2.3. Этические принципы корпоративного поведения.
Если современного отечественного бизнесмена начать уверять в том, что он должен уверять в том, что он должен по отношению к своему сотруднику, клиенту или конкуренту проявлять бескорыстие, добросердечность, то вас сочтут человеком «не от мира сего» и нелепым. Тем не менее, как писал Альфред Маршалл (английский экономист ХIХ в., представитель кембриджской школы политэкономии): «Даже самые, что ни на есть, чисто хозяйственные отношения в жизни предполагают честность и правдивость, а многие из этих отношений требуют если не благородства, то, по крайней мере, отсутствия подлости».
Поскольку отечественные традиции ведения бизнеса находятся в становлении, то вполне уместно обратиться к опыту американской и европейской корпоративной культуры.
На первом месте в управлении компанией – внутренний порядок. Этический кодекс фирмы может быть сформулирован следующим образом: фирма не будет терпеть безнравственных или незаконных действий, предпринимаемых в целях превратно понимаемой ее выгоды или с целью личной выгоды: репутация фирмы выше любой выгоды. Фирма и работник должны быть благом друг для друга.
Взаимная забота фирмы (высшего руководства компании) и работников должна распределяться следующим образом: фирма проводит активную социальную политику, а сотрудники соблюдают правила поведения, традиции, установленные на данном предприятии.
Выстраивая социальную политику, руководство компании должно исходить из понимания того, что можно заставить подчиненных приходить на службу шесть раз в неделю и установить рабочий день длительностью в 10 – 12 часов, но никого нельзя вынудить «выкладываться» на своем рабочем месте: хорошая, ответственная работа – это добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу, чувствует себя совладельцем компании. Внимание к сотрудникам и доверие дают ощутимые результаты: эффективность производства, и, в конечном счете, высокий доход предприятия и сотрудников.
В 80 – х гг. ХХ в. в прессе проходила информация о том, что компания «Тандем компьютер» успешно конкурирует с ИБМ на ее традиционных рынках, поскольку добилась высочайшего уровня обслуживания. А все потому, что ее основатель Дж. Трейбит придерживается пяти истин: 1) все люди хороши; 2) рабочие, менеджеры и компания – единое целое; 3) каждый в корпорации должен понимать суть происходящих в ней событий; 4) все сотрудники фирмы должны получать выгоду от ее успеха; 5) задание менеджеров – создать атмосферу, в которой возможно все вышеперечисленное.
Э. Карнеги, подчеркивая значимость человеческого фактора в производстве, говорил: «Оставьте мне фабрики, но заберите моих людей и скоро полы в цехах зарастут травой. Заберите мои фабрики, но оставьте мне моих людей – и скоро у нас будут новые заводы, гораздо лучше прежних».
В корпорации с высокоразвитой культурой принято работать хорошо. Дело не в том, что там больше платят. В ней руководство дает рабочим почувствовать, что они – важнейшее достояние фирмы. Сотрудники платят за это своей преданностью, основанием которой является то, что фирма продвигает по службе собственных сотрудников, предпочитает повысить квалификацию или перепрофилировать в случае необходимости именно своих работников, а не заменить их новыми кадрами. Хорошие компании стараются создать своему персоналу благоприятные материальные условия (привлекают к участию в прибылях, увеличивают пенсионные фонды, оплачивают счета врачей и др.) Например, известная компания «Хьюлетт – Паккард» ввела в начале 90 – х гг. ХХ в. денежный план участия в прибылях, по которому компания распределяет среди персонала 12% прибылей до вычета налогов. За небольшой промежуток времени средняя зарплата на фирме повысилась на 7%. При желании работники могут тратить до 10% заработка на покупку акций компании (для сотрудников компании существует льгота: к каждым 3 долларам компания добавляет 1 доллар).
Однако на все подобные привилегии сотрудники вправе рассчитывать только в том случае, если они поддерживают имидж фирмы и не нарушают ее законов.
К основным, наиболее общим правилам поведения сотрудников относятся: строгое соблюдение трудового режима; профессиональное и ответственное исполнение своих прямых обязанностей; постоянное повышение своей квалификации; участие в общественных мероприятиях фирмы; защита интересов фирмы.
Одним из важнейших элементов корпоративной этики сегодня является защита информации. В конце ХХ – начале ХХI вв. информация стала стержнем экономики и главной ценностью корпорации. Известно, что четырехкратное увеличение объема информации ведет к удвоению объема производства. Мировая практика показывает, что утрата 20% информации приводит к разорению фирмы в 60 случаях из 100. Фирмы, заинтересованные в своей конкурентоспособности, стараются обеспечить эффективную защиту своей информации и контроль ее использования. Одним из направлений такой деятельности является работа с кадрами: им вменяется в обязанность неразглашение коммерческой тайны и деловой информации.
Секретная информация переводится в разряд охраняемой. В некоторых странах она защищена законодательно (США, ФРГ, КНР), в других – контроль за соблюдением секретности основывается на «Кодексе поведения служащих» (Япония). В России и Украине система защиты информационной собственности еще не развита и осуществляется приказом руководителя фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне. Однако он не в праве отнести к ней сведения о направлениях деятельности фирмы, поскольку это может привести к сокрытию фактов, способных нанести ущерб обществу.
Коммерческая тайна возникает тогда, когда некая информация представляет интерес для предпринимательства и является предметом, обеспечивающим высокую конкурентоспособность предприятий на промышленном рынке. Соответственно, коммерческая тайна – это преднамеренно скрываемые экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах деятельности фирмы. Секретность в условиях рыночных отношений защищает производителя от недобросовестной конкуренции: скрытое использование торговой марки, обманная реклама, подкуп, шантаж.
Засекречивание в интересах бизнеса фирмы подлежит и деловая информация. В первую очередь выделяется информация, которая может привести к банкротству – это так называемые «ноу - хау» (англ. «знаю как»): документально оформленные технические знания, опыт фирмы, лежащие в основе ее деятельности. К конфиденциальной информации относятся сведения о перспективах развития фирмы, ее клиентах, суммах кредитования. Огласка этих сведений приводит к потере предприятием на некоторое время финансовой стабильности. Не подлежит распространению информация, сопряженная с неблагоприятными последствиями, а именно: адреса и номера домашних телефонов сотрудников фирмы, текущие планы работы, информация о производственных конфликтах.
Задания для самостоятельной подготовки и самопроверки знаний студентами:
-
Дайте определение понятия корпоративной этики.
-
В чем заключается концепция корпоративной этики Г. Форда?
-
С помощью каких мер формируется этический кодекс фирмы?
-
На конкретных примерах изложите возможные способы стимуляции соблюдения этики корпоративного поведения сотрудниками фирмы?
-
Что такое коммерческая тайна, и какие существуют способы ее защиты?
-
Оценка повседневной практики сотрудников с точки зрения этики обеспечивается:
а) социальными ревизиями;
б) комитетами по этике;
с) этическими нормативами.
-
Дифференцированный подход в концепции корпоративной этики Г. Форда означает:
а) различие в заработной плате у работников разной квалификации;
б) соответствие работы силам и способностям сотрудников.
-
Прибыль является для фирмы более значимой, чем репутация:
а) да;
б) нет.
-
Контроль за соблюдением секретности информации фирмы основывается на «Кодексе поведения служащих» в:
а) России;
б) США;
с) Японии.
-
Документально оформленные технические знания и опыт фирмы носят название:
а) коммерческая тайна;
б) ноу-хау.
- Введение
- Тематический план курса
- Общие проблемы и категории профессиональной этики.
- Виды и специфика профессиональной этики.
- Нормы цивилизованных деловых отношений.
- Лекция 2. Корпоративная этика
- 2.1. Понятие корпоративной этики.
- 3.2. Этический кодекс фирмы.
- 2.3. Этические принципы корпоративного поведения.
- Лекция 3. Этико-психологические основы делового общения
- 3.1. Виды и функции общения.
- 3.2. Коммуникативные барьеры.
- Техника общения и приемы преодоления коммуникативных барьеров.
- Лекция 4. Этика руководителей
- 4.1. Понятие и особенности административной этики.
- 4.2. Основные стили руководства.
- 4.3. Моральный кодекс руководителя.
- Лекция 5. Средства деловой коммуникации и имидж
- 5.1. Имидж как фактор деловой коммуникации.
- 5.2. Вербальные средства делового общения.
- 5.3. Невербальные средства делового общения.
- Лекция 6. Деловая беседа
- Понятие деловой беседы.
- Структура деловой беседы.
- Факторы успешного ведения деловой беседы.
- Лекция 7. Собеседование как частная форма деловой беседы
- Личное резюме.
- Факторы успеха собеседования.
- 7.3.Технология собеседования при приме на работу.
- Лекция 8. Публичная речь
- 8.1.Особенности публичного выступления.
- 8.2. Подготовка речи.
- 8.3.Правила поведения оратора.
- Лекция 9. Совещание: виды и особенности проведения
- 9.1.Основные виды и функции совещаний.
- 9.2. Стили совещания.
- 9.3. Проведение совещаний и типы председателей.
- 9.1. Типы, свойства, структура и стадии конфликта.
- 10.2. Варианты разрешения конфликта.
- 10.3. Профилактика конфликтных ситуаций.
- Лекция 11. Общение с конфликтной личностью и девиантное поведение
- 11.1.Типы собеседников и их особенности.
- 11.2. Понятие отклоняющегося поведения.
- Лекция 12. Комплимент и критика в деловом общении
- 12.1.Комплимент в деловом общении.
- 12.2. Правила конструктивной критики.
- 12.3. Как прекратить розговор, не обижая собеседника
- Лекция 13. Национальные особенности деловой этики стран востока
- 13.1.Понятие национального стиля делового общения.
- 13.2. Деловое общение в Китае, Японии и Республике Корея.
- 13.3. Этика бизнеса в арабских странах.
- Лекция 14. Национальные особенности деловой этики стран запада
- 14.1. Особенности делового общения в сша.
- 14.2. Деловое общение во Франции и Великобритании.
- 14.3. Этика бизнеса в Италии, Испании, Германии, Венгрии и Швеции.
- Лекция 15. Виды деловых приемов
- 15.1.Разновидности деловых приемов.
- 15.2. Этикет делового обеда.
- 15.3. Особенности самостоятельной организации делового приема.
- Лекция 16. Документационное обеспечение делового общения
- 16.1.Общая характеристика деловой документации.
- 16.2. Деловое письмо и его виды.
- 16.3. Основные требования к деловой корреспонденции.
- Лекция 17. Правила делового этикета в сети «интернет»
- 17.1.Понятие Интернет-этикета.
- 17.2. Деловой этикет в локальных компьютерных сетях.
- 17.3.Основные правила Интернет-безопасности.
- Рекомендованные темы рефератов
- Список рекомендованной литературы основная литература
- Раздел II.
- Дополнительная література