logo search
Этика под ред

Раздел III

Высшие

моральные

ценности

и стратегия

«правильной

жизни»

Мораль, собственно говоря, есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы дол­жны стать достойными счастья.

И. Кант

Традиционная функция этики — быть «практической филосо­фией» — реализуется, прежде всего, нормативной этикой, которая выступает своеобразной формой связи теоретической этики и прак­тической морали. Специфичность этой связи в том, что этика не просто отражает мораль, но и является ее своеобразным «доразви-тием», высшим уровнем морального сознания, воплощаясь в норма­тивных формах знания, преобразуемых затем в систему норм прак­тической морали. Нормативная этика «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (долга, смысла жизни и др.), в обоснова­нии и оценке моральных ценностей, устанавливает их субордина­цию, чтобы затем, по каналам этического образования и нравствен­ного воспитания, непосредственно участвовать в преобразовании нравственной жизни общества и формировании личности.

Таким образом, нормативная этика служит «передаточным меха­низмом» от теоретической к прикладной этике, занимающейся мо­ральными коллизиями в конкретных ситуациях и сферах обще­ственной практики, для чего необходимо предварительное решение проблем человеческих приоритетов и ценностей, достоинств и прав человека, выяснение его статуса и отношения к Другому. Эти воп­росы как раз ставятся и решаются нормативной этикой, которая по­этому и должна включать, на наш взгляд, прежде всего, учение о мо­ральных ценностях, вырабатываемых человечеством в процессе исторического развития нравственности и определяющих нормы нашего долженствования. При этом следует учитывать, что пони­мание этих норм в авторитарной и гуманистической этике разное: авторитарная трактует долженствование как однозначное подчине­ние и следование этим нормам, тогда как гуманистическая предла­гает их в качестве различных вариантов свободного морального выбора и предпочтений личности. В результате этого выбора и об­разования иерархии ценностей складывается та стратегия «пра­вильной жизни», которая должна стать генеральной линией бытия человека и его межличностных отношений.