logo
КУЛЬТУРОЛОГИЯ УМП для менеджеров

3 Вопрос

С начала XIX в. начинается резкий перелом в культуре. Во всех направлениях искусства появляется  русская классика.

Литература – явление Пушкина. По мнению Н. Бердяева, это единственный поэт России, творивший от избытка чувств, остальные хотели переделать мир. Тенденция к формированию «учительской литературы» видна при сравнении образов типичных героев («Герой нашего времени») у писателей начала XIX века:

- у Грибоедова – Чацкий (положительный герой, живущий в среде отрицательных персонажей);

- у Пушкина – Онегин (еще положительный герой, но уже «лишний человек»);

- у Лермонтова – Печорин (был хороший человек в отрицательном окружении, хорошие качества не востребованы, следовательно, они отмирают);

- Гоголь – видит Россию как «страну рожь и харь» (положительные герои – только в прошлом (Тарас Бульба). Традиционное советское литературоведение считает Гоголя первым реалистом, но более точно определение Бердяева, видевшего в Гоголе «мрачного романтика». Гоголь стал родоначальником критического реализма в литературе (учительская литература не описывает жизнь, а учит как надо жить);

Толстой и Достоевский – высшее воплощение этого направления.

- Толстой – эпические образы, критикующие действительность, но дающие реальных людей, чётко даётся логика событий, обыкновенная картина жизни, где человек может быть счастлив;

- Достоевский – христианин, консерватор по политическим взглядам. В то же время в его творчестве показан тот «надрыв» на уровне сумасшествия,  в котором живет русское общество, особенно столичное;

- Некрасов – поэт-гражданин, творчество которого было целиком направлено против существующего строя. Это не лучшим образом отразилось на художественном уровне его произведений.

В музыке :

1. Глинка – оригинальная русская классика.

2. «Могучая кучка» - тенденции патриотизма (возвращение к традициям русского народа – Римский-Корсаков; реализм музыки – Мусоргский).

3. Романтизм Чайковского – пик русской музыки.

В живописи:

Перерождение классицизма: от парадных портретов в направлении сентиментализма и романтизма (Брюсов – романтические произведения на историческую тему). От пасторали (идеализированного изображения деревенской жизни) - к бытовому стилю (Федоров «Завтрак аристократа»), а через него – к критическому реализму в живописи.

Передвижники – отражают отрицательные стороны жизни. Своеобразная «учительская живопись». Поскольку нельзя творить без стремления к прекрасному, оно ищется не в обществе, а в природе – расцветает  пейзажная живопись.