logo
ЛЕКЦИИ Этика и культура межличностного общения

Функции общения

Можно выделить ряд, ролевых функций общения

  1. Общение есть условие формирования и существования человека. Формирование человека невозможно без общения

  2. Общение есть способ самовыражения человеческого Я: человеческая сущность проявляется лишь в общении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

  3. Общение — основное средство коммуникации, что проявляется в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование. Одновременно общение проявляется и в генерировании новых идей, что выявляет его творческий характер, и в обмене идеями, что обусловливает практическую ценность общения.

  4. Общение выступает основным средством управления людьми, средством манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается как в публичных сферах – в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений.

  5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида. Выступает неосознанной потребностью каждого человека. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь.

Выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать ценность общения, по меньшей мере, в двух аспектах: --------как прагматическую ценность, ориентированную на достижение социально-значимых и личных результатов;

------- как самоценность – общение ради общения, смыслом которого является самовыражение, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные ценности