13.1.Понятие национального стиля делового общения.
В каждой стране и у каждого народа существуют свои традиции и обычаи делового общения и деловой этики. Национальные особенности имеют значение в переговорном процессе, а степень их значимости различна в каждом конкретном случае. Шведский исследователь К. Йонссон отмечает, что обычно при значительном совпадении интересов сторон, то есть при сотрудничестве, национальные различия не замечаются, но стоит возникнуть конфликту, как они начинают играть важную роль. Национальные особенности влияют на деловые отношения не только при конфликте сторон. Приведем пример из практики одной из западноевропейских фармацевтических компаний. Она решила поставить партию нового болеутоляющего препарата в арабские страны. Препарат хорошо раскупался на европейском континенте, что позволило компании рассчитывать на успех. Для рекламы в Европе использовались три картинки: на первой была изображена женщина, кричащая от боли, на второй – она же принимала лекарство, на третьей – после приема препарата боль прошла, и женщина изображалась в расслабленном, спокойном состоянии. Рекламу, которая не требовала пояснений, решили оставить. Через некоторое время обнаружили, что препарат вообще не покупается в арабских странах. О том, что там читают справа налево, разумеется, знали, но о том, что это относится и к картинкам, просто не подумали. Без учета культурной специфики смысл рекламы оказался прямо противоположным: женщина принимает предлагаемое лекарство, после чего кричит от боли.
Итак, участники международного общения придерживаются единых норм и правил, тем не менее национальные и культуральные особенности могут оказаться весьма значимыми при деловых отношениях. Прежде чем описывать национальные особенности, сделаем несколько пояснений.
Во‑первых, под национальными стилями, как правило, понимаются стили, типичные скорее для тех или иных стран, а не определенных национальностей. Так, китаец, живущий в США и ведущий переговоры от американской компании, в определенной мере может сохранить черты, присущие китайскому национальному характеру, и это будет влиять на его поведение на переговорах. Однако в целом его стиль ведения переговоров будет скорее американским, поскольку на формирование переговорного стиля в большей степени оказывают те условия, в которых человек работает и то, от имени какой страны он ведет переговоры.
Во‑вторых, необходимо учитывать, что практически невозможно "абсолютно объективно описать" национальный стиль делового общения. Всегда работают устоявшиеся стереотипы национальных черт тех или иных народов.
В‑третьих, национальный стиль – это наиболее распространенные, наиболее вероятные особенности мышления, восприятия поведения. Они не будут обязательными чертами, характерными для всех представителей описываемой страны, а только типичными для них. Знание национальных особенностей может служить своеобразным путеводителем, ориентиром возможного поведения партнера.
- Введение
- Тематический план курса
- Общие проблемы и категории профессиональной этики.
- Виды и специфика профессиональной этики.
- Нормы цивилизованных деловых отношений.
- Лекция 2. Корпоративная этика
- 2.1. Понятие корпоративной этики.
- 3.2. Этический кодекс фирмы.
- 2.3. Этические принципы корпоративного поведения.
- Лекция 3. Этико-психологические основы делового общения
- 3.1. Виды и функции общения.
- 3.2. Коммуникативные барьеры.
- Техника общения и приемы преодоления коммуникативных барьеров.
- Лекция 4. Этика руководителей
- 4.1. Понятие и особенности административной этики.
- 4.2. Основные стили руководства.
- 4.3. Моральный кодекс руководителя.
- Лекция 5. Средства деловой коммуникации и имидж
- 5.1. Имидж как фактор деловой коммуникации.
- 5.2. Вербальные средства делового общения.
- 5.3. Невербальные средства делового общения.
- Лекция 6. Деловая беседа
- Понятие деловой беседы.
- Структура деловой беседы.
- Факторы успешного ведения деловой беседы.
- Лекция 7. Собеседование как частная форма деловой беседы
- Личное резюме.
- Факторы успеха собеседования.
- 7.3.Технология собеседования при приме на работу.
- Лекция 8. Публичная речь
- 8.1.Особенности публичного выступления.
- 8.2. Подготовка речи.
- 8.3.Правила поведения оратора.
- Лекция 9. Совещание: виды и особенности проведения
- 9.1.Основные виды и функции совещаний.
- 9.2. Стили совещания.
- 9.3. Проведение совещаний и типы председателей.
- 9.1. Типы, свойства, структура и стадии конфликта.
- 10.2. Варианты разрешения конфликта.
- 10.3. Профилактика конфликтных ситуаций.
- Лекция 11. Общение с конфликтной личностью и девиантное поведение
- 11.1.Типы собеседников и их особенности.
- 11.2. Понятие отклоняющегося поведения.
- Лекция 12. Комплимент и критика в деловом общении
- 12.1.Комплимент в деловом общении.
- 12.2. Правила конструктивной критики.
- 12.3. Как прекратить розговор, не обижая собеседника
- Лекция 13. Национальные особенности деловой этики стран востока
- 13.1.Понятие национального стиля делового общения.
- 13.2. Деловое общение в Китае, Японии и Республике Корея.
- 13.3. Этика бизнеса в арабских странах.
- Лекция 14. Национальные особенности деловой этики стран запада
- 14.1. Особенности делового общения в сша.
- 14.2. Деловое общение во Франции и Великобритании.
- 14.3. Этика бизнеса в Италии, Испании, Германии, Венгрии и Швеции.
- Лекция 15. Виды деловых приемов
- 15.1.Разновидности деловых приемов.
- 15.2. Этикет делового обеда.
- 15.3. Особенности самостоятельной организации делового приема.
- Лекция 16. Документационное обеспечение делового общения
- 16.1.Общая характеристика деловой документации.
- 16.2. Деловое письмо и его виды.
- 16.3. Основные требования к деловой корреспонденции.
- Лекция 17. Правила делового этикета в сети «интернет»
- 17.1.Понятие Интернет-этикета.
- 17.2. Деловой этикет в локальных компьютерных сетях.
- 17.3.Основные правила Интернет-безопасности.
- Рекомендованные темы рефератов
- Список рекомендованной литературы основная литература
- Раздел II.
- Дополнительная література