2.1. Понятие корпоративной этики.
Корпоративная этика – это культура поведения сотрудников компании, их убеждения, традиции, уровень взаимоотношений между руководителями среднего звена (менеджерами) и рабочими, между компанией, ее клиентами и партнерами.
Одной из первых этико-экономических концепций фирмы (корпорации) была концепция известного американского предпринимателя Г. Форда. Многие из его принципов сохраняют свое практическое значение и сейчас. К ним относятся следующие тезисы:
-
Говоря о производственном процессе в целом, Г. Форд отмечал, что производственный продукту – это не просто реализованная «деловая теория», а нечто большее – теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машины, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе.
-
Он провозгласил примат производства не над потреблением, а над прибылью и торговлей. Это означает, что количество товара должно превышать не спрос, а прибыль, полученную от его реализации (это означает постоянное вложение дополнительных средств в производство). В этом он видел троякую выгоду для всех участников производства: высокую зарплату, низкие цены и большой объем прибыли за счет огромной массы товара.
-
Г. Форд считал, что высокопроизводительным может быть рабочий, чувствующий себя хозяином на предприятии. Хозяйственность проявляется в том случае, если рабочий знает, что от него что-то зависит: ему вменяется посильная ответственность за определенный участок работы и эта работа достойно вознаграждается.
-
Г. Форд отстаивал идею дифференцированного подхода к различным качествам людей: работа должна соответствовать силам и умению.
-
Одним из наиболее важных законов предпринимательской этики является экономия, разумное использование природных ресурсов.
Проблема социальной ответственности фирмы. Одной из общих этических проблем функционирования различных экономических институтов является проблема взаимоотношений бизнеса и общества. Оппозиция бизнесу возникла еще в 60 – х гг. ХХ в. В развитых европейских странах проявился активный интерес к таким вопросам, как гражданские права, равноправие женщин, загрязнение окружающей среды. В 70 – 80 – х гг. на первый план вышли вопросы использования атомной энергии, избавления от голода стран третьего мира, защиты природы. Возникла оппозиция бизнесу со стороны общественных структур. Был поставлен вопрос об ответственности предприятий за состояние общества, что стало историческим продолжением доктрины капиталистической благотворительности, сформулированной руководителями бизнеса в начале ХХ в. Согласно этой доктрине, прибыльные организации должны жертвовать часть своих средств во благо общества. Например, предприниматель ХХ в. Э. Карнеги вложил 350 млн. долларов в социальные программы и построил более 2000 публичных библиотек.
Проблему социальной ответственности можно изложить следующим образом Любая коммерческая организация, рассчитывая на эффективность производства, нацелена на получение прибыли. Для этого она использует любые возможные средства. Имея в виду собственную выгоду, предприятие выполняет положительную роль и для общества, создавая рабочие места, производя востребованные товары и услуги. Однако существует мнение, что коммерческая организация – это нечто большее, чем экономическая целостность. Она является частью многослойной системы (потребители, акционеры, СМИ), от которой частично зависит ее коммерческий успех. Поэтому организации уравновешивают чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих. Согласно этой точке зрения, фирма несет ответственность за общество, в котором он функционирует, помимо обеспечения занятости, прибыли и соблюдения законности. Организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Организации обязаны жертвовать на благо и совершенствование общества.
Таким образом, социальная ответственность подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации (благотворительные аукционы, меценатство, ответственность за свою продукцию). Социальный опрос руководящих работников американских компаний показал, что они считают целесообразным оказания давления в направлении повышения социальной ответственности экономических институтов и расценивают его как имеющее большое значение в установлении взаимоотношений бизнеса и общества.
Европейские организации уже предпринимают многочисленные шаги в сфере добровольного участия в жизни общества. Например, фирма «Джонсон и Джонсон» сняла с производства капсулы «Тайленола», когда обнаружила там следы цианида. Руководитель фирмы Дж. Э. Берк тогда заявил: «Важно продемонстрировать, что мы предпринимаем все возможные шаги для защиты людей и что больше сделать мы просто не в силах».
Важно отметить, что влиять на социально ответственное поведение могут не только крупные организации. Малое предприятие, которое разрешило экскурсию школьникам для ознакомления с его работой является социально ответственным. Тем не менее, не подлежит никакому сомнению, что прибыль важна для выживания предприятий. Но как бы то ни было, организации должны вести свои дела в соответствии с общественными ожиданиями. Эта точка зрения отражена в следующем высказывании Э. Дж. Харнеса, главы фирмы «Проктрер энд Гэмбл»: «Руководство компании обязано использовать весь свой талант, чтобы отдавать наивысшие приоритеты прибыли и развитию. Однако ему нужно также иметь достаточно широкие взгляды, чтобы в интересах своей компании осознать важность выполнения компанией любого разумного ожидания, сформировавшегося по отношению к ней внутри местного сообщества и различных заинтересованных слоев общества. Открытое признание приоритетов и социально ответственное поведение обеспечивают компании достижение важных вторичных целей. Прибыльность и развитие идут бок о бок с честным отношением к работникам, потребителям всех уровней и местному сообществу».
- Введение
- Тематический план курса
- Общие проблемы и категории профессиональной этики.
- Виды и специфика профессиональной этики.
- Нормы цивилизованных деловых отношений.
- Лекция 2. Корпоративная этика
- 2.1. Понятие корпоративной этики.
- 3.2. Этический кодекс фирмы.
- 2.3. Этические принципы корпоративного поведения.
- Лекция 3. Этико-психологические основы делового общения
- 3.1. Виды и функции общения.
- 3.2. Коммуникативные барьеры.
- Техника общения и приемы преодоления коммуникативных барьеров.
- Лекция 4. Этика руководителей
- 4.1. Понятие и особенности административной этики.
- 4.2. Основные стили руководства.
- 4.3. Моральный кодекс руководителя.
- Лекция 5. Средства деловой коммуникации и имидж
- 5.1. Имидж как фактор деловой коммуникации.
- 5.2. Вербальные средства делового общения.
- 5.3. Невербальные средства делового общения.
- Лекция 6. Деловая беседа
- Понятие деловой беседы.
- Структура деловой беседы.
- Факторы успешного ведения деловой беседы.
- Лекция 7. Собеседование как частная форма деловой беседы
- Личное резюме.
- Факторы успеха собеседования.
- 7.3.Технология собеседования при приме на работу.
- Лекция 8. Публичная речь
- 8.1.Особенности публичного выступления.
- 8.2. Подготовка речи.
- 8.3.Правила поведения оратора.
- Лекция 9. Совещание: виды и особенности проведения
- 9.1.Основные виды и функции совещаний.
- 9.2. Стили совещания.
- 9.3. Проведение совещаний и типы председателей.
- 9.1. Типы, свойства, структура и стадии конфликта.
- 10.2. Варианты разрешения конфликта.
- 10.3. Профилактика конфликтных ситуаций.
- Лекция 11. Общение с конфликтной личностью и девиантное поведение
- 11.1.Типы собеседников и их особенности.
- 11.2. Понятие отклоняющегося поведения.
- Лекция 12. Комплимент и критика в деловом общении
- 12.1.Комплимент в деловом общении.
- 12.2. Правила конструктивной критики.
- 12.3. Как прекратить розговор, не обижая собеседника
- Лекция 13. Национальные особенности деловой этики стран востока
- 13.1.Понятие национального стиля делового общения.
- 13.2. Деловое общение в Китае, Японии и Республике Корея.
- 13.3. Этика бизнеса в арабских странах.
- Лекция 14. Национальные особенности деловой этики стран запада
- 14.1. Особенности делового общения в сша.
- 14.2. Деловое общение во Франции и Великобритании.
- 14.3. Этика бизнеса в Италии, Испании, Германии, Венгрии и Швеции.
- Лекция 15. Виды деловых приемов
- 15.1.Разновидности деловых приемов.
- 15.2. Этикет делового обеда.
- 15.3. Особенности самостоятельной организации делового приема.
- Лекция 16. Документационное обеспечение делового общения
- 16.1.Общая характеристика деловой документации.
- 16.2. Деловое письмо и его виды.
- 16.3. Основные требования к деловой корреспонденции.
- Лекция 17. Правила делового этикета в сети «интернет»
- 17.1.Понятие Интернет-этикета.
- 17.2. Деловой этикет в локальных компьютерных сетях.
- 17.3.Основные правила Интернет-безопасности.
- Рекомендованные темы рефератов
- Список рекомендованной литературы основная литература
- Раздел II.
- Дополнительная література