logo
Etika_biznesa_i_delovogo_obshenia_Ye_V_Andrienk

10.3. Профилактика конфликтных ситуаций.

Факторы, которые препятствуют возникновению конфликтов:

Любой конфликт разрешается с наименьшими потерями и проще, если заранее проанализированы предпосылки конфликта и если он конструктивно устраняется на ранних стадиях.

Меры и средства предотвращения и ликвидации конфликта:

– Ваш оппонент – это ваш партнер, ищущий вместе с вами разумный выход из

ситуации.

– Постарайтесь понять цели и интересы оппонента.

– Каждый может иметь собственное мнение. Вы не обязательно абсолютно

правы.

– Делайте выводы, подтверждая их фактами.

– Выслушивайте и имейте силы сообщить неприятные аргументы.

– Меньше обсуждайте личные особенности оппонента.

– Соблюдайте дисциплину в дискуссии и давайте возможность высказать

собственное мнение оппоненту.

предпосылок конфликта, определению возможных оппонентов и их вероятных

позиций:

– особое внимание тому, что объединяет оппонентов;

– обе стороны зависят друг от друга и нужны друг другу;

– разобраться в существе основного конфликта, снять наносные,

эмоциональные компоненты, усложняющие конфликт;

– создание условий для совместной работы, где оппоненты лучше узнают и

помогают друг другу;

- избегание мелочного анализа столкновений и ссор.

Также существует перечень правил, который дает ориентиры для линии поведения, которая противодействует воз­никновению серьезных конфликтов:

«Признавать друг друга» — это означает видеть в другом человека «со страдающей душой», с понятными желаниями и представлениями о собственном Я. Он не меньше и не больше, чем Вы. Понимать друг друга — значит использовать одинаковый масштаб. Дайте парт­неру почувствовать, что вы его внимательно слушае­те. Вы интересуетесь его представлениями и не скры­ваете этого. Скажите ему, например: «Пожалуйста, говорите, мне очень важно знать Вашу оценку этого дела». Обратите внимание и на его чувства. Напряженность будет снижаться по мере того. как собеседник станет высказывать свои мысли и чувства.

«Понимать роль другого». Скажите: «На Вашем месте я...» И пригласите его оказаться в вашей роли. Выразите его представления и мысли своими словами: «Если я правильно понял. Вы недовольны тем, что...» Увидите, как оттает ваш партнер. Возьмите листок бу­маги и сформулируйте вместе с ним, о чем, собствен­но, идет речь. Вместе зафиксируйте, что вас объеди­няет, а что разделяет. Задача – преодолеть раздел. В этом состоит сохраняющийся конфликт. Теперь по­просите партнера дать свои предложения. Каждое пред­ложение – и его, и ваше – надо записать. Вместе вы­берите лучшие предложения. Из них – самое лучшее, и именно оно должно стать решением.

Задания для самостоятельной подготовки и самопроверки знаний студентами:

  1. Какие типы конфликтов вы знаете?

  2. Приведите примеры проявления внутриличностного типа конфликтов.

  3. В чем заключается разница между функциональным и дисфункциональным конфликтом?

  4. Какие существуют варианты разрешения конфликтов?

  5. Что составляет структуру конфликта?

  6. Ролевой конфликт является частным случаем:

а) межгруппового конфликта;

б) межличностного конфликта;

с) внутриличностного конфликта.

7. Готовность принять любое решение партнера называется:

а) мирное сосуществование;

б) компромисс;

с) уступка.

8. Долгий и подробный анализ столкновений и ссор на предприятии является мерой их профилактики в будущем:

а) да;

б) нет.

9. Напряженность конфликта снизится, если:

а) собеседник как можно подробнее выскажется о своих мыслях и чувствах;

б) собеседник будет поставлен перед необходимостью принять вашу точку зрения;

с) собеседник и вы не будете вступать в открытую дискуссию.