10.3. Профилактика конфликтных ситуаций.
Факторы, которые препятствуют возникновению конфликтов:
-
правильный подбор и расстановка кадров, учитывая профессиональные и психологические качества; авторитет руководителя, позитивное признание его заслуг;
-
позитивные традиции в коллективе, носителями которых является большая часть сотрудников.
Любой конфликт разрешается с наименьшими потерями и проще, если заранее проанализированы предпосылки конфликта и если он конструктивно устраняется на ранних стадиях.
Меры и средства предотвращения и ликвидации конфликта:
-
Строгое соблюдение основных правил ведения дискуссии:
– Ваш оппонент – это ваш партнер, ищущий вместе с вами разумный выход из
ситуации.
– Постарайтесь понять цели и интересы оппонента.
– Каждый может иметь собственное мнение. Вы не обязательно абсолютно
правы.
– Делайте выводы, подтверждая их фактами.
– Выслушивайте и имейте силы сообщить неприятные аргументы.
– Меньше обсуждайте личные особенности оппонента.
– Соблюдайте дисциплину в дискуссии и давайте возможность высказать
собственное мнение оппоненту.
-
Следует уделять внимание анализу возможных противоречий,
предпосылок конфликта, определению возможных оппонентов и их вероятных
позиций:
– особое внимание тому, что объединяет оппонентов;
– обе стороны зависят друг от друга и нужны друг другу;
– разобраться в существе основного конфликта, снять наносные,
эмоциональные компоненты, усложняющие конфликт;
– создание условий для совместной работы, где оппоненты лучше узнают и
помогают друг другу;
- избегание мелочного анализа столкновений и ссор.
Также существует перечень правил, который дает ориентиры для линии поведения, которая противодействует возникновению серьезных конфликтов:
-
Признавать друг друга.
-
Слушать, не перебивая.
-
Демонстрировать понимание роли другого.
-
Четко формулировать предмет обсуждения.
-
Устанавливать общие точки зрения.
-
Выяснить, что вас разъединяет.
-
После этого снова описать содержание конфликта.
-
Искать общее решение.
«Признавать друг друга» — это означает видеть в другом человека «со страдающей душой», с понятными желаниями и представлениями о собственном Я. Он не меньше и не больше, чем Вы. Понимать друг друга — значит использовать одинаковый масштаб. Дайте партнеру почувствовать, что вы его внимательно слушаете. Вы интересуетесь его представлениями и не скрываете этого. Скажите ему, например: «Пожалуйста, говорите, мне очень важно знать Вашу оценку этого дела». Обратите внимание и на его чувства. Напряженность будет снижаться по мере того. как собеседник станет высказывать свои мысли и чувства.
«Понимать роль другого». Скажите: «На Вашем месте я...» И пригласите его оказаться в вашей роли. Выразите его представления и мысли своими словами: «Если я правильно понял. Вы недовольны тем, что...» Увидите, как оттает ваш партнер. Возьмите листок бумаги и сформулируйте вместе с ним, о чем, собственно, идет речь. Вместе зафиксируйте, что вас объединяет, а что разделяет. Задача – преодолеть раздел. В этом состоит сохраняющийся конфликт. Теперь попросите партнера дать свои предложения. Каждое предложение – и его, и ваше – надо записать. Вместе выберите лучшие предложения. Из них – самое лучшее, и именно оно должно стать решением.
Задания для самостоятельной подготовки и самопроверки знаний студентами:
-
Какие типы конфликтов вы знаете?
-
Приведите примеры проявления внутриличностного типа конфликтов.
-
В чем заключается разница между функциональным и дисфункциональным конфликтом?
-
Какие существуют варианты разрешения конфликтов?
-
Что составляет структуру конфликта?
-
Ролевой конфликт является частным случаем:
а) межгруппового конфликта;
б) межличностного конфликта;
с) внутриличностного конфликта.
7. Готовность принять любое решение партнера называется:
а) мирное сосуществование;
б) компромисс;
с) уступка.
8. Долгий и подробный анализ столкновений и ссор на предприятии является мерой их профилактики в будущем:
а) да;
б) нет.
9. Напряженность конфликта снизится, если:
а) собеседник как можно подробнее выскажется о своих мыслях и чувствах;
б) собеседник будет поставлен перед необходимостью принять вашу точку зрения;
с) собеседник и вы не будете вступать в открытую дискуссию.
- Введение
- Тематический план курса
- Общие проблемы и категории профессиональной этики.
- Виды и специфика профессиональной этики.
- Нормы цивилизованных деловых отношений.
- Лекция 2. Корпоративная этика
- 2.1. Понятие корпоративной этики.
- 3.2. Этический кодекс фирмы.
- 2.3. Этические принципы корпоративного поведения.
- Лекция 3. Этико-психологические основы делового общения
- 3.1. Виды и функции общения.
- 3.2. Коммуникативные барьеры.
- Техника общения и приемы преодоления коммуникативных барьеров.
- Лекция 4. Этика руководителей
- 4.1. Понятие и особенности административной этики.
- 4.2. Основные стили руководства.
- 4.3. Моральный кодекс руководителя.
- Лекция 5. Средства деловой коммуникации и имидж
- 5.1. Имидж как фактор деловой коммуникации.
- 5.2. Вербальные средства делового общения.
- 5.3. Невербальные средства делового общения.
- Лекция 6. Деловая беседа
- Понятие деловой беседы.
- Структура деловой беседы.
- Факторы успешного ведения деловой беседы.
- Лекция 7. Собеседование как частная форма деловой беседы
- Личное резюме.
- Факторы успеха собеседования.
- 7.3.Технология собеседования при приме на работу.
- Лекция 8. Публичная речь
- 8.1.Особенности публичного выступления.
- 8.2. Подготовка речи.
- 8.3.Правила поведения оратора.
- Лекция 9. Совещание: виды и особенности проведения
- 9.1.Основные виды и функции совещаний.
- 9.2. Стили совещания.
- 9.3. Проведение совещаний и типы председателей.
- 9.1. Типы, свойства, структура и стадии конфликта.
- 10.2. Варианты разрешения конфликта.
- 10.3. Профилактика конфликтных ситуаций.
- Лекция 11. Общение с конфликтной личностью и девиантное поведение
- 11.1.Типы собеседников и их особенности.
- 11.2. Понятие отклоняющегося поведения.
- Лекция 12. Комплимент и критика в деловом общении
- 12.1.Комплимент в деловом общении.
- 12.2. Правила конструктивной критики.
- 12.3. Как прекратить розговор, не обижая собеседника
- Лекция 13. Национальные особенности деловой этики стран востока
- 13.1.Понятие национального стиля делового общения.
- 13.2. Деловое общение в Китае, Японии и Республике Корея.
- 13.3. Этика бизнеса в арабских странах.
- Лекция 14. Национальные особенности деловой этики стран запада
- 14.1. Особенности делового общения в сша.
- 14.2. Деловое общение во Франции и Великобритании.
- 14.3. Этика бизнеса в Италии, Испании, Германии, Венгрии и Швеции.
- Лекция 15. Виды деловых приемов
- 15.1.Разновидности деловых приемов.
- 15.2. Этикет делового обеда.
- 15.3. Особенности самостоятельной организации делового приема.
- Лекция 16. Документационное обеспечение делового общения
- 16.1.Общая характеристика деловой документации.
- 16.2. Деловое письмо и его виды.
- 16.3. Основные требования к деловой корреспонденции.
- Лекция 17. Правила делового этикета в сети «интернет»
- 17.1.Понятие Интернет-этикета.
- 17.2. Деловой этикет в локальных компьютерных сетях.
- 17.3.Основные правила Интернет-безопасности.
- Рекомендованные темы рефератов
- Список рекомендованной литературы основная литература
- Раздел II.
- Дополнительная література