logo
ЛЕКЦИИ Этика и культура межличностного общения

II. 1. Этикетная формула (речевое поведение)

С помощью словесных формул мы выражаем отношение при встрече и расставании, когда кого-либо благодарим или приносим свои извинения, в ситуации знакомства и во многих других случаях. Когда - то Россия располагала одним из самых богатых, детально разработанных национальных этикетов.

Представляя кого-нибудь при знакомстве, говорят: Прошу любить и жаловать!

Уезжающий говорит: Счастливо оставаться! Не поминайте лихом! Слова "лихо" и "жаловать" в современном русском языке уже не употребляются.

В любой деловой ситуации могут вступать в контакт люди разных коммуникативных типов:

Открытого типа (считается наилучшим для общения, ведения переговоров) сосредотачивает внимание на партнере по коммуникации и

закрытого типа ("человека - манипулятора") сосредотачивает внимание на самом себе.

В деловом взаимодействии все речевое поведение ориентировано на определенную реакцию партнера. Для того чтобы реакция оказалась адекватной намерениям каждой из сторон, необходимо: соблюдать языковую нормативность деловой речи - четко формулировать мысль, подчиняться установленным правилам и ограничениям (протоколу, деловому этикету, культуре общения), позволяющим формировать у собеседника приятный имидж, поскольку деловой коммуникации свойственна регламентированность.