную жизнь невежливо и бестактно.
Нетактично спрашивать о возрасте женщин.
При контакте с людьми не следует иронически улыбаться, бросать в чей-либо адрес многозначительные взгляды, двусмысленные реплики.
Слова приветствия
Приветствие сопровождается словами – «здравствуйте» или, в зависимости от времени суток, – «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер». Далее следует имя (или фамилия, титул) человека, которого вы приветствуете, например: «Здравствуйте, Иван Иванович» или «Добрый день, господин профессор». При менее официальном приветствии обращение опускается.
Слова приветствия произносятся четко, не слишком быстро, но и не медленно. При этом говорящий смотрит прямо. Неприлично при приветствии отводить взгляд в сторону, рассматривать помещение или других гостей. Слова приветствия, как правило, сопровождаются улыбкой. Тон должен быть обязательно доброжелательным. Бывает, что вы не заметили человека и не поприветствовали его. Если такое произошло, то, узнав об этом, следует извиниться.
Прощание
Затянувшееся прощание одинаково неудобно для всех – и для уходящего, и для остающегося. По истечении отведенного для беседы или мероприятия времени следует уйти, кратко попрощавшись. Бывает так, что в знак уважения к гостям хозяин провожает их до выхода. Следует избегать искушения превратить этот жест внимания в продолжение переговоров.
Прощаясь, можно договориться о новой встрече, передать деловой сувенир.
Согласно этикету, уходящий должен попрощаться, причем первыми «до свидания» говорят: старший – младшему, дама – мужчине, начальник – подчиненному, гость – хозяину и всем присутствующим.
Расставаясь с иностранными гостями, постарайтесь пожать им руки, сказать слово благодарности переводчику. Если делегации большие, то прощаются главы делегаций, ограничиваясь вежливым легким поклоном остальным членам делегации.
Иностранные слова и их употребление, профессиональный жаргон
Иностранные слова и профессиональный жаргон все шире входят в обиход, в том числе и в служебном общении. В целом это можно рассматривать как нормальный процесс развития языка. В то же время важно следить за тем, чтобы использование таких слов и выражений не осложнило ваших отношений с окружающими, и, конечно, не обидело их. Чрезмерное использование профессионального жаргона или иноязычных выражений может создать неверное впечатление, будто вы стремитесь унизить собеседника, показав его некомпетентность.
Старайтесь использовать литературный язык. Иностранные слова или профессиональный жаргон можно употреблять только в тех случаях, когда вы уверены в том, что собеседник понимает вас. Если такой уверенности нет, но употребление иностранных слов или жаргона все-таки необходимо (например, при дословном цитировании), то следует сопроводить свои слова переводом или разъяснением смысла сказанного.
С особой осторожностью следует подходить к использованию иностранных языков или жаргона при разговоре втроем или с большим количеством собеседников. Старайтесь выбрать понятный всем язык и манеру разговора. Если это невозможно, то перед тем, как продолжить двусторонний разговор на иностранном языке, следует попросить извинения у третьего участника разговора, а затем, коротко пересказать ему суть сказанного на другом языке.
Извинение
Просить извинения – это не всегда значит признавать себя виноватым. Например, когда вы выходите из лифта, а впереди вас стоят люди, вы обычно говорите, обращаясь к человеку: «Извините». В описанной ситуации это не извинение в полном смысле этого слова. Это вежливое обращение. Извиняться надо чаще – это своеобразная культура общения.
В разных странах культура общения разнообразна. Например, в Великобритании, если вы случайно задели кого-то в толпе, извиняются оба участника происшедшего.
Культура общения подразделяется на две категории: культура внешняя и культура внутренняя. Внутренняя культура воспитывается в человеке с детства. Чтобы заслужить восхищение и уважение людей, необходимо не только иметь выдающиеся достоинства, честь, благородство, образованность, таланты, но и хорошие манеры. Общаться с людьми вежливыми и культурными легко и приятно. Необходимо не только уметь быть вежливым, но делать это непринужденно.
При извинении не стоит трогать за руку человека, перед которым вы извиняетесь. Это не принято. Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, приведшего к обиде или оскорблению. Искреннего извинения вполне достаточно. Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.
Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия – это и будет его ответом на ваше извинение. Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину. Ведь некоторым людям очень тяжело извиняться. Быстрота реакции на ваше извинение зависит от характера человека и от серьезности обиды.
Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите – «извиняюсь».
Комплименты
Комплименты любят все. Использование их поможет приобрести вам много добрых друзей, успех и уважение. Но фальшивый, «дежурный», вынужденный комплимент может лишь обидеть собеседника, закрепить у него трудно преодолимое впоследствии мнение о вас как о человеке двуличном и ненадежном.
Основное правило – его максимальная искренность. Будьте максимально дружественны и естественны. Недопустимо сделать один и тот же комплимент двум рядом стоящим людям.
Делая комплименты, соблюдайте чувство меры и такт. Принимая комплимент в свой адрес, кратко поблагодарите и дайте понять, что это вам приятно. Постарайтесь ответить добрыми словами, в то же время и не навязываясь на дальнейшую похвалу. Особую роль играют комплименты в официальной переписке. В ряде случаев, например, в дипломатической переписке обязательным считается наличие устоявшихся комплиментов в начале и в конце официального письма. Отсутствие какого-либо из этих обязательных атрибутов может быть воспринято как намеренное оскорбление.
Изменение ответа с положительного на отрицательный
Если вы приняли приглашение, а затем по каким-либо причинам решили отказаться от него, то в любом случае следует тут же сообщить о ваших намерениях устроителям приема. Если вы под веским предлогом ответили отказом, то уже не должны принимать другое приглашение, более интересное для вас. Всегда есть вероятность встретить на другом приеме знакомых, которые уверены, что вы больны или в отъезде, или заняты на работе.
Если вы не хотите идти на какой-то конкретный прием, то фраза «К сожалению, 13-го мы будем заняты» дает возможность принять любое другое предложение. Если вас пригласили на прием, а вы не смогли прийти, то вам следует организовать ответное мероприятие. С точки зрения этикета, важно именно намерение пригласивших видеть вас, и поэтому вы должны ответить приглашением.
Крылатые слова, шутки, анекдоты как часть
неформального общения в служебном этикете
К месту сказанная шутка, анекдот, крылатое слово способны украсить вашу речь, сделать ее выразительной, помочь вам донести свою мысль до окружающих.
Особую роль в этих случаях играет чувство такта, меры и ваша интуиция, оценка характера и настроения собеседника. Четких правил здесь не существует, хотя к ним можно отнести некоторые «запреты». Так, недопустимы шутки злые, обидные, унижающие достоинство не только собеседников, но и других людей. Нельзя шутить над беспомощностью, инвалидностью или болезнью. Как правило, неуместны шутки и анекдоты с использованием нецензурных и грубых выражений и слов, основанных на высмеивании половых, национальных или культурных особенностей.
Услышав неуместную шутку, проигнорируйте ее, а при продолжении такого разговора постарайтесь сменить тему или прервать разговор. Если это не удается – найдите возможность дать понять собеседнику неуместность разговора на эту тему.
В остальном же реакция на хорошую шутку или забавный анекдот вполне однозначна – улыбка, искренний смех, которые являются лучшей наградой рассказчику.
Имидж менеджера. Невербальное поведение
К невербальному поведению относятся взгляд, улыбка, мимика, жесты, поза, движения тела.
Для формирования привлекательного имиджа необходим доброжелательный, открытый, прямой взгляд на собеседника или в аудиторию. Необходимо учитывать, что взгляд «глаза в глаза» более половины времени беседы может расцениваться как агрессия; чем ближе находится собеседник, тем меньше нужно смотреть ему прямо в глаза, чтобы не вызвать у него неприятного чувства; пристальный взгляд в ситуациях соперничества может быть понят как выражение враждебности.
Совершенно справедливо утверждение в детской песне о том, что «дружба начинается с улыбки». Это действительно кратчайший путь к установлению доверительного контакта. Спокойные, открытые жесты рук, обращенные к собеседникам, демонстрируют готовность к взвешенному диалогу, совещательную позицию. Никогда не прячьте руки в карманы, за спиной, под стол это вызывает у собеседника ощущение вашей скрытой недоброжелательности.
Не потирайте руки, не вертите в руках ручку, карандаш и т.д., не поправляйте во время беседы одежду, волосы, бумаги на столе – все это свидетельствует о вашей неуверенности, неготовности или даже боязни разговора.
Не менее важны положение и движения головы, движения тела, положение ног, походка (так называемый пластический рисунок). Пластический рисунок бизнесмена, политика должен отражать чувство «хозяина положения»:
положение головы прямое, подбородок параллелен полу, движения головой в горизонтальной плоскости;
спина прямая, плечи расправлены;
ноги в положении стоя слегка расставлены так, чтобы между ними проходила ваша ступня;
при посадке колени смотрят в стороны, раздвинуты нешироко;
походка прямая, свободная, слегка расслабленная.
Старайтесь, чтобы ваше невербальное поведение было естественным и убедительным.
Классификации жестов
Бывают различными с точки зрения функции жестов, их ситуативной обусловленности, соотнесенности с речью, эмоциональной тональности и других принципов.
Выделяются следующие тональности общения:
возвышенная;
нейтральная;
нейтрально-обиходная;
фамильярная;
вульгарная.
Возвышенная тональность характеризуется торжественностью и аффективностью (высокой эмоциональностью); к ней относят жесты, которые описываются в пособиях по ораторскому искусству и ритуальные жесты наподобие возложения руки на Конституцию во время принесения присяги.
Нейтральной тональностью характеризуются жесты регулировщиков уличного движения или строителей, которые полностью лишены эмоциональности и несут ясное и недвусмысленное сообщение.
Жесты с нейтрально-обиходной тональностью применяются обычно для установления контакта: это, например, жест остановки машины или жест готовности отвечать у школьника.
Большинство жестов, используемых в непринужденной обстановке, имеют фамильярную тональность, как, например, похлопывание собеседника по плечу или по спине.
Несанкционированные обществом жесты относят к вульгарной тональности; они воспринимаются как грубость и не допускаются в приличном обществе.
Для того чтобы правильно «прочитать» тот или иной жест, нужно соотнести его с определенной тональностью общения. При этом следует учитывать, что один и тот же жест может использоваться в ситуациях разной тональности и приобретает при этом разные значения. Так, например, рука, вытянутая вперед ладонью вверх, в ораторской речи обозначает приглашение, а в известной бытовой ситуации – просьбу о милостыни.
Значение жеста во многом зависит от его конкретной «редакции» и ситуативного окружения. Например, указательный жест ладонью считается вежливым и даже приобретает оттенок учтивости, если он сопровождается легким поклоном и улыбкой. Однако тот же жест вытянутым указательным пальцем, да еще без наклона головы или иных смягчающих жестов, имеет грубый и даже несколько оскорбительный характер. Вообще в повседневном общении жесты редко используются сами по себе; как правило, они все-таки сочетаются с подходящими словесными формулами. Необходимо помнить, что жест приглашения или указания, лишенный словесного сопровождения, воспринимается как гораздо более императивный, чем тот же жест, дублируемый вежливым приглашением.
Самое важное в общении – соблюдать меру в жестикуляции и пользоваться именно теми средствами, которые допустимы в данной конкретной ситуации, в общении с данным конкретным человеком. Взрослый может похлопать по плечу ребенка, погладить его по голове или взять за подбородок, однако если ребенок проделает что-нибудь подобное со взрослым, то это будет, конечно, возмутительным нарушением этикета.
Личное пространство
Каждому из менеджеров доводилось сталкиваться с пренеприятной манерой посторонних людей приближаться к вам слишком близко, дышать и говорить прямо в лицо, «тыкать» в нос какими-нибудь бумагами или предметами, желая привлечь к ним внимание, а также дергать вас за рукав, теребить за пуговицу, трогать за руки или за плечи. Это вызывает негативную реакцию прежде всего потому, что тем самым посторонний беззастенчиво вторгается в ваше личное пространство. Кроме того, человеку не слишком приятно, когда его разглядывают вплотную.
Следует помнить, что расстояние, на которое вы имеете право приблизиться к своему собеседнику, зависит от степени интимности ваших отношений. Друзья могут обняться при встрече, но служащие держатся друг от друга на расстоянии двух вытянутых рук.
Любой из партнеров по коммуникации должен чувствовать себя свободным и иметь возможность прервать общение в тот момент, когда он сочтет нужным. Поэтому не стоит «запирать» собеседника в углу или у дверей, а также опираться на мебель, загораживая ему выход.
Когда вы находитесь в комнате или небольшом зале и одновременно общаетесь с несколькими людьми (например, перед или после собрания, совещания, или на торжественном приеме), старайтесь держаться так, чтобы не оказаться спиной к тем людям, с которыми вы разговариваете.
Улыбка
Улыбка – обязательный атрибут приветствия и любого общения у европейцев и американцев. Природная российская неулыбчивость воспринимается на Западе либо как следствие плохого воспитания, либо как свидетельство недоброжелательного отношения к партнеру. Улыбайтесь чаще и больше – это одно из основных правил, которые следует усвоить, пересекая границу с Востока на Запад.
Американец привык улыбаться широко, чтобы были видны зубы, а от глаз шли лучики-морщинки. Поэтому постоянная, застывшая улыбка японца кажется американцу неестественной, неуместной и неискренней. Между тем в Японии принято улыбаться в любой ситуации, даже тогда, когда человек попал в беду и переживает горе. Согласно японскому этикету, человек не должен мешать окружающим, проявляя свои личные чувства.
Китайцы при беседе тоже улыбаются вне зависимости от того, о чем идет речь. Их улыбка является выражением согласия и приветствия, а не чувства радости и взаимной приязни, как это принято у европейцев.
Поза
Поза, при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т.п. Если ваш собеседник сидит почти неподвижно, в темных очках, да еще прикрывает записи руками, вы чувствуете себя крайне неуютно. Поэтому при деловых встречах не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, зажатые в кулаки или сцепленные пальцы. Избегайте надевать очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве. Не видя глаз собеседника, партнер может чувствовать себя неловко, поскольку значительная доля информации оказывается ему недоступной. В результате будет нарушена общая атмосфера общения.
В позе отражается субординация участников беседы. Причем, именно психологическая субординация – стремление доминировать или напротив, подчиняться, а это может не совпадать со статусом. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство. Например, один присел на краешек стула, положив руки на колени, другой развалился, небрежно положив ногу на ногу. Взаимоотношения этих людей очевидны, даже если не слышно, о чем идет речь: первый – подчинен второму (при этом неважно формальное соотношение занимаемых ими должностей).
О стремлении к доминированию свидетельствуют также и такие позы, как: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены; одна рука на бедре, другая опирается о косяк двери или стенку; голова чуть приподнята, руки перекрещены у талии. Напротив, при желании подчеркнуть согласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов. Так, если один из партнеров при дружеской беседе сидит, подперев голову рукой, другой почти автоматически делает то же, как бы сообщая тем самым «я такой же, как ты». Незнакомые люди стараются избегать копирования поз друг друга. И, наоборот, если собеседники хотят установить дружеские, непринужденные отношения, они повторяют движения друг друга. Однако важно, чтобы оба собеседника стремились к неформальной, дружеской атмосфере. В противном случае копирование позы может вызвать крайне негативную реакцию.
В манере садиться, в занимаемой при сидении позе отчетливо проявляется культура человека. Мужчинам не следует обрушиваться всей своей массой на стул или кресло, а женщинам – не стараться примоститься на самом краешке. Не нужно обвивать ноги вокруг ножек, а руки – вокруг подлокотников. Существует немало поз сидения, противоречащих правилам хорошего тона. Самой неприглядной из них считается поза, когда колени широко расставлены, а ступни ног повернуты носками внутрь. Особенно неприемлемой она является для женщин. Не в каждом обществе принято класть ногу на ногу, но сидящие женщины вполне могут скрещивать ноги у щиколоток. Скрещивание ног или рук психологи рассматривают как замыкание личного пространства, стремление отгородиться от собеседника. Вставая, не следует резко двигать стулом и сразу же поворачиваться спиной к обществу.
Положение рук
Положение рук, во многом определяет общий облик человека, поэтому старайтесь избегать того, чтобы сильно и нескоординированно размахивать руками во время ходьбы, суетливо поправлять что-нибудь в своей одежде или прическе, тем самым выдавая свою неуверенность, часто задирать рукав, чтобы посмотреть на часы, доставать ручку, записную книжку или носовой платок. Не следует также сидеть, подперев кулаком голову, облокотившись локтями о колени или о стол или положив ладони на расставленные колени и сгорбившись над ними. Женщинам же стоит помнить о том, что их явно не украшают руки, скрещенные на груди. Во время еды или курения некоторые люди нарочито отставляют в сторону мизинец, что, по их мнению, должно демонстрировать их особую утонченность, однако со стороны такой жест выглядит некрасиво: у женщин он кажется манерным, а у мужчин даже вульгарным.
Жестикуляция
Так сложилось, что открытая ладонь у самых разных народов мира символизирует дружелюбие, искренность и отсутствие агрессивных намерений. Когда один человек убеждает в чем-нибудь другого, он инстинктивно держит ладони открытыми, разворачивает их в сторону собеседника или протягивает к нему, то есть демонстрирует честность и незащищенность. И, наоборот, человек, который желает ввести вас в заблуждение, бессознательно закрывает ладони, сжимает руки, теребит их, прячет под стол, в карманы или за спину.
Помимо рукопожатия, существует еще несколько жестов, осуществляемых руками и выражающих дружелюбие. Так, мужчина поднимает над головой обе руки и пожимает их; этот жест обозначает общий привет и используется в ситуации расставания, когда один человек прощается с несколькими людьми. Другой пример: мужчины хлопают друга друга ладонью о ладонь; при этом ладони могут располагаться как вертикально, так и горизонтально; так спортсмены поздравляют друг друга с забитым голом или шайбой, друзья – с удачной шуткой, а деловые партнеры – с верно принятым решением.
Помахать рукой – всем известный жест, который обозначает прощание и применяется в том случае, когда партнер уже находится на достаточном расстоянии. Жест приглашения – человек опускает руку, слегка отводит в сторону и разворачивает ладонью кверху, причем так, чтобы пальцы были сомкнуты; тем самым человек либо приглашает партнера войти, либо указывает на место, которое тот может занять, либо предлагает угощение или напитки. Однако такой жест не может быть «немым»; он обязательно сопровождается произнесением формулы: «Заходите, пожалуйста», «Угощайтесь, пожалуйста» и тому подобных.
Кроме того, известно немало вульгарных и невежливых жестов. Чаще всего приходится сталкиваться с тем, что ваш не слишком хорошо воспитанный собеседник в общении с вами указывает на что-нибудь пальцем. В традиционной культуре разных народов этому жесту приписывалось магическое значение; полагали, что он может накликать беду на тот предмет, на который направлен палец. В современной же культуре это просто считается крайне неприличным. Если вам надо привлечь внимание собеседника к чему-нибудь, находящемуся недалеко от вас, лучше обозначьте этот предмет взглядом или поворотом головы и опишите его словами.
Многие жесты пальцами – «грозить пальцем», «подзывать пальцем» и некоторые другие – допустимы исключительно в общении с маленькими детьми, поскольку те еще недостаточно хорошо владеют речью. Использование этих жестов по отношению к взрослым вульгарно и недопустимо.
Жесты у разных народов
Хорошо известно, что интенсивность жестикуляции у представителей восточных и южных народов значительно выше, чем у народов Северной и Восточной Европы. Так, например, в речевом поведении арабов жесты, мимика и звуковысотные характеристики голоса задействованы в гораздо большей степени, чем у русских.
У многих народов Европы, а также американцев и канадцев, предки которых вышли из Старого Света, жесты и мимика имеют много общего. И поэтому даже при слабом знании языка человек в чужой стране может легко объясниться с помощью жестов. Иначе ситуация складывается подчас при общении людей, принадлежащих к культурам, которые на протяжении своей истории мало соприкасались друг с другом. Так, например, у русских вращательное движение указательным пальцем на уровне пояса имеет значение «закругляйся, хватит болтать»; египтянин же может понять его, наоборот, как призыв продолжить разговор, так как вращательное движение указательным пальцем перед ртом в Египте означает «говори дальше». Жест отрицания поворотом головы направо и налево имеет почти всеобщее распространение и, по мнению некоторых ученых, обусловлен физиологически (поскольку именно так младенец отказывается от материнской груди, если он не хочет есть); вместе с тем, например у греков и болгар, отрицание выражается совершенно по-другому, что вызывает естественные трудности при общении с ними: вместо того, чтобы поворачивать голову направо и налево, они резко поднимают ее вверх.
Согласно европейскому этикету умение контролировать свою жестикуляцию, мимику, интонацию и громкость голоса является показателем хорошего воспитания. Повышенная жестикуляция и более выразительная мимика допустимы и естественны в ситуациях особого эмоционального подъема и переживания. Неприятной для вас может оказаться привычка вашего собеседника крутить что-то в руках, стучать пальцами по столу, потягиваться, почесываться или ерзать на стуле. Незанятые руки во время разговора нужно держать спокойно. Если вы сидите за столом, то считается крайне неприличным держать руки под столом, а если разговор происходит стоя, не забудьте вынуть руки из карманов, не закладывайте их за спину или за ремень.
Хотелось бы также предостеречь иностранцев, приезжающих в Корею, Китай, Японию от использования жестов: у жителей данных стран жесты имеют иное значение, чем у европейцев, и могут быть восприняты неправильно.
Рукопожатие
Люди обмениваются рукопожатиями, когда здороваются или знакомятся друг с другом, мирятся после размолвки или заключают какое-либо соглашение, выражают благодарность или прощаются, поздравляют друг друга или выражают соболезнование. Рукопожатие характерно по преимуществу для повседневного общения мужчин, а женщины пользуются им в основном в ситуации знакомства. При этом женское рукопожатие значительно отличается от мужского: женщины не сжимают руки друг другу и не трясут их, а только прикасаются друг к другу пальцами, а не всей ладонью.
Положено, чтобы женщина первая подавала руку мужчине, старший – младшему, а начальник – подчиненному. В принципе рукопожатие может и вообще не состояться, поэтому его инициатива всегда исходит от того, кто считается более высоким в престижном отношении, чем его собеседник. Исключения возможны в тех случаях, когда взаимная субординация людей определяется не по одному параметру, а по нескольким различным признакам: лучше, если пожилой человек первым подаст руку молоденькой девушке, а женщина-подчиненная – своему начальнику-мужчине.
Совершенно недопустимо, чтобы протянутая для пожатия рука осталась висеть в воздухе. Не подать руки другому человеку – значит нанести ему серьезное оскорбление. Поэтому лучше ответить на рукопожатие даже в том случае, если ваш знакомый не слишком вам симпатичен.
Если несколько человек одновременно подают друг другу руки, то лучше сделать это так, чтобы их руки не перекрещивались. Принято, чтобы сначала протягивали друг другу руки женщины, а уже потом – мужчины. Не протягивают руку через стол или через порог, а также над головой сидящего между вами человека в театре, кино или во время застолья.
Подают всегда правую руку; если же она у вас в данный момент занята, то лучше извиниться и объяснить, что ситуация не позволяет вам совершить рукопожатие; только в том случае, если вам уже протянули руку для приветствия, можно, извинившись, подать в ответ левую руку. Предложить для рукопожатия запястье допустимо только в виде исключения и в самом крайнем случае.
Руку следует подавать решительно и непринужденно, без колебаний и пауз, чтобы не создалось хотя бы мимолетного впечатления, что вы вообще не хотите этого делать. Неприятные ассоциации возникают и в тех случаях, когда рука протянута небрежно или, наоборот, с излишней аффектацией. Особенно отталкивающее впечатление производит вялая рука. Если вы страдаете потливостью рук, позаботьтесь о том, чтобы незаметно для окружающих вытереть руку перед тем, как подать ее.
Чужую руку полагается немного подержать, однако не нужно ни трясти ее, ни сдавливать, ни удерживать слишком долго и настойчиво. Сердечное, дружеское рукопожатие, которое сопровождается улыбкой и прямым взглядом в глаза собеседника, покажет ему, что вы рады встрече и готовы к общению. Здороваясь с женщиной, мужчине следует слегка наклонить голову, однако этот кивок не должен переходить в поклон. Впрочем, иногда мужчина нагибается над рукой женщины, и это служит своеобразной заменой целования руки.
Обмениваясь рукопожатием, мужчины должны снимать перчатки, а вот женщине позволительно подать руку и в перчатке. Чтобы не пришлось в последний момент лихорадочно сдергивать перчатки, мужчине лучше при входе в помещение сразу снять их (как и головной убор). Так же поступают и входя в церковь.
Замечено, что деревенские жители пользуются рукопожатием чаще, чем горожане, а люди физического труда – чаще, чем интеллектуалы. То же можно сказать и об интенсивности и силе рукопожатия. Человека, приехавшего из провинции в столицу, вы легко узнаете по тому, что, войдя в комнату, он считает необходимым крепко пожать руку каждому из присутствующих – как женщинам, так и мужчинам. И, наоборот, люди, которые по роду занятий дорожат своими руками, предпочитают вообще не подавать руки, или, во всяком случае, стараются не допустить, чтобы ее сжали с силой. Помните об этом, если вам придется познакомиться с музыкантом, хирургом или художником.
Рукопожатие не должно быть слишком сильным (особенно в отношении женщины), но и не вялым. Стоит знать, что формы приветствия зависят от культурных норм и отношений людей в обществе. Не используется рукопожатие мужчины и женщины в мусульманских странах, т.к. не допускается соприкосновение лиц разного пола.
Дресс-код для менеджеров
Дресс-код – это свод правил и рекомендаций о том, как сотрудникам представительских профессий следует выглядеть в конкретных ситуациях делового общения
Дресс-код для государственных и муниципальных служащих – это неброский костюм, светлая рубашка в сочетании с галстуком спокойной расцветки и аксессуары не бросающиеся в глаза.
Самые распространенные дресс-коды:
BB (Business Best): «самый строгий и дорогой деловой костюм». Подходит для деловой встречи, делового приема.
Мужчинам: деловой костюм темно-синего цвета, можно в полоску, с ослепительно белой сорочкой с двойными манжетами и запонками, галстуком в красных тонах, с нагрудным платком. Туфли – исключительно черные.
Женщинам: серый, синий или бежевый костюм, белая блузка-сорочка, возможен галстук, телесного цвета прозрачные чулки, туфли черного цвета или цвета костюма, на каблуке 3-5 сантиметров.
Formal: «формальное мероприятие». Такой дресс-код встречается на званых ужинах в дорогих ресторанах, на корпоративном банкете, на торжествах с большим количеством гостей.
Мужчинам: смокинг или темный торжественный костюм с галстуком.
Женщинам: платье для коктейля, длинное платье.
Существует также formal для офисных работников, подразумевающий очень строгий стиль, сходный с Business Best.
A5 (After Five): «После пяти». Обычно означает, что планируется коктейль после 17.00, поэтому и одежда должна быть соответствующей – костюм, не обязательно деловой.
Мужчинам: цвета костюма любые, галстук необязателен.
Женщинам – платье для коктейля или нарядные комплекты, например, открытый топ со стразами и брюки.
A5c (After 5 casual) – непринужденный вечерний стиль. Слово casual, с которым ассоциируются джинсы и джемпер, не должно вводить в заблуждение. A5 casual – это ультрамодная одежда известных брендов.
Casual: «кэжл» – свободный стиль. Применим к пикникам, дружественным и корпоративным вечеринкам. Главное – быть опрятным, а модели одежды выбираете сами.
Универсальное требование для обоих полов – опрятный внешний вид. Недопустимы неухоженные ногти, распущенные длинные волосы, помятая, не первой свежести одежда, грязная обувь.
Деловой дресс-код для женщин
Классические правила служебного дресс-кода для женщин предусматривают брючные или юбочные костюмы с блузами или тонкими джемперами, майками. При этом костюм должен быть не ядовитого, а сдержанного цвета и более темным, чем блузка.
Не приветствуются излишне яркие, контрастные элементы.
Блузка не должна изобиловать мелкими деталями и кружевами, и в любом случае под нее должен быть надет бюстгальтер, соответствующий цвету сорочки.
На работу женщина должна приходить в колготках или чулках, и неважно, что за окном стоит тридцатиградусная жара.
Макияж должен быть сдержанным, его полное отсутствие абсолютно недопустимо, так же как и чрезмерное им увлечение.
Правила антидресс-кода для женщин. Что не следует носить на службе:
Длинные ярко накрашенные ногти. Другая крайность – неподстриженные и грязные ногти, слишком яркий макияж.
Чрезмерное увлечение ювелирными украшениями. Использование крупных серег и браслетов. Использование одновременно нескольких серег. Серьги в носу, губах и т.д.
Обувь с открытыми носками или без задника.
Летом недопустимы голые женские ноги. Обязательны чулки или колготки нейтральных цветов.
Шорты или пляжные брючки.
Потрепанный костюм с несвежей рубашкой.
Кожаная куртка. Вообще изделий из кожи следует избегать. Единственное исключение – ремешок для часов и сумка.
Сумки, украшенные логотипами, и пластиковые пакеты, набитые бумагами.
Красные портфели, сумки, туфли, галстуки, рубашки и т. д.
Деловой стиль: волосы и прически
Прическа играет важную роль в вашем внешнем облике. Волосы должны достойным образом обрамлять лицо. Они не должны доминировать в вашем облике, затенять привлекательные черты или привлекать к себе незаслуженное внимание.
Прическа должна придавать голове форму, создавая мягкий, естественный, привлекательный фон для черт лица. Учитывайте свои достоинства и недостатки, оцените, какие у вас глаза, брови, скулы, линия подбородка и длина шеи. Идеальная прическа должна создаваться в соответствии с вашими индивидуальными чертами. Многим женщинам к лицу доходящие почти до плеч волосы, частично закрывающие уши.
Волосы не должны падать на глаза, не должны затенять их. Для сохранения контакта «глаза в глаза» необходимо оставлять расстояние между волосами и глазами примерно в 6-7 миллиметров – это с учетом теней, бросаемых освещением.
Волосы должны плавно огибать щеки и подбородок. Большая копна неуправляемых волос делает внешность неконтролируемой, отделяет ее от вашей личности.
Избегайте сложных причесок, нуждающихся в фиксаторах. Обычно в таких случаях волосы выглядят как колючая проволока. Не делайте также легко деформируемых, трудно восстановимых причесок, которые распадаются при малейшем ветерке. Прическа, требующая постоянной бдительности, невыгодно привлекает внимание. Откидывание волос от глаз, перекладывание прядей и прочая суета – все это отвлекающие жесты. Сделайте простую, легко восстанавливающуюся стрижку – причем желательно, чтобы волосы при этом можно было мыть каждый день и чтобы создание прически не занимало много времени – это будет разумным решением 1.
Цвет волос. Если это возможно, избегайте ненатурального цвета волос, так как скрыть ненатуральность практически невозможно. Рано или поздно, корни волос становятся заметными и требуют новой окраски 2.
Очки
Очки – это жизненно важная составляющая часть вашей внешности, так как от них зависит контакт «глаза в глаза». Важно, чтобы люди могли видеть ваши глаза даже через очки. Барьер между зрителями и вашими глазами должен быть сведен до минимума, очки не должны привлекать к себе внимания.
Если, посмотрев на себя в зеркало, вы видите сначала очки, а потом уже глаза, с этим надо что-то делать. Подыщите не слишком массивную, не слишком блестящую оправу. Дизайн оправы должен быть прост, не должен затемнять бровей или искажать выражение лица. Очки, которые доходят до кончика носа, слишком велики для вашего лица, они имеют тенденцию перекашивать скулы. Избегайте также очков, оправа которых опускается слишком низко под глаза. Другими словами, очки не должны доминировать на лице. Ищите оправы из тонкого мягкого металла. Недопустимы объемные золотые, серебряные и другие блестящие оправы, оправы из черного пластика или из материала какого-нибудь экзотического цвета. Хорошая идея – подобрать цвет оправы под цвет волос. Или попробуйте очки, вообще не имеющие оправы на нижней части линз.
Подбирая оправу, примите во внимание форму вашего лица, форму скул, рисунок бровей и наличие растительности на вашем лице. Очки сделают ваше лицо зрительно более узким, они сглаживают острые углы. Очки должны прилегать к лицу достаточно плотно, чтобы вам не пришлось постоянно поправлять их – такой жест может отвлекать. Если вы носите очки только для чтения, будет неплохо смотреться, если вы, обращаясь к своим пометкам, наденете их, а потом, закончив читать, – снимете.
Деловой дресс-код для мужчин
Что касается мужчин, независимо от ситуации всегда будут уместны темный шерстяной костюм, светлая рубашка из хлопка, темный матовый галстук и черные туфли. Это, как говорят американцы, safe choice – беспроигрышный вариант. Это объясняется тем, что данный тип одежды очень тесно связан с психологией ее обладателя. Если мужчина надевает строгий элегантный костюм, значит, он хочет продемонстрировать уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, деловитость, успешность и другие редкие качества.
Деловой костюм
Существует ряд признаков, по которым можно назвать мужской костюм классическим. Во-первых, это материал, как правило, чистая шерсть, технология обработки которой становится все более совершенной (здесь итальянцы впереди планеты всей).
На очень качественной шерсти стоит значок Super 100's, 110's, 120's... (цифра обозначает, сколько километров нити получается из одного килограмма шерсти). Такая нить по тонкости сравнима с нейлоновой. Из нее получаются суперлегкие, очень частого плетения ткани. Они не сильно мнутся, и в них не жарко даже летом. На этикетке костюма должны быть указаны название ткани и ее производитель (Loro Piana, Cerryti, E. Thomas, Mario Zegna и другие). Во-вторых, это ограниченная цветовая гамма: серые, синие и черный цвета, ткань может быть иногда в клетку или полоску. В-третьих, это однобортный пиджак, как правило, с тремя пуговицами, но иногда бывает и с двумя. Также под определение классический подходит двубортный костюм с четырьмя рабочими и двумя декоративными пуговицами. Классический пиджак непременно должен быть с двумя шлицами, а брюки – с двумя защипами в верхней части на каждой штанине, хотя иногда допускается пиджак и с одной шлицей.
Классический костюм многофункционален – в нем можно работать в кабинете, отправиться на банкет или на пресс-конференцию... А чтобы чуть-чуть изменить свой облик, достаточно просто поменять галстук. Например, для работы, деловой встречи или официального приема рекомендуются расцветки и ткани более строгие, а в театр, ресторан и т.п. позволителен галстук ярче, даже контрастных тонов.
Конечно, при выборе стиля надо учитывать вашу комплекцию. Скажем, обтягивающий фигуру классический английский силуэт мы бы не рискнули предложить полным людям. В таком костюме они будут чувствовать себя не совсем удобно. С другой стороны, пиджак не должен выглядеть как бесформенный мешок. Отлично скроенный и хорошо подогнанный костюм сделает элегантным даже самого крупного мужчину.
Будьте внимательны при выборе цвета. Чем официальнее окружающая обстановка, тем строже должна быть цветовая гамма и незаметнее рисунок. Например, костюм в широкую полоску уместно смотрится в театре, баре и т.п., но в кабинете или на деловом совещании он будет смотреться несколько странно. Костюмы серых оттенков специалисты советуют на каждый день – они дольше «живут». Универсальным, на все случаи жизни, считается темно-синий и темно-серый цвета. А вот абсолютно черная классика теперь почти вышла из обихода.
Правила ношения костюма:
Правило 1. Никогда не надевайте одновременно костюм и спортивную обувь. Эти вещи несовместимые по своему предназначению.
Правило 2. Надев костюм, не берите сумку спортивного типа. Желательно носить бумаги и необходимые вещи в дипломате, портфеле или папке. Если же возникла необходимость, сумка должна быть однотонного цвета.
Правило 3. Если вы надели костюм, всегда надевайте галстук. Галстук к костюму необходим. Деловой костюм без галстука не носят. Исключения – пиджаки спортивного покроя, которые могут быть надеты даже на футболку. Но такие пиджаки не принадлежат к деловой одежде.
Недопустимо носить двубортные пиджаки без галстука.
Правило 4. Сорочка, надеваемая с костюмом, должна иметь длинные рукава. Считается элегантным, если манжеты сорочки видны из под рукавов пиджака примерно на 1,5 – 2 см. Лучше всего подобрать сорочку, на которой нет нагрудных карманов.
Правило 5. Не допускайте, чтобы затяжной конец галстука был на виду, выступал из-за его лицевой части.
Правило 6. Не выделяйтесь своей одеждой в рабочее время. В повседневном общении неброский костюм считается хорошим тоном.
Не носите слишком светлые костюмы. Наиболее распространенные цвета – тёмно-синий, тёмно-серый.
Не надевайте пестрые или тёмные сорочки.
Галстуки не слишком яркие и без броских узоров.
Носки тёмных расцветок.
Правило 7. Если вы не знаете, какие туфли или сорочку выбрать, то предпочтите белую сорочку и чёрные туфли.
Правило 8. В завязанном состоянии галстук должен касаться нижним концом пряжки ремня.
Правило 9. Ширина галстука должна быть соразмерной ширине лацканов пиджака.
Правило 10. Галстук должен быть светлее костюма и темнее сорочки.
Правило 11. Не допускайте несовместимости узоров, то есть два элемента костюма подряд не могут иметь узор.
Несколько простых советов:
Светлые костюмы носите днём, вечером же тёмные.
В официальной обстановке пиджак должен быть застёгнут. Полностью расстегнуть пуговицы пиджака можно во время ужина или сидя в креслах театра. Поднимаясь, необходимо застегнуть на верхнюю пуговицу.
Держите выходной костюм в полном порядке всегда. Это же относится к обуви, носкам, запонкам.
Костюм должен быть удобным.
Не всегда следуйте за модой. Лучше выглядеть не модно, но хорошо, чем модно и плохо.
Имейте при себе два носовых платка. Первый "рабочий" – находится в кармане брюк. Второй – всегда абсолютно чистый – во внутреннем кармане пиджака.
Галстук – бабочка, предназначенный для официальных торжеств или крупных праздников, надевают только к тёмным костюмам. Галстук к вечернему костюму лучше всего подбирать из натурального или искусственного шёлка.
Если галстук сшит из качественного материала, то узел развязывают, когда снимают его. Если галстук из недорогого материала, то узел можно не развязывать, а снимать галстук через голову.
Можно ли снимать пиджак на работе?
Это может сделать начальник в присутствии своих подчиненных. Допускается среди сотрудников, только если они равны между собой по чину. Подчиненный не может придти к руководителю без пиджака.
В присутствии посторонних посетителей, то есть в официальной обстановке, это запрещено.
Можно ли носить пиджак совсем расстегнутым?
Да, если соблюдены условия:
это пиджак однобортный;
под пиджаком есть жилет;
это допустимо только в неофициальной обстановке, среди своих коллег и сотрудников;
расстегнуть пуговицы пиджака можно во время завтрака, ужина, обеда или сидя в кресле.
Запрещено расстегивать пиджак в официальных или чем-либо значимых ситуациях.
Таковыми считаются:
выступление с речью (доклад, презентация);
поздравление или вручение наград и подарков;
приглашение к танцу;
знакомство, приветствие и прощание с деловым партнером.
В застегнутом пиджаке входят к знакомым, в ресторан, в кабинет на совещание, в зрительный зал театра, сидят в президиуме. Даже если под пиджаком есть жилет, расстегивать пиджак в этих случаях не следует.
Когда можно расстегивать нижнюю пуговицу?
Это допускается только на однобортном пиджаке, чтобы слегка обозначить линию талии.
Это принято только в помещении, где предполагается сидеть (что не предусмотрено в аванзале и на приемах без рассадки (фуршет, коктейль).
Как выбрать мужской деловой костюм
Мужчину, как и женщину, встречают по одежде. Психологи утверждают, что человеку требуется 30 секунд, чтобы составить общее представление о собеседнике, и пять лет, чтобы рассеять первое впечатление. И это представление на 80 % основано на том, как человек одет.
Цвет костюма как нельзя более передает информацию о вас. Костюм должен быть синего или серого цвета.
Синий – профессионал, лидер, предпочитает авторитарный стиль управления.
Серый – консерватизм, стабильность, достоинство, профессионализм.
Чем темнее цвет, тем ярче проявляются эти качества. Костюмы серых оттенков специалисты советуют на каждый день; синий считается универсальным, на все случаи жизни, а вот черный костюм следует носить только в особых случаях.
Ткань может быть однотонной, в полоску или клетку. Однако полоска и клетка должны хорошо смотреться и придавать дополнительную ценность и элегантность костюму. Не стесняйтесь приобретать и носить костюмы в полоску, которая вам подходит, ведь в жизни нужно стараться выглядеть не всегда серо и буднично.
Как выбрать?
Верный способ узнать, какой костюм вам пойдет – примерить самый дорогой из тех, которые предлагают. Просто посмотрите, как он на вас смотрится, а потом попробуйте найти что-то подобное и подходящее по цене.
Очень важно, чтобы костюм хорошо сидел в плечах. Если он морщится или тянет – решительно и бесповоротно откажитесь от покупки. При выборе костюма следует учитывать вашу комплекцию. Так, для мужчин среднего роста и нормального телосложения ограничений в выборе нет, высоким идет одежда из ворсистых тканей с клеткой. Мужчинам крупной комплекции подойдет костюм из гладкой ткани в узкую вертикальную полоску, которая к тому же визуально поможет увеличить рост. Костюмную пару или тройку старайтесь не разбивать по частям.
Выбор костюма напрямую зависит от качества последнего. Лучше и выгоднее иметь немного дорогих, но идеально подходящих вам вещей, которые прослужат долго и будут иметь хороший вид.
Теперь поговорим о сочетаниях:
Брюки и пиджак вполне могут быть разного цвета, но:
К пиджаку в клетку или полоску требуются однотонные брюки.
К брюкам в полоску или клетку одевают только однотонные пиджаки.
Цвета брюк и пиджака должны сочетаться друг с другом.
Контрастные цвета больше подходят молодым людям, нежели мужчинам старшего возраста.
Советы:
Никогда не надевайте одновременно рубашку с короткими рукавами и галстук. Рубашка должна быть светлой и состоять на 100 % из хлопка. Воротничок ее должен выглядывать из-под воротника ровно на полсантиметра, манжет из рукава – на 1,5 – 2 см.
Всегда тщательно выбирайте туфли. Они должны удачно сочетаться с костюмом.
Ремень должен соответствовать обуви по цвету.
Брюки должны прикрывать ваши носки, а носки должны быть длинными, чтобы не обнажать ноги, когда вы садитесь. Цвет носков должен соответствовать цвету брюк. Длина брюк должна быть выше линии пола на 0,5 – 1 см. При этом спереди на ботинок должен лечь один залом.
Длина галстука – до линии пояса. Правильно повязанный галстук имеет небольшую впадину в центре.
Самая нижняя пуговица на пиджаке обычно не застегивается.
В вашем нагрудном кармане не должно быть никаких ручек и кошельков.
Шлицы пиджака не должны расходиться.
Самый дорогой костюм никогда не будет смотреться идеально, если вы сами не чувствуете комфорт и удобство купленной вещи. Правильно подобранный костюм видно сразу – хотя бы по тому, как смотрится в нем его владелец. Прямая спина, идеальный и четкий силуэт, свободная походка и поведение – все это отличает отлично подходящий костюм от быстрого и непродуманного выбора.
В костюмах из качественных шерстяных тканей, так же как и в брюках, не рекомендуется ходить каждый день – после одного дня носки костюму или брюкам нужен однодневный «отдых» на вешалке. Поэтому рекомендуется иметь в наличии два-три костюма на летний и зимний сезоны.
Брюки должны быть правильно подогнаны по длине: спереди, когда стоите на месте, брюки должны, опускаясь на ботинки, образовывать небольшую складку, сзади – доходить до каблука ботинок, а при ходьбе не открывать ваших носков.
Цвет носков подбирают к брюкам и ботинкам. Носки должны быть длинными и на один тон светлее или темнее брюк. Когда Вы садитесь, длина носков должна быть достаточной, чтобы не оголялись ноги.
При подборе ботинок помните, что мокасины или любая другая обувь с декоративными элементами подходят лишь к одежде спортивного стиля. Чем наряднее костюм, тем более тонкой должна быть подошва надеваемой с ним обуви. Лучше всего выбирать элегантную обувь без украшений и со шнурками.
Длина галстука в завязанном виде должна быть чуть ниже пряжки ремня брюк.
Ремень должен сочетаться по цвету с ботинками, а пряжка – не бросаться в глаза (лучше всего выбрать не блестящую).
В темных костюмах из ткани в неширокую, неброскую продольную полоску вы будете выглядеть стройнее. Светлые цвета, крупная яркая клетка и широкая полоска полнят.
Полным мужчинам лучше не носить двубортные пиджаки с широкими плечами. Это привлекает внимание к недостаткам фигуры. Невысоким мужчинам рекомендуется отказаться от длинных пиджаков и широких лацканов, которые зрительно уменьшают рост. Лучше «добавить» себе несколько сантиметров, надев одежду со слегка завышенными талией и карманами.
Не стоит искусственно увеличивать массивность своей фигуры за счет большого узла и крупных узоров на галстуке. Вытянутый узел и мелкий узор зрительно удлиняют шею.
По этикету в общественных местах можно снять пиджак, когда на вас надет жилет, классическим является однобортная модель на шести пуговицах и с тремя кармашками. На жилеты, как и на пиджаки, распространяется правило – нижнюю пуговицу следует держать не застегнутой.
Рубашки. Само «тело» сорочки, за исключением крохотных участков между галстуком и лацканами пиджака, практически всегда скрыто. Поэтому воротник и манжеты – главные детали. Особых правил, регулирующих выбор типа воротника и манжет, нет – все определяет личный вкус. Единственное, что, по большому счету, имеет значение – размер. У правильно подобранной сорочки манжеты должны заканчиваться на границе запястья и кисти и лишь немного выступать из-под пиджака. Кроме того, зазор между шеей и воротником не должен превышать толщину одного пальца.
- Культурология Методические рекомендации к курсу «Культурология»
- Раздел 1. Теория культуры
- Тема 1. Введение. Понятие «культура»
- Тема 2. Становление культурологии как науки
- Тема 3. Элементы культуры
- Тема 4. Историческая типология культур
- Тема 5. Культурное наследие, его сохранение
- Раздел 2. История культуры
- Тема 6. Первобытная культура
- Тема 7. Древнейшие мировые культуры
- Тема 8. Культура Дальнего Востока
- Тема 9. Мусульманская культура: ее возникновение
- Тема 10. Истоки европейской культуры
- Тема 11. Средневековая культура Европы
- Тема 12. Западноевропейская культура
- Тема 13. Западноевропейская культура эпохи Просвещения
- Тема 14. Развитие русской культуры:
- Тема 15. Культура России Нового времени
- Тема 16. Феномены культуры хх века
- Библиографический список к разделу 2 Обязательная литература
- Раздел 3. Культура менеджеров
- Тема 17. Профессиональная деятельность и
- Тема 18. Эстетическая культура и ее место в
- Тема 19. Культура руководителя и подчиненного. Деловая культура в менеджменте
- Библиографический список к разделу 3
- Планы и методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям
- Вопросы для подготовки к экзамену по культурологии
- Структурно-логические схемы основных тем, изучающихся в курсе «культурология»
- Раздел 1. Теория культуры
- Тема 1. Введение. Понятие «культура»
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- Тема 2. Становление культурологии как науки
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3. Игровой подход (с. Лем, й. Хейзинга, х. Ортега-и-Гассет)
- Тема 3. Элементы культуры
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- Тема 4. Историческая типология культур
- 3 Вопрос
- Раздел 2. История культуры
- Тема 6. Первобытная культура
- Тема 8. Культура Дальнего Востока
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- Тема 9. Мусульманская культура:
- 3 Вопрос
- Тема 10. Истоки европейской культуры
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- Тема 11. Средневековая культура Европы
- Тема 12. Западноевропейская культура эпохи Воз рождения и Реформации
- Тема 13. Западноевропейская культура эпохи Просвещения
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- Тема 14. Развитие русской культуры:
- 1 Вопрос
- 2. Вера в богов земли
- 3. Вера в небесных богов
- 2 Вопрос
- Тема 15. Культура России Нового времени
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос
- Тема 16. Феномены культуры хх век
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос
- Тема 17. Профессиональная деятельность и
- Тема 18. Эстетическая культура и ее место в
- Тема 19. Культура руководителя и подчиненного. Деловая культура в менеджменте
- Сочетаемость галстука и рубашки
- Как завязать галстук
- Культура руководителя (совещания и планерки)
- Этикет руководителя при проведении совещаний и планерок
- При подготовке к совещанию необходимо:
- Правила подготовки совещаний:
- Правила эффективного совещания
- Правила проведения планерки
- Внешний вид руководителя
- Женщина на посту руководителя
- В чем заключается специфика отношений мужчины и женщины в деловой сфере?
- Взаимодействие со средствами массовой информации
- Знакомство и представление
- Ведение беседы
- Визитная карточка
- Использование визитных карточек
- Титулы и звания
- Приветствие знакомого или незнакомца
- Деловое общение «руководитель – подчиненный» («сверху-вниз») – субординация
- Распоряжение
- Наказание
- Тактика ведения разговора руководителя с подчиненным
- Поощрение
- Увольнение
- Обращение и его виды
- Общение с подчиненным
- Совещание с подчиненными
- Границы лояльности
- Чувство дистанции
- 10.3 Деловое общение «снизу-вверх» – субординация
- Этикет в отношениях подчиненного к начальнику
- Нужно ли вставать, когда входит руководитель?
- Как входить в здание и выходить из него
- Вверх и вниз по лестнице
- Чужое место
- Поездка в командировку
- Как давать прикурить
- Место и время для курения
- Последствия курения
- Подарок, правила гостевого этикета
- Деньги в подарок
- Цветы в подарок
- Вручение подарка
- Ритуальный этикет
- Культура телефонного разговора
- Правила делового телефонного разговора
- Правила пользования сотовым телефоном в деловой и иной обстановке
- Когда не следует пользоваться телефоном
- Телефонное хулиганство
- Телефонный разговор с грубияном
- Телефонный звонок. Неудобные ситуации
- Правила пользования диктофоном
- Телефакс – правила ведения переписки
- Запись разговора на автоответчик
- Этикет государственного и муниципального служащего в Интернете, этикет в компьютерных сетях
- Электронная почта, правила делового и служебного этикета
- Правила пользования электронной почтой
- Правила поведения в чате
- Этикет в локальных компьютерных сетях
- Тест на эрудицию