logo search
Etika_biznesa_i_delovogo_obshenia_Ye_V_Andrienk

Виды и специфика профессиональной этики.

Типологический анализ человеческой деятельности позволяет выделить основные виды профессиональной этики. Каждому роду человеческой деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики. Рассмотрим основные из них.

Место нравственного кодекса в профессиональной деятельности: Профессиональная этика представляет собой конкретизацию общих этических норм, вызванную спецификой личностных отношений и закрепленных в профессиональных кодексах.

Профессиональный кодекс (ПК) – это нормы поведения (правила, образцы, эталоны), предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности. Например, существует ПК врачей (клятва Гиппократа), основной принцип которого «не навреди!», ПК военнослужащих (присяга), предписывающий им защищать интересы своей страны и т.д.

ПК могут иметь вид уставов, предписаний, инструкций. Кроме этого, профессиональные отношения регулируются различными санкциями (поощрения, наказания). ПК могут разрабатываться:

Специфика деловой этики. Деловая этика является особым проявлением профессиональной этики. Часто, как идентичные, употребляются понятия «экономическая этика», «предпринимательская этика», «этика бизнеса», «этика рынка». Поэтому понятия «деловой человек» и «предприниматель», «бизнесмен» также могут использоваться как тождественные.

Специфика деловой этики обусловлена потребностью регулирования и организации экономической деятельности людей, которая связана, во-первых, с выполнением конкретных производственных функций; во-вторых, с технологическим процессом; в-третьих, с необходимостью достижения конкретных результатов труда. Рынок – это локальная социальная система, которая должна быть рационально осмыслена с позиции морали.

Проблема соотношения экономики и нравственности является одной из древнейших. Еще Аристотель советовал заниматься только производством благ. Данная проблема волновала и средневековых теологов, однако они утверждали, что «деньги – это дьявол», а богатство и накопительство (по крайней мере, для простых людей) – подлежит моральному осуждению. Формирование новых капиталистических экономических отношений в Европе в ХVI в. неразрывно связаны с протестантизмом. Стремление к прибыли стало неотделимым аспектом служения Богу. Финансовый успех стал восприниматься как благословение. Капитализм и протестантизм обеспечили моральную основу процесса «делания денег».

Православные страны (к которым принадлежит и Украина), представляют в этом плане консервативную позицию. Становление рыночных отношений, нацеленных на достижение финансового и социального успеха, до сих пор не получает моральной поддержки у большинства населения. Для большинства очевиден только один результат реформ – глубокое расслоение общества на бедных и богатых. Основные причины этой ситуации заключаются в следующем: 1) отсутствие привычки работать и получать средства для жизни за счет своих личных способностей; 2) православная доктрина, проповедующая не стяжательство, скромность, умение довольствоваться малым. Деньги при этом рассматриваются как антитеза нравственности.

Западная модель экономических отношений в настоящее время базируется на утверждении, что хорошая этика означает хороший бизнес. Соблюдение норм морали снижает степень предпринимательского риска. Девизом европейского бизнеса является высказывание: «Частная собственность должна быть честной». Честность и справедливость – наиболее общие моральные установки цивилизованных деловых отношений. Однако в каждом обществе в каждую конкретную эпоху эти принципы приобретают специфические очертания.