Речевой этикет
В стихотворной форме поэт Вадим Шафнер так сказал о силе звучащего слова:
«Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести».
Речь сотрудника МЧС России, как устная, так и письменная, в первую очередь, должна быть грамотной с точки зрения правильного употребления слов и их произношения. Здесь важна правильность постановки ударений в таких словах, как, например, обеспечение, средства, квартал, досуг, жалюзи.
В речевом этикете важную роль играет интонация. Даже самое приятное слово, произнесенное с неправильной интонацией, может обидеть человека. Например, слово «Здравствуйте» можно сказать приветливо, радостно, сухо, равнодушно, сквозь зубы, высокомерно, заискивающе.
Немаловажен и тот словарный запас, который есть у человека. Он делится на активный (пользуемся постоянно) и пассивный (знаем, но пользуемся крайне редко).
Компьютер, мобильный телефон и др. обедняют словарный запас современного человека. Его надо расширять путем чтения художественной литературы.
Речевой этикет предполагает соответствие речи по принципу: в быту мы говорим просто, намеками, в аудитории – академически, на совещании – публично, на инструктаже – командно.
Темп речи в деловой обстановке должен соответствовать среднему уровню понимания смысла слушателями – 100-120 слов в минуту. Во время инструктажа частота объяснения не более 80-100 слов в минуту. Примером того, каким не должен быть темп, является очень быстрая речь диктора на телевидение.
Тембр речи, его окраска должны быть звонкими, дикция ясной и понятной, без дефектов.
Не следует употреблять слова, смысл которых не понимаете.
Для объяснения аудитории специальных терминов в арсенале говорящего должны быть всем понятные синонимы.
Продолжительность речи в зависимости от вида выступления должна быть следующей:
доклад – до 20 мин.;
выступление на конференции, семинаре – до 10 мин.;
речь на митинге – до 3 мин.
В речевом этикете учитывается продолжительность устойчивого внимания слушателей, которое ослабевает после 15 минут слушания. Оратор должен помнить о законе: лучше всего запоминаются начало и конец речи, поэтому они должны быть особенно яркими. В любом выступлении оптимально следует выдвигать и доказывать 3 тезиса. Речь оратора не прерывается, а вопросы задаются в конце выступления.
-
Содержание
- Министерство Российской Федерации
- Содержание
- Введение
- Понятие этикета
- Основные типы, виды и нормы этикета
- 3. Особенности этикета сотрудника мчс России
- Этикет начальника любого ранга
- Организационный этикет
- Этикет внешнего вида
- Речевой этикет
- Этикет приветствия и представления
- Этикет общения по телефону
- Гостевой этикет
- А) Приглашение
- Б) Приход в гости (на прием)
- В) Встреча гостей
- Г) Поцелуи
- Д) Как дарить и принимать цветы
- Е) Тосты
- Ж) Беседы
- З) Каких тем следует избегать в беседе
- И) Как начинать беседу
- К) Анекдоты
- Л) Танцы
- М) Курение
- Н) Общие правила гостевого этикета
- 11. Культура подарков а) Подарки ко дню рождения, именинам
- Б) Подарки на годовщины свадьбы
- 12. Столовый этикет
- А) Хлеб, закуски
- Б) Супы
- В) Рыбные блюда
- Г) Блюда из мяса и дичи
- Д) Фрукты
- Е) Чай и кофе
- Ж) Этикет об алкоголе
- 13. Этикет приемов
- А) Бокал шампанского
- Б) Завтрак
- Г) Чайный вечер по-английски
- Д) Чайный банкет по-французски
- Е) Чайный вечер по-японски
- Ж) Журфикс
- З) Прием «Барбекю»
- И) Приемы типа «коктейль» или «а ля фуршет»
- К) Обед
- Л) Обед-фуршет
- Р) Приглашения и их рассылка
- Формы пригласительного бланка
- С) Ответ на приглашение
- Т) Приход на прием и уход с приема
- У) Рассадка за столом
- Ф) Составление меню
- Х) Сервировка стола
- Ц) Тосты и речи
- Ч) Одежда
- Ношение орденов
- Одежда для женщин
- Ш) Возможный список рассадки
- Наиболее распространенные правила поведения на приемах
- 14.Правила поведения в общественных местах а) На улице, в транспорте
- Б) в театре, в концертном зале
- В) На балу, танцах, дискотеке
- Г) в ресторане и кафе
- Д) в храме
- 15.Этикет взаимоотношений мужчины и женщины
- 16. Этикет народов мира
- Заключение