logo search
Etika_biznesa_i_delovogo_obshenia_Ye_V_Andrienk

8.3.Правила поведения оратора.

В.О. Ключевский писал: «Сидящих в зале слушателей можно сравнить лишь с голодными гостями, уставившимися на вас». Помня об этом, следует уже на походке к трибуне держаться уверенно, производить хорошее впечатление. Психологи утверждают: большинство слушателей в течение первых минут выступления уделяют оратору все свое внимание. Они внимательно присматриваются к нему: как он идет, как начинает говорить, как ведет себя за трибуной.

Кроме демонстрации жестов уверенности, необходимо установить со слушателями контакт глаз, демонстрировать уверенный, прямой взгляд. Социологи установили, что если оратор только 2 – 3 раза украдкой посмотрит на присутствующих, его рейтинг значительно снизиться. То же самое происходит, если говорящий смотрит поверх головы сидящего в последнем ряду или непродолжительное время смотрит в окно. Во всех этих случаях аудитория не доверяет оратору, решает, что выступающий неискренен или неуверен.

Необходимо обращать свой взгляд сразу же на нескольких слушателей, желательно в разных концах аудитории, охватывая как бы сразу всех и никого при этом не оставляя без внимания. Взгляд должен быть теплым, доброжелательным, дружеским. Избегайте при этом смотреть на кого-либо искоса, поворачивайте голову, переводя взгляд с одного на другого.

Для установления психологического контакта с аудиторией используйте улыбку. «Улыбка, – пишет Д. Карнеги, – ничего не стоит, но многое дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей».

Если вы выступаете впервые, и у вас есть доступ к месту выступления, придите заранее. Походите по залу, проникнитесь атмосферой места, где вам предстоит выступать. К сожалению, выступая на брифинге, или пресс-конференции вы будете многого лишены из перечисленного ранее.

Однако есть ряд простых советов:

Начиная выступление, отвечая на вопросы, придерживайтесь следующих принципов, ведь манера разговаривать – это вторая по значимости вещь после манеры одеваться, на которую люди обращают внимание.

Тон выступления, ответа, должен быть плавным и естественным, но никак не педантичным и игривым.

Необходимо избрать способ выступления – заглядывая в конспект или избегая чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой. Чтение же заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию.

Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории. Принцип – выступление по памяти – профессиональному лектору стоит исповедовать всегда. Но если речь идет о враждебных слушателях, это просто необходимо.

Во-первых, вы не будете прикованы к одному месту – вам не придется стоять за кафедрой (ведь там будут лежать ваши тезисы, с которыми вы станете постоянно сверяться).

Во-вторых, ваши глаза – вы сможете смотреть на аудиторию, а не утыкаться в листок.

И третье – еще Петр Первый повелел боярам выступать с докладами без бумажки, чтобы дурость каждого была видна. Определенно, в этом есть какой-то смысл.

Итак, главное – выяснить все плюсы и минусы своего выступления, заранее спрогнозировать возможные возражения оппонентов, а также пути нейтрализации их негативных эмоций.

Вызвать положительную реакцию у зала, демонстрируя уважение к другим мнениям и постараться разговорить готовых к общению слушателей, чтобы ваш доклад превратился в обмен мнениями – диалог. Тогда можно считать, что вы почти добились невозможного – подружились с аудиторией. А значит, теперь она готова и принять ваше видение проблемы.

Уловки оратора:

Задания для самостоятельной подготовки и самопроверки знаний студентами:

  1. В чем заключаются особенности публичного выступления?

  2. На какие ключевые вопросы должны отвечать введение и основная часть речи?

  3. Каким должно быть поведение оратора?

  4. Всегда ли следует пользоваться конспектом при публичном выступлении?

  5. Какую роль в публичной речи играют паузы?

  6. Этап обдумывания и структурирования материала для речи называется:

а) инвенция;

б) диспозиция;

с) меморио.

  1. Взгляд оратора должен быть направлен:

а) в центр зала;

б) на одного из слушателей первого ряда;

с) сразу на несколько слушателей.

  1. В публичной речи должны преобладать:

а) короткие фразы;

б) длинные фразы, богатые метафорами.

  1. Тон публичного выступления должен быть:

а) плавным;

б) педантичным;

с) игривым.

  1. На вопрос «Почему я говорю?» необходимо ответить в:

а) заключении;

б) введении;

с) основной части речи.