logo
Etika_biznesa_i_delovogo_obshenia_Ye_V_Andrienk

3.2. Этический кодекс фирмы.

«Заботься о своем персонале, и клиентах, а рынок позаботится о тебе». Этому золотому правилу следуют управляющие коммерческих предприятий, составляющих гордсть американского бизнеса. Такая политика управления не менее эффективна, чем жесткий финансовый или административный контроль. Центральным звеном такой политики является этичность управления фирмой.

В странах с развитой деловой инфраструктурой организации предпринимают разные меры с целью повышения этичности поведения руководиелей и рядовых работников. К таким мерам относится разработка этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этическому поведению.

Этические нормативы представляют собой систему общих ценностей и правил, которые разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы, определения этических рекомендаций в процессе принятия решений. К запрещающим этическим нормативам обычно относятся взяточничество, вымогательство, мошенничество, использование информации, полученной в доверительной беседе, незаконные выплаты политическим организациям и т.д.

Комитеты по этике существуют для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов – руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике бизнеса, которого обычно называют адвокатом по этике. Роль такого адвоката – выполнение функции «социальной совести» фирмы, то есть выработка суждения об уровне моральности действий орнаизации.

Социальные ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Считается, что подобные отчеты могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности фирмы.

Обучение этичному поведению предполагает знакомство сотрудников всех рангов с этикой бизнеса и повышение их восприимчивости к этическим проблемам, которые могут перед ним возникнуть.

Согласно исследованию европейского Центра этики бизнеса, «корпорации гораздо более озабочены этикой сегодня, чем в прошлом, они предприняли конкретные шаги по внедрению этики в свою практику». И не смотря на то, что пресса изобилует примерами неэтичного и противоправного поведения рабтников всех уровней организаций различных типов, в бизнесе есть и примеры этичных действий сотрудников.