logo
Этика под ред

Глава 10. Честь и Достоинство 2м

  1. О своих чести и достоинстве человек заявляет постоянно и в разных ситуациях — и в отношениях с руководителями и подчиненными на производстве, и в общении с преподавателями и товарищами по группе в вузе, и в общественном транспорте, и в личных взаимоотношениях. Честь инженера, например, в том, чтобы качеством своего труда поддер­живать добрую славу отечественных инженеров, престижность инже­нерной профессии. Честь юриста — в бескомпромиссной борьбе за ут­верждение справедливости и законности в обществе.

  2. Наряду с рассмотренными отличиями между честью и достоин­ством существует определенная связь и очень сложная корреляция (взаимная согласованность). Потребность в чести, то есть призна­нии, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое до­стоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорцио­нальной.Во-первых, нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развиточестолюбие. Человекгордый, то есть обладающий в полной мере чувством соб­ственного достоинства, может быть в то же время настолькоскром­ным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью.

  3. Здесь возможен неожиданный поворот: у некоторых людей скромность превращается в самоуничижение, а гордость — в гордыню. Причем и то и другое смыкаются, образуя феномен «серой мышки», суть которого — упоение собственной скромностью. Эта псевдоскромность зачастую не­сет в себе бешеное тщеславие, когда, говоря библейскими словами, «уни­жение паче (то есть больше) гордости». А это и есть гордыня, которая издревле считается одним из самых страшных смертных грехов.

  4. Кстати, излишняя скромность вообще не всегда полезна. Она меша­ет честолюбию, а здоровое честолюбие необходимо для успешной дея­тельности практически во всех сферах — предпринимательстве, науке, искусстве, военной карьере и т.д., ибо ориентация на «средние показате­ли» принижает человека, препятствует его самовыражению и самореа­лизации. Человек с достоинством (достойный человек) должен «лю­бить честь», то есть быть честолюбивым, а не стремиться стать «серой мышкой».

  5. Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечи­вости чести и достоинства коренится, на наш взгляд, в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.

  6. При адекватной (соответствующей) самооценке наблюдается гармонич­ное сочетание чести и достоинства. При высокой адекватной самооцен­ке человек, сознающий свои достоинства, свои возможности и реализую­щий себя в соответствии с ними, правомерно ждет от общества соответ­ствующей оценки — чести. Правда, когда погоня за честью становится самоцелью, развивается тщеславие.

  7. При низкой адекватной самооценке — опять же, зная свои достоин­ства и свой «потолок», человек не претендует на многое, не страдает излишним честолюбием и поэтому не испытывает разочарования из-за несбывшихся надежд.

  8. Если же самооценка неадекватна, начинаются те сложности, о кото­рых мы говорили. При заниженной самооценке у человека обычно разви­вается комплекс неполноценности, неуверенность в себе, он недооценива­ет себя, излишне скромен, лишен всяких притязаний, отсюда и ориентация на средний результат и незаметное место в жизни. При этом не исключе­на глубокая внутренняя трагедия: неуверенность в своих силах мешает человеку предъявить миру и реализовать собственные достоинства, кото­рые могли бы принести ему честь и славу.

  9. Еще более сложным является соотношение чести и достоинства при завышенной самооценке. В этом случае человек явно переоценивает свои достоинства, возможности, личные качества, развивается претенци­озность — ожидание и требование особого уважения и почтения к себе без всяких на то оснований. Преувеличенное чувство собственного дос­тоинства — гипердостоинство ведет к высокомерию, заносчивости, не­терпимости к чужим мнениям и позициям. Человек становится излиш­не подозрительным, всюду видит врагов, покушающихся на его честь и достоинство. Люди подобного рода малопривлекательны и конфликтны.

  10. Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства прояв­ляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства. В этом случае можно гово­рить об образовании таких феноменов, каклжедостоинство и псев­дочесть. Чаще всего они связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нор­мы и ценности. В результате возникают порой очень жесткие пред­ставления и требования, которые организуют жизнь и поведение в том или ином локальном мире.

  11. Так, считающееся романтичным в некоторых кругах понятие чести «вора в законе» предполагает целый набор достоинств и лжедостоинств —