9.1. Типы, свойства, структура и стадии конфликта.
Само слово «конфликт» означает «столкновение». Он возникает там, где сталкиваются разные желания и альтернативы, разные манеры поведения и т.д.
Чем больше разброс критериев при принятии решений и возможных вариантов этих решений, тем глубже может быть конфликт.
Типы конфликтов:
-
Мотивационные конфликты. Наиболее ярко выражены такие мотивы, как безопасность, принадлежность к определенному сообществу, престиж, чувство собственного достоинства и самореализация. Применим в исследовании конфликтов подход, учитывающий эти человеческие потребности. Всегда ли ваша позиция в конфликте достаточно защищена? Постоянная «недогрузка» на производстве и соответственно низкий социальный статус могут явиться серьезными «нарушителями спокойствия». Чувство собственного достоинства — это альфа и омега, и все, что его ущемляет, пробуждает огромную энергию, нацеленную на конфликт. К тому же результату ведет и «перегрузка», которая должна получать признание, что не всегда возможно. В результате «перерабатывающему» еще и предъявляются претензии, чтобы обосновать то, что результат его труда отличается от ожидаемого (как известно, инициатива часто наказуема).
-
Конфликт коммуникации. Любая словесная или бессловесная информация, которую мы получаем, в первую очередь улавливается высокочувствительными мембранами нашего эмоционального восприятия («детское Я»), прежде чем она рассматривается под углом зрения возможного конфликта с усвоенными нормами («Можно ли так поступать?», «Поступают ли так?»), и только на завершающем этапе при интеллектуальном усилии анализируется собственно деловое содержание информации. Если этого усилия не последует из-за усталости или просто интеллектуальной слабости, то возникает эмоциональная реакция. Единственный тормоз — полученное воспитание, которое также может весьма своеобразно модифицировать реакцию на тех, кто ведет себя «не так». Коммуникационный конфликт налицо, когда никто не решается на установление «обратных связей» с руководителем, т. е. никто не обращает внимания шефа на его промахи. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда сотруднику не сигнализируют о том, что его признают и уважают. Кто никогда не слышит слов признания, тот становится неуверенным. «Что приходит в голову, когда утром вы обнаруживаете в своем почтовом ящике письмо, адресованное вам лично руководством компании?» Спонтанный ответ участников семинара: «Или увольнение — или повышение!» Можно с уверенностью сказать, что отвечающие работают на предприятии с недостаточно развитыми коммуникационными связями. Это — поле для конфликтов. В разряд «коммуникационных конфликтов» попадают и банальное непонимание, неверная интерпретация той или иной информации, но не их мы имеем в виду. Вопрос «Правильно ли меня поняли?» остается. Но если нет, то виноват в этом «источник» информации. Только тот, кто передает информацию, точно знает, что именно он передает.
-
Конфликты власти и безвластия. Этот тип конфликтов связан с целями организации. Цели всегда находятся в будущем. Их полностью и до конца обосновать никогда не удается. Всегда есть элемент неопределенности. Ставя цели и создавая условия их реализации, мы уже изменяем будущее, пусть даже только в деталях. Постоянное стремление к новому и невозможность реализовать свои цели постепенно ломают человека.
-
Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликтов может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать – как несовместимые. Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например женщина-руководитель давно планировала в субботу и в воскресенье поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет врывается ее непосредственный начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни. Многие организации сталкиваются с тем, что некоторые руководители возражают против их перевода в другой город, хотя это сулит им солидное повышение в должности и жаловании. Это особенно часто происходит в семьях, где и муж, и жена занимают руководящую должность или являются специалистами. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом.
-
Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей отличаются в корне.
-
Конфликт между личностью и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое “чрезмерное” усердие как негативное поведение. Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар – изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.
-
Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться “рассчитаться” с ним снижением производительности труда. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.
Конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Слишком уж часто управляющие считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей. Однако, последующий анализ показывает, что причиной конфликта являются другие факторы.
Свойства конфликта: противоречие между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов; противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту; негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу.
Структура конфликта – это стороны или участники конфликта (количество участников и масштаб распространения); предмет конфликта (из–за чего возник); представления участников конфликта о самих себе, о противостоящих сторонах.
Стадии конфликта: предконфликтная ситуация; конфликтное взаимодействие; разрешение конфликта. Другой вариант: 1) стадия ожидания (нет определенности, психологический дискомфорт, неуверенность в будущем); 2) стадия сознательного, но не выраженного разногласия (каждый боится, что отсутствие информации – признак неприятностей именно для него, возникает потребность определить для себя перспективы); 3) стадия обсуждения (возникает необходимость поделиться мыслями с сослуживцами, складывается мнение, определяются виновники ситуации); 4) стадия открытого обсуждения (обсуждение сложившейся ситуации, «враги» вызывают неприязнь, их невинные действия порождают возмущение, накапливается напряжение во взаимоотношениях, взаимное раздражение); 5) стадия открытого конфликта (по мере развития конфликта возрастает степень непримиримости враждующих сторон, их взглядов на возможное его развитие).
- Введение
- Тематический план курса
- Общие проблемы и категории профессиональной этики.
- Виды и специфика профессиональной этики.
- Нормы цивилизованных деловых отношений.
- Лекция 2. Корпоративная этика
- 2.1. Понятие корпоративной этики.
- 3.2. Этический кодекс фирмы.
- 2.3. Этические принципы корпоративного поведения.
- Лекция 3. Этико-психологические основы делового общения
- 3.1. Виды и функции общения.
- 3.2. Коммуникативные барьеры.
- Техника общения и приемы преодоления коммуникативных барьеров.
- Лекция 4. Этика руководителей
- 4.1. Понятие и особенности административной этики.
- 4.2. Основные стили руководства.
- 4.3. Моральный кодекс руководителя.
- Лекция 5. Средства деловой коммуникации и имидж
- 5.1. Имидж как фактор деловой коммуникации.
- 5.2. Вербальные средства делового общения.
- 5.3. Невербальные средства делового общения.
- Лекция 6. Деловая беседа
- Понятие деловой беседы.
- Структура деловой беседы.
- Факторы успешного ведения деловой беседы.
- Лекция 7. Собеседование как частная форма деловой беседы
- Личное резюме.
- Факторы успеха собеседования.
- 7.3.Технология собеседования при приме на работу.
- Лекция 8. Публичная речь
- 8.1.Особенности публичного выступления.
- 8.2. Подготовка речи.
- 8.3.Правила поведения оратора.
- Лекция 9. Совещание: виды и особенности проведения
- 9.1.Основные виды и функции совещаний.
- 9.2. Стили совещания.
- 9.3. Проведение совещаний и типы председателей.
- 9.1. Типы, свойства, структура и стадии конфликта.
- 10.2. Варианты разрешения конфликта.
- 10.3. Профилактика конфликтных ситуаций.
- Лекция 11. Общение с конфликтной личностью и девиантное поведение
- 11.1.Типы собеседников и их особенности.
- 11.2. Понятие отклоняющегося поведения.
- Лекция 12. Комплимент и критика в деловом общении
- 12.1.Комплимент в деловом общении.
- 12.2. Правила конструктивной критики.
- 12.3. Как прекратить розговор, не обижая собеседника
- Лекция 13. Национальные особенности деловой этики стран востока
- 13.1.Понятие национального стиля делового общения.
- 13.2. Деловое общение в Китае, Японии и Республике Корея.
- 13.3. Этика бизнеса в арабских странах.
- Лекция 14. Национальные особенности деловой этики стран запада
- 14.1. Особенности делового общения в сша.
- 14.2. Деловое общение во Франции и Великобритании.
- 14.3. Этика бизнеса в Италии, Испании, Германии, Венгрии и Швеции.
- Лекция 15. Виды деловых приемов
- 15.1.Разновидности деловых приемов.
- 15.2. Этикет делового обеда.
- 15.3. Особенности самостоятельной организации делового приема.
- Лекция 16. Документационное обеспечение делового общения
- 16.1.Общая характеристика деловой документации.
- 16.2. Деловое письмо и его виды.
- 16.3. Основные требования к деловой корреспонденции.
- Лекция 17. Правила делового этикета в сети «интернет»
- 17.1.Понятие Интернет-этикета.
- 17.2. Деловой этикет в локальных компьютерных сетях.
- 17.3.Основные правила Интернет-безопасности.
- Рекомендованные темы рефератов
- Список рекомендованной литературы основная литература
- Раздел II.
- Дополнительная література