Нормы цивилизованных деловых отношений.
Нормы цивилизованного предпринимательства (НЦП) – это признанный в деловой сфере порядок ведения дел, соответствующий общечеловеческой морали и получивший общественное признание. НЦП включает в себя стандарты предпринимательской деятельности (СПД) и стереотипы делового человека (СДЧ). СПД представляют собой образцы поведения предпринимателя в деловой инфраструктуре, которым он должен соответствовать в морально-профессиональном аспекте. Специалисты по менеджменту отмечают, что цивилизованный предприниматель должен:
- быть убежденным в полезности своего труда для общества;
- уважать собственность и государство;
- уважать личность;
- уважать труд других людей;
- ценить образование, науку и технику;
- внимательно относиться к инновационным процессам;
- соблюдать требования технической и экологической безопасности.
Стереотипы делового человека (СДЧ) – это совокупность профессиональных, нравственных, психологических, физических качеств личности. СДЧ включают следующие моменты:
- доходный бизнес;
- удачную карьеру;
- позитивную репутацию в деловом мире;
- собственный имидж;
- высокий уровень образования;
- хорошую физическую форму и отсутствие вредных привычек;
- добропорядочность и ответственность в семейных и рабочих отношениях;
- моральную устойчивость;
- владение деловым этикетом.
Несоответствие данным параметрам формирует антистереотип делового человека, который отрицательным образом отражается на общественном мнении об институте бизнеса. Сам по себе достаток не является аморальным фактором. Аморальны по своей сути способы его получения и размещения. Безнравственность заключается в излишествах, манерности, превращении накопительства в самоцель.
Бизнес может иметь аморальный оттенок в связи с несколькими факторами: 1) отсутствие у предпринимателей привычки и традиции обслуживать; 2) нацеленность на получение почти мгновенной личной выгоды и прибыли; 3) стремление к ограничению конкуренции, агрессия, нездоровое желание унизить других; 4) фактическое отсутствие имиджа цивилизованного делового человека, что проявляется в речи, поведении, стиле мышления.
Общие формы нарушения норм цивилизованного предпринимательства. Любая экономическая деятельность имеет определенную структуру, особый характер отношений. Предприниматель может выступать в качестве руководителя фирмы, представителя фирмы, специалиста. Нарушение моральных норм может иметь место в любом из этих звеньев.
Наиболее общая классификация иллюстрирует нарушения в отношении:
-
общества и государства (несоблюдение налогового законодательства, нанесение ущерба государству и его собственности, использование служебного положения в корыстных целях);
-
деловой инфраструктуры (информационный обман, коммерческое воровство, фальсификация документов, фиктивные операции, взяточничество, нецелевое использование государственных и общественных средств);
-
потребителей товаров и услуг (нарушение прав потребителей: потребитель имеет право получить полную истинную информацию о товаре или услуге, свидетельство о формах и параметрах товара или услуги, чек, квитанцию, сертификат; квалифицированное и вежливое обслуживание; нанесение материального или морального ущерба: продажа заведомо некачественного товара или услуги; причинение вреда здоровью: несоблюдение условий продажи товара или услуги, несоответствие санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности).
Таким образом, деловая этика (этика бизнеса) – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.
Задания для самостоятельной подготовки и самопроверки знаний студентами:
-
Дайте определение этики бизнеса.
-
Как соотносятся между собой общая этика. этика бизнеса и профессиональная этика?
-
Какие виды профессиональной этики вы знаете?
-
В чем заключается сущность профессионального морального кодекса?
-
Назовите стереотипы делового человека и стандарты предпринимательской деятельности.
-
К базисным моральным ценностям экономики относятся:
а) благо, истина, красота;
б) благо, красота, целесообразность;
с) благо, хозяйственность, справедливость.
7. Признанный в деловой сфере порядок ведения дел, соответствующий
общечеловеческой морали – это:
а) стандарты предпринимательской деятельности;
б) стереотипы делового человека.
8. Финансовый успех воспринимается как божественное благословение в:
а) православной этике;
б) протестантской этике;
с) буддисткой этике.
9. Стремление к ограничению конкуренции является фактором формирования
морального облика делового человека:
а) да;
б) нет.
10. Бизнес получил моральную основу благодаря:
а) социализму;
б) коммунизму;
с) капитализму.
- Введение
- Тематический план курса
- Общие проблемы и категории профессиональной этики.
- Виды и специфика профессиональной этики.
- Нормы цивилизованных деловых отношений.
- Лекция 2. Корпоративная этика
- 2.1. Понятие корпоративной этики.
- 3.2. Этический кодекс фирмы.
- 2.3. Этические принципы корпоративного поведения.
- Лекция 3. Этико-психологические основы делового общения
- 3.1. Виды и функции общения.
- 3.2. Коммуникативные барьеры.
- Техника общения и приемы преодоления коммуникативных барьеров.
- Лекция 4. Этика руководителей
- 4.1. Понятие и особенности административной этики.
- 4.2. Основные стили руководства.
- 4.3. Моральный кодекс руководителя.
- Лекция 5. Средства деловой коммуникации и имидж
- 5.1. Имидж как фактор деловой коммуникации.
- 5.2. Вербальные средства делового общения.
- 5.3. Невербальные средства делового общения.
- Лекция 6. Деловая беседа
- Понятие деловой беседы.
- Структура деловой беседы.
- Факторы успешного ведения деловой беседы.
- Лекция 7. Собеседование как частная форма деловой беседы
- Личное резюме.
- Факторы успеха собеседования.
- 7.3.Технология собеседования при приме на работу.
- Лекция 8. Публичная речь
- 8.1.Особенности публичного выступления.
- 8.2. Подготовка речи.
- 8.3.Правила поведения оратора.
- Лекция 9. Совещание: виды и особенности проведения
- 9.1.Основные виды и функции совещаний.
- 9.2. Стили совещания.
- 9.3. Проведение совещаний и типы председателей.
- 9.1. Типы, свойства, структура и стадии конфликта.
- 10.2. Варианты разрешения конфликта.
- 10.3. Профилактика конфликтных ситуаций.
- Лекция 11. Общение с конфликтной личностью и девиантное поведение
- 11.1.Типы собеседников и их особенности.
- 11.2. Понятие отклоняющегося поведения.
- Лекция 12. Комплимент и критика в деловом общении
- 12.1.Комплимент в деловом общении.
- 12.2. Правила конструктивной критики.
- 12.3. Как прекратить розговор, не обижая собеседника
- Лекция 13. Национальные особенности деловой этики стран востока
- 13.1.Понятие национального стиля делового общения.
- 13.2. Деловое общение в Китае, Японии и Республике Корея.
- 13.3. Этика бизнеса в арабских странах.
- Лекция 14. Национальные особенности деловой этики стран запада
- 14.1. Особенности делового общения в сша.
- 14.2. Деловое общение во Франции и Великобритании.
- 14.3. Этика бизнеса в Италии, Испании, Германии, Венгрии и Швеции.
- Лекция 15. Виды деловых приемов
- 15.1.Разновидности деловых приемов.
- 15.2. Этикет делового обеда.
- 15.3. Особенности самостоятельной организации делового приема.
- Лекция 16. Документационное обеспечение делового общения
- 16.1.Общая характеристика деловой документации.
- 16.2. Деловое письмо и его виды.
- 16.3. Основные требования к деловой корреспонденции.
- Лекция 17. Правила делового этикета в сети «интернет»
- 17.1.Понятие Интернет-этикета.
- 17.2. Деловой этикет в локальных компьютерных сетях.
- 17.3.Основные правила Интернет-безопасности.
- Рекомендованные темы рефератов
- Список рекомендованной литературы основная литература
- Раздел II.
- Дополнительная література