logo
ЛЕКЦИИ Этика и культура межличностного общения

Межличностное общение

Общение людей — универсальный способ их жизнедеятельности. Нравственное общение — это сфера поступков.

Субъектами общения могут выступать: личность, социальная группа, общество в целом.

Основные формы общения: межличностные, межгрупповые, межсоциумные.

Разграничение общения по характеру позволяет выделить его виды: прямое и косвенное (общение с помощью технических средств — радио, телевидения, почты, интернета).

Чтобы осмыслить нравственный смысл процесса общения, важно выявить его ценностные ориентиры. Идеальное общение неотделимо, например, от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. При этом равенство в общении нельзя понимать абстрактно: это, прежде всего, равенство человеческого достоинства, ориентация на поддержание чести и достоинства человека. Общение, ориентированное на эти ценности, можно назвать гуманистическим.

Нравственное общение как элемент моральной практики подразделяется на два вида:

  1. сфера моральных отношений, когда нравственные нормы, принципы и мотивы являются побуждением для поступка человека (любовь, дружба, ненависть, презрение, доверие, уважение т д)

  2. реализуется через другие формы общения (социально-экономические, политические, национальные, трудовые, семейные и т. д.).

При этом фиксируются лишь результаты определенных действий субъекта в различных сферах деятельности, удовлетворенность или неудовлетворенность их результатами. Например, возмущение и негодование вкладчиков деятельностью финансовых пирамид, обманувших их лживыми обещаниями высоких прибылей, лишь в конечном итоге связано с моральной оценкой данного факта.