logo
Etika_biznesa_i_delovogo_obshenia_Ye_V_Andrienk

11.1.Типы собеседников и их особенности.

Каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться. Любой собеседник уникален. И все-таки их можно объединить в группы по каким-то общим характерным чертам. Абстрактный собеседник – это тип, воображаемая психологическая модель, отражающая определенные характерные свойства, которые имеют значение для подготовки и проведения деловой беседы. Естественно, что в жизни в чистом виде подобные типы не встречаются, но есть люди, которым в наибольшей степени свойственны особенности одного из них. Знакомство с «теоретическими типами» полезно для поиска оптимальных подходов к реальным собеседникам при организации групповой беседы.

Основными критериями для классификации типов деловых собеседников являются следующие: компетентность, откровенность и искренность; владение приемами общения с другими участниками беседы, заинтересованность в теме и успехе беседы. В классификации представлено 9 «абстрактных типов» собеседников:

  1. Вздорный человек, «нигилист». Такой человек часто выходит за рамки темы деловой беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своїй позицией и подходом он смущает собеседников, неосознанно провоцирует их на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами. По отношению к нему рекомендуется вести себя следующим образом:

  • Позитивный человек. Это самый приятный тип делового партнера. Доброжелательный и трудолюбивый, он стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии. По отношению к нему целесообразно занять следующую позицию:

    • побуждать его к активному участию в дискуссии;

    • стараться, чтобы остальные участники беседы разделяли его позитивный подход к решению дискуссионных вопросов;

    • в критических ситуациях искать помощи и поддержки именно у него.

    1. Всезнайка. Он уверен в том, что все знает лучше всех. У него обо всем есть свое мнение, и он постоянно требует слова. При общении с ним следует придерживаться следующих правил:

    • посадить его рядом с ведущим беседу;

    • время от времени деликатно напоминать ему, что другие тоже должны высказаться;

    • попросить его, чтобы он и остальным собеседникам позволил принять участие в выработке решения;

    • предоставить ему возможность резюмировать, формулировать промежуточные заключения;

    • иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить кто-нибудь из участников беседы.

    1. Болтун. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратят все учасники беседы на выслушивание его пространных высказываний. Как к нему относиться:

    • как и «Всезнайку», посадить его поближе к ведущему беседу или другой авторитетной личности;

    • когда он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания;

    • если он отклонится от темы еще дальше, спросить его, в чем он видит связь с предметом обсуждения;

    • спросить поименно участников беседы, каково их мнение;

    • заранее (или после перерыва) ограничить время отдельных выступлений и всей беседы, установить регламент.

    1. Трусишка. Этот тип собеседника характеризуется недостаточной уверенностью в себе при публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным. С таким собеседником нужно обходится особенно деликатно:

    • задавать ему ясные, конкретные вопросы;

    • продемонстрировать доброжелательность, заинтересованность, чтобы он развил свое замечание;

    • если он все же решился заговорить, применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы;

    • помогать ему формулировать мысли, используя прием выяснения;

    • решительно пресекать любые попытки насмешек, саркастических высказываний в его адрес;

    • применять ободряющие формулировки типа: «Всем было бы інтересно (полезно) услышать ваше мнение»;

    • специально подчеркивать все позитивные моменты его высказываний, но не делать этого свысока.

    1. Хладнокровный, неприступный собеседник. Такой человек замкнут. Часто чувствует себя и держится отчужденно, не включается в ситуацию деловой беседы, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий. В этом случае любым способом необходимо:

    • заинтересовать его в участии в обсуждении проблемы;

    • применить прием отражения чувств, например, обратиться к нему с такими словами: «Кажется, вы не совсем удовлетворены тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?» В перерве попытаться выяснить причины такого поведения.

    1. Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует.Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно:

    • задавать ему вопросы информативного характера, вовлекая его в беседу;

    • выясняя его точку зрения, избегать вопросов, отвечая на которые можно ограничиться словами «да» и «нет»;

    • задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетентным;

    • постараться выяснить, что интересует лично его.

    1. Важная птица. Такой собеседник не выносит критики – ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных. Существенными элементами позиции по отношению к нему являються следующие:

    • нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;

    • время от времени просить высказываться по какому-либо вопросу всех собеседников поочередно;

    • не допускать никакой критики по адресу других лиц, как присутствующих, так и отсутствующих;

    • не раздражаться из-за его манеры «вообще». Помнить, что ваша цель – конструктивное проведение беседы «здесь и теперь»;

    • до определенного момента соглашаться с ним, чтобы уменьшить его желание противоречить и подготовить его к контраргументации: «Вы совершенно правы. Учли ли вы то, что...?»

    1. Почемучка. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать. Как вести себя с таким собеседником? Здесь может помочь следующее:

    • на вопросы информационного характера отвечать сразу;

    • при групповой беседе привлекать к ответам на его вопросы, имеющие отношение к теме разговора, всех участников;

    • при индивидуальной беседе, по возможности, переадресовывать вопросы к нему самому: «Интересный вопрос. Хотелось бы узнать, что вы сами об этом думаете»;

    • сразу признавать его правоту, если не можете дать нужный ему ответ.

    Очень важно обратить внимание на то, что один и тот же человек может меняться в зависимости от значимости темы, хода беседы, типа других ее участников и т. д.